Культура Древнего Рима
История Рима начинается как история небольшой родовой общины на Тибре, где с VIII по VI век до н.э. идёт процесс разложения родового строя. На развитие ранней римской культуры большое влияние оказали этруски, которые населяли Италию, а также глубокие разносторонние связи с Грецией. Постепенно расширялась территория Рима. Став главой Латинского союза, он объединил 47 общин во главе с народным собранием. Постоянная борьба патрициев и плебеев приводила к волнениям и восстаниям, а поэтому последние требовали от народного собрания письменных законов («3аконы XII таблиц»), защищающих права плебеев с отрицанием всяких привилегий и запрещающим продавать землю храмам, духовенству и иностранцам. Частые восстания рабов и угнетаемой сельской бедноты (восстание Спартака) против эксплуатации вызывали понимание у римской аристократии необходимости проведения реформ и уступок, которые возглавляли братья Гракхи. К концу VI века до н.э. Рим становится аристократической рабовладельческой республикой с высшим органом власти - сенатом, находившимся в руках патрициев. Объединение Италии под властью Рима создавало благоприятные условия для развития рабовладельческой экономики, особенно в развитии сельского хозяйства. Во время сенатской республики один за другим к тиранической власти приходят консулы Сулла, Гай Юлий Цезарь, Цицерон. Междоусобная борьба между консулами, убийства, заговоры ослабляли и подрывали государственную власть. Для развития римской культуры большое значение имело завоевание греческих городов на юге Италии, что ускорило процесс приобщения Рима к высоким достижениям греческой культуры, которая завоевывает всё более прочные позиции.
Художники, следуя греческим образцам, изображали сцены из греческих мифов. Вырабатывали свой стиль в области портрета - точная реалистическая передача внешнего облика, а также и внутреннего содержания изображаемой модели. Широкое распространение получает образование и греческий язык как литературный, так и разговорный. Римские учёные Варрон, Лукреций, Цицерон создали теорию вечно движущихся атомов и естественного происхождения Вселенной без вмешательства богов. Исповедовалась философия стоиков, эпикурейцев, астрологические предсказания, выделилась поэзия Катулла «неотерики». Особенно много для развития римской культуры сделал Цицерон, который был не только блестящим оратором, но и оставил после себя много теоретических трудов «Парадоксы», «Академики», «О респубке» и другие. Развитие строительной техники, инженерной мысли, изобретение бетона, купольной сводчатой архитектуры дало возможность вести в Риме широкое строительство - Форум, Табулярий (архив), храмы римских богов и др. Восстание рабов и движение бедноты, борьба провинций за общие права со всеми нанесли смертельный удар рабовладельческой республике. Начинается новая страница в истории Рима - история империи. Гай Юлий Цезарь практически ещё раньше становится императором Рима и, несмотря на убийство, был причислен к лику богов. Эпоха империи получила название «золотого века» римской литературы и искусства. При последовавшем за Цезарем правлении Августа, возник кружок Мецената, объединявшего всё талантливое в сфере искусства. Это прежде всего связано с расцветом римской поэзии и литературы Вергилия «Буколики», «Георгики», которые связаны с сельской темой, земледелием, предсказанием «золотого века» Рима. Знаменитая «Энеида» с любовью царя Энея и Дидоны, Горация, писавшего любовные стихи и сатиры, высмеивающие пороки римского общества; Овидия, прославившегося любовной поэзией - «Метаморфозы», «Фасты» (римский календарь), «Наука любви».
Появляется большое количество исторических трудов Тита Ливия, Дионисия Галикарнакского, научных трудов по этнографии. Была составлена карта империи, трактаты Витрувия по архитектуре, сочинения по грамматике, литературоведению. Особенно быстро развивалось строительство по возведению дорог, водопроводов, храмов римских богов. В изобразительном искусстве получил распространение новый канделябровый стиль, то есть внутренние стены украшались мифологическими, историческими, бытовыми сценами, натюрмортами, гирляндами из цветов в подражание греческим мастерам. Вообще надо заметить, что творения греческих мастеров дошли до нас, чаще всего, в римских копиях. Примеры этого стиля обнаружены в раскопках городов Помпеи, Стабии и Геркулануме, похороненных в древности под толстым слоем вулканического пепла во время извержения Везувия. В архитектуре в это время ведётся строительство грандиозных сооружений - форум Траяна, Пантеон, храм Венеры, мавзолей Адриана и др. Скульптура более не раскрашивается, мелкие детали портрета передаются резцом, обнажённые части полируются до блеска, волосы и одежда остаются матовыми. Большое распространение получает настенный рельеф. Начало новой эры характеризуется борьбой сенатской оппозиции с императорами. Материалы об этом времени сохранились у философа Сенеки, Эпиктета, историков Тацита и Светония, Плиния Старшего, сатирика Ювенала. Особенно жестоким в их сочинениях представлен Нерон, правление которого связано с цепью убийств, провокаций, пожаров. Римская империя продолжала вести непрерывные войны в Европе и Азии за расширение своих владений. Это момент высшего расцвета рабовладельческой формации. Однако, если провинции в этот период переживают расцвет, то есть растёт производство металлических и керамических изделий, развивается металлургия, виноградарство, строятся города, расширяется торговля со странами Востока, то в центре империи идет спад экономического производства, надвигается кризис рабовладельческого способа хозяйствования. Кроме наступления «варваров» на границах империи, всё более широкое распространение получает новая религия - христианство. Особенно большого расцвета достигают провинции при династии императоров Антонинов-Траяне, Пии, Марке Аврелии, когда укрепляются культурные и экономические связи с окраинами, а после ограбления греческих городов, греко-римская культура становится единой.
Кроме Тацита, историю римских воин писал Аппиан. Плутарх прославился жизнеописаниями знаменитых римских и греческих деятелей, Лукиан пародировал сочинения о фантастических путешествиях, большой популярностью пользовался эпистолярный жанр (переписка) письма Плиния Младшего, из латинских романов Апулея «Метаморфозы». Во II веке новой эры значительное развитие получает наука в лице Птолемея, который создал всемирно известные труды по гелиоцентрической системе, оптике, математике, географии, составившего каталог более 1600 звёзд. Врач Гален обосновал открытие и значение нервной системы и кровообращения. Бурными темпами развивалось строительство - амфитеатр Флавиев (Колизей), полуторакилометровый мост через Дунай, начинает применятся оконное стекло. При Антонинах улучшается положение рабов: право их наказывать решает суд. Ухудшается положение крестьянства, обременённого налогами. Всё это сказалось на умонастроениях людей: большую роль стала играть магия, астрология, демонология. Среди простого народа растёт протест против развращённости и пресыщенности имущих классов, что способствует распространению христианства, ибо в судьбе Христа простой человек видел образец жизни и смерти и царство Божие для всех людей на земле. Деградация сельского хозяйства, резкий упадок развития ремёсел и торговли, низкий уровень грамотности, огрубление нравов, борьба за власть, пессимизм, наступление «варваров»- всё это были существенные признаки кризиса рабовладельческого Рима. Несмотря на разруху и обеднение империи, в этот период были построены грандиозные сооружения в честь римских императоров: термы Каракаллы - сложный архитектурный комплекс, вмещающий одновременно 1800 человек, с бассейнами, ваннами, спортивными площадками, магазинами, библиотеками, а при, Диоклетиане возводятся термы на 3200 человек. Появляются памятники, связанные с христианской религией - катакомбы, подземные галереи для захоронений.
Император Константин в 306 году прекращает гонение на христиан и в Никее созывает собор для выработки единого вероучения. Появляются виднейшие представители христианской философии: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Августин, Амвросий и другие, но старые языческие культы про должают долго сохраняться среди сельского населения наряду с христианством. В поздней римской империи создаётся огромный бюрократический аппарату во взаимоотношениях богатых и бедных слоев населения уже просматриваются черты феодального общества и христианство в IV веке становится господствующей религией. Христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывает основы средневекового богословия. После признания в 313 году н.э. христианства государственной религией, начинается строительство христианских храмов-базилик по типу административных зданий, где большое развитие получила монументальная фресковая живопись. Император Константин переносит свою столицу в Константинополь, а усилившиеся готы в 410 году взяли штурмом и разграбили Рим. Это было началом нарождающейся эпохи феодализма. Терминология: Консул - в Древнем Риме в эпоху республики - титул двух выборных высших должностных лиц, в период империи - почётное звание. Меценат - римский государственный деятель, прославившийся покровительством искусству, в современном значении покровитель искусства. Пантеон - у древних греков и римлян храм, посвящённый всем богам. Астрология - учение, согласно которому события земной жизни можно пред сказывать по расположению небесных светил. Термы - общественные бани в Древнем Риме, являющиеся также местом для занятий спортом, собраний, увеселений.
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ На рубеже IV-V столетий происходит напряжённая борьба во всех сферах политической и духовной жизни обеих частей римской империи. Восточная империя выступает как важнейший очаг раннесредневековой культуры в V-VII веках. Она вошла в историю под именем «Византии», где были заложены основы художественного развития восточно-христианского мира. Именно в этот период на смену античному мировоззрению приходит средневековое (жители Восточной империи именовали её по-гречески «Ромейской державой»). Распространенным видом зодчества начального периода является культовое строительство - храмы, монастырские комплексы, гробницы, а также монументальная живопись и книжная миниатюра (иллюстрация), так как книга занимала важное место в христианском богослужении, где евангельские тексты читались священником в процессе литургии. Уже в IV веке широкое распространение получил кодекс-рукопись из отдельных листов, скреплённых в виде книги (на смену свитку), например, Венская Библия.
Примерно с V века, как особый вид христианского искусства, развивается иконопись с «портретом» священного персонажа. Через монументальную живопись христианство пытается создать на земле образ некоего идеального небесного мира. Излюбленной техникой монументальной живописи в Византии была мозаика, которая преобладала в оформлении культового интерьера на библейские и евангельские темы. В эпоху правления Юстиниана наблюдается большая строительная активность, так как возводятся новые дворцы и храмы в столице и других центрах. Не случайно Константинополь называли Царьградом, то есть столицей всех городов. Среди построек особенно выделялись Золотые ворота, Большой императорский дворец, ипподром, морской маяк. К моменту сооружения святой Софии, в разных концах империи был накоплен немалый строительный опыт. Главные усилия зодчих были направлены на разработку купольного храма, то есть создания главного грандиозного храма христианской «ойкумены» с воплощением идеи централизации и могущества империи. Собор святой Софии, воздвигнутый на одном из холмов Константинополя, поражал современников и последующие поколения своими грандиозными масштабами и убранством интерьера, выполненного золотистыми купольными мозаиками, облицовкой мраморных стен, оформлением амвона в серебре и драгоценных камнях. Это передавало историю возникновения вселенной в христианском толковании. Конец VII начало IX века вошёл в историю Византии как «тёмное время». Империя отчаянно сопротивлялась нашествиям соседних племён и натиску славянских народов. Поэтому во внутренней жизни страны происходили сложные процессы. Это было связано с нарождающимися феодальными отно шениями и средневековыми богословскими ересями, связанными с иконоборчеством, то есть отрицанием иконопоклонения. Но с победой иконопочитания возросло значение светской культуры: так расширяются архитектурные комплексы Большого дворца, получает расцвет книжная миниатюра, а развитие взглядов на искусство рассматривается главным образом из нужд богословия и принадлежит монастырям. Долгая внутренняя борьба завершилась в 843 году победой иконо-почитателей и получила название средневизантийской или «второго золотого века». Несмотря на бурные потрясения VII начала IX века, Византия оставалась централизованным государством, и новые феодальные отношения складывались очень медленно. Отличительной чертой внутренней жизни Византии была её связь с прошлым могуществом Рима. В церковной литературе использовались образы, сравнения, стихотворные размеры, рождённые античной словесностью. Высшие деятели церкви не пренебрегали светской учёностью, и церковь не имела монопольного права на образование. В XI веке высшая школа в Константинополе переживала необычайный расцвет. Но эрудиция византийских учёных, обращённая в прошлое, сковывала ум - в ней не ощущалось современное дыхание жизни. В культовом зодчестве намечается уменьшение размеров храмов, предназначенных для небольшого количества верующих, и основой культового зодчества становится кресто-купольный храм. Большое значение в византийской культуре имели прекрасно выполненные древние рукописи, которые в глазах византийца обладали высшей правдой, например, кодекс «Слов» Григория Назианзина с хорошо иллюстрированными миниатюрами. Выдающееся искусство византийской мозаики оказало огромное влияние на соседние страны, куда приглашались византийские мастера для выполнения работ. В XII столетии происходят значительные сдвиги в развитии литературы: более живым становится литературный слог, появляется любовный роман, героический военный эпос. В иконографических схемах наметилось интимное, одухотворённое начало - «Владимирская богоматерь», «Путеводительница», «0ранта», новая форма иконостаса «Деисус», эмали на золоте, изделия из слоновой кости. В 1204 году крестоносцы четвёртого крестового похода захватили и разграбили Константинополь. Это был удар, от которого Византия в полной мере уже не могла оправится и как целая империя прекратила своё существование, а на её территории возникла Латинская империя, образованная крестоносцами. Византийские деятели культуры, спасаясь от крестоносцев, рассеялись по владениям Никеи, куда стекались старинные рукописи и лучшие умы государства. Там заложены основы культурного подъ ёма, который последовал за отвоеванием Константинополя Михаилом Палеологом. Подъём византийской культуры на рубеже XIII-ХIV веков, прежде всего, связан с духовной борьбой за национальное самоутверждение. Философия, литература, искусство ностальгически обращаются к далёкому прошлому. Тем не менее, византийское искусство испытывает новый подъём: оно становится взволнованным и «проникнуто трогательной жизненностью. Восстановление империи сопровождалось строительной деятельностью по восстановлению Царьграда: обновлялись церкви, росписи, восстанавливались укрепления, монастыри. Получает развитие иконопись, фресковая живопись (иконы «Двенадцать апостолов», «Благовещение»), возникают новые художественные школы, необычайно возрастает роль книжной продукции греко-римской культуры. В 1453 году, под ударами турок и других восточных народов, практически перестала существовать Византийская империя. Терминология: Евангелия - раннехристианские сочинения, повествующие о земной жизни Христа. Библия - разнохарактерные сочинения и мифы о сотворении мира, состоит из Ветхого завета (Священное писание) и Нового завета. Ойкумена - населённая человеком часть земли, описание встречается у Гекатея Милетского, включавшего в понятие ойкумены Европу. Литургия - христианское церковное богослужение. Амвон - в христианском храме - возвышение, на котором совершается часть богослужения. Иконоборчество - социально-политическое и религиозное движение, направленное против культа икон. Ереси - особое вероучение в христианстве, отклоняющееся от официальной церковной доктрины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|