Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура средних веков




Средневековье - период во всемирной истории, следующий за историей Древнего мира к предшествующий новой истории. Понятие это появилось у итальянских гуманистов (Бьондо и др.), а марксизм рассматривал это время как эпоху зарождения, развития и крушение Феодализма. Гуманистам Возрождения средневековье представлялось мрачным, невежественным, далёким от совершенных созданий античной культуры. Тем не менее, средние века были временем, когда зарождались современные нации, формировалась их культура, создавалась литература на национальных языках, закладывался фундамент современной цивилизации. Средневековье создало стройную картину мира, но в силу исторических условий представления о мироздании, приобрело религиозную Форму. Религия была важным Фактором в формировании феодальной культуры. Мировые религии были не только культом, но и системой права, политической доктриной, морально - этическим учением и Философией.

Память о могуществе Рима неослабно жила в среде феодальных властителей. Античная философия питала средневековое богословие. Из античного мира феодализм унаследовал христианство. Официальным языком Западной Европы стала заимствованная у Рима латынь. Начало средневековья ещё жило отблесками минувшего времени на основе контактов с Римским государством. Ещё существовали риторические школы, где учили красноречию и языческим наукам. Возводились постройки в подражание древним, но авторитет античности постепенно падает. Сужается круг образованных людей, меняется направленность познания, центр книжной учёности перемещается в монастыри.

В художественном творчестве получают развития прикладные искусства: Филигранный (вид ювелирной, изящной техники) и полихромный (многоцветный) стиль. Появляется новый тип средневековой книги - кодекс с украшающими её страничными миниатюрами (рукописи Вергилия в Ватиканской библиотеке), а затем и иллюстрированные книги религиозного содержания - Евангелие, литургические книги и др. Большое развитие получает храмовая христианская архитектура, - строительство базилик, церквей, соборов.

Эпоха VIII-IX веков в Западной Европе получила название «каролингской» (по имени Карла Великого), когда были о объединены все христианские народы Европы. Оживление культурной жизни при дворе Карла Великого называли «каролингским возрождением, так как Карл Великий много сделал для просвещения своем страны: расширялась сфера образования, создавались кружки образованных людей - учёных, поэтов, художников, историков из Италии и Британии, расширялись монастырские библиотеки. При дворе Карла была основана Палатинская дворцовая

школа (академия), руководимая учёным и философом Алкуином, где учился сам император и его приближенные. При монастырях основывались школы, где наряду со Священным писанием читали и древних языческих писателей. Вырабатывается новый тип гражданских сооружений - средневековый замок. Получает развитие книжная живопись в «Евангелии Годескалька», «Источнике жизни» и других произведениях, богато декоративно украшаются оклада книг.

Несмотря на глубокий кризис X века, после распада власти Каролингов, в Европе завершается оформление поземельных, феодальных отношений. Возникают предпосылки отделения ремесла от сельского хозяйства. Формируются новые народности-французы, немцы, итальянцы. Устанавливается иерархия сословий (расположение званий, чинов в порядке подчинения).

В архитектуре и изобразительном искусстве формируется романский стиль, связанный с древнеримской культурой, с простотой, строгостью, массивностью и внушительностью форм, то есть стремление королевской власти и церкви опереться на авторитет Римской империи в строительстве соборов, замков, господствовавших над местностью, и изображении картин страшного суда в настенных Фресках. Церковь становится централизованной, независимой от государственной опеки, и подчиняется лишь римскому первосвященнику. Сохраняя монополию на образование, она держала в своих руках главные нити культурного развития. Хранителями и основными очагами культуры романского периода были монастыри и отчасти епископские города.

«Наука служит религии», «вся истина дана в Священном писании», естественно, что под таким девизом образование носило богословский характер, но при наличии «семи свободных искусств: «грамматики, риторики, диалектики, астрономии, математики, музыки и так далее, преимущественно с заучиванием наизусть. Образование совершалось в монастырских, соборных и приходских школах при суровой слепой дисциплине. Существовало и светское рыцарское образование при семи рыцарских добродетелях типа умения ездить верхом, владеть копьём, Фехтовать, охотиться, умение петь и слагать стихи.

Средневековое образование носило схоластический характер, то есть стремление рационально обосновать и закрепить христианское вероучение с достойным примирением разума и религии. Однако по инициативе учёных в XII веке открываются первые университеты в Италии: Салернская медицинская школа, Болонская юридическая, а затем Парижский и Оксфордский университеты. А в XIII-XIV веках в Европе было открыто около 50 университетов.

Период зрелости романского стиля относится к XI-XII веку. Это время глубоких перемен в духовной культуре Европы. Признание

 

получает литература на народных языках. Появляются первые записи средневекового эпоса: героические песни, саги, сказания «Песнь о Роланде», «Песнь о моём Сиде». Это также было время рождения рыцарской любовной поэзии.

В феодальной аграрной Европе того времени рыцарский замок, монастырский ансамбль и храм были главными типами архитектурных сооружений. Они наиболее полно выражали суровый дух эпохи, а скульптурные работы были связаны с культовой темой.

Вторая половина XII-XIII века - вершина развития Феодального строя. Она связана с ростом и расцветом городов, развитием ремесел, появлением высшей формы городского самоуправления: городов-коммун, городов-республик. В художественном творчестве расцветом стиля готики - собор Нотр-Дам в Париже, соборы в Шартре, Амьене, Кельне, Вене - вытянутых вертикальных линий, стрельчатых сводов, обилием каменной резьбы, применением витражей, подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму. Утверждается освящённый церковью институт рыцарства, основанный на общности благородных воинов с его кодексом морали и повеления.

Меняется положение человека в мире, расширяется его кругозор, особенно в крестовые походы. Усложняется умственная и духовная жизнь, а культуру начинает пронизывать мирской светский дух. В городах создавались светские школы, один за другим возникали университеты, ставшие рассадниками средневекового свободомыслия. Растёт роль позитивного знания (научного, положительного). Средневековая философия номинализма (первичкостъ вещей, вторичность понятий) была первым выражением материализма. Вообще в этот период в Западной Европе идёт острая борьба Философских учений.

Сложную форму повествования представлял собой получивший развитие рыцарский роман, включавший исторические и географические сведения, древние легенды, моральные нравоучения. Сказочной новелистикой была пропитана «Золотая легенда»- энциклопедический свод средневековья, составленный в XIII веке Якопо да Вараджине, На родных языках создавалась поэзия провансальских трубадуров, греческих рапсодов, немецких миннезингеров, итальянских поэтов «нового сладостного стиля».

Усложняется мир эмоциональных переживаний, что нашло отражение в музыке: парижская школа Нотр-Дам заменила унисонное пение началами полифонии. В центре внимания мыслителей и художников всё чаще становится человеческая личность. Философы XIII века воспринимали личность человека как нерасторжимое единство души и тела. Моральная оценка поведения человека оставалась главным критерием и важнейшей чертой героя высокого средневековья, и в романе, и житии посвящалось его красоте. Освобождение от церковного мировоззрения, рост свободомыслия, еретические взгляды вызывали сопротивление церкви, и она стремилась нейтрализовать успехи позитивного знания, сохранить престиж христианства. Компромиссной философией между церковью и светскими взглядами явилась на этом этапе философия Фомы Аквинского.

В XIV веке золотая пора соборной готики миновала. Во второй половине века наступает время приходских церквей, частных капелл, возрастает потребность в знаниях для строительства светских зданий. Строительные ложи сменяются цеховыми организациями скульпторов, живописцев, зодчих. Искусство утрачивает вселенский пафос -монументальные формы вытесняются станковыми: алтарные статуи, живописные и резные алтари, а также расширяются темы иконографии. В скульптуре и живописи выделяется жанр портрета, особое место занимает книжная миниатюра. Центрами искусства становятся королевские дворцы и резиденции Феодалов в качестве эстетического наслаждения и украшения быта.

Важным фактором развития европейского искусства стало формирование в Италии искусства Проторенессанса (Предвозрождение), где произошёл первый решительный разрыв со средневековыми принципами изображения окружающего мира. С появлением искусства Пьетро Каваллини, Николло Пизано, Джотто ди Бондоне, Европа перешагнула и новую Фазу своего культурного развития. В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утверждающий достоинство и красоту человека, его разум, волю и творческие силы. Ярче всего это проявилось во Флоренции в творчестве Джотто ди Бондоне. Искусство Джотто обладает громадной силой эмоционального воздействия, морально-этической глубиной, драматизмом. Это цикл Фресок из жизни Марии и Христа в капелле дель Арена в Падуе «Страшный суд», «Благовещение», «Поцелуй Иуды» и другие. Его искусство положило начало живописи эпохи Возрождения.

Раннее Возрождение прежде всего связано с архитектурой Флоренции, с банкирским домом Медичи, который покровительствовал наукам и искусствам. Во Флоренции в 1439 году утверждается Платоновская академия и основывается Лауренцианская библиотека. Родоначальником ренессансной архитектуры становится Брунелёски. Обладая познаниями инженера и умом изобретателя создаёт грандиозный восьмигранный купол собора, Санта Мария дель Фьоре. Скульптура этого периода связана с именами Гиберти и Донателло не только в культовых произведениях, но и в светской скульптуре - обнажённой статуе Давида и конной статуе кондотьера Гаттамелаты.

Реформатором в области живописи становится Флорентиец Мазаччо во Фресках капеллы Бранкаччи «Изгнание из рая», «Чудо с динарием». К этому периоду также относится творчество Андреа Кастаньо, Доменио Венециано, Филиппо Липпи, создавшие религиозные композиции на библейские и евангельские темы.

 

Флоренция последней трети ХV века - это очередной этап в развитии итальянского искусства. Он представлен именами Доменико Гирлятндайо, Сандро Ботичелли в работах «Весна», «Рождение Венеры», «Магнификат», «Покинутая», Андреа Мантенья в росписях парадного помещения дворца в Мантуе с семейным портретом герцога Гонзага, в героическом цикле жанра «Триумф Дезаря», а также Беллини, усовершенствовавший технику масляной живописи, и наметавший черты перехода к Высокому Возрождению. Наряду с Ботичелли одним из ярких представителей флорентийской культуры является скульптор и живописец Андрее. Верроккьо, автор торжествующего «Давида», облаченного в нарядные воинские доспехи, и конной статуи кондотьера Коллеони.

Коронование Петрарки лавровым венком в Риме в апреле 1341 года было символом победы нового человека, знаком нарождающегося ренессансного гуманизма. Литературное Предвозрождение было представлено выдающимися именами: Данте, Петрарки и Боккаччо. Данте является создателем итальянского литературного языка. Автор сонетов, повести «Новая жизнь», философских и политических трактатов, «Божественной комедии» из трёх частей «Ад», «Чистилище и «Рай». Петрарка-родоначальник гуманистической культуры Возрождения. Автор «Книги песен» - литературного дневника поэтического самовыражения, обращенного к Лаype, поэмы «Африка», прозаических произведений «Тайна», «Письма к потомкам». Боккаччо автор поэм на сюжеты из античной мифологии, повести «Фьяметта». Основное произведение Боккаччо «Декамерон» проникнуто духом свободомыслия и жизнерадостным юмором.

Центром мироздания в эпоху Возрождения объявляется человек, понимаемый как часть природы, наиболее совершенное её творение. Человек с его переживаниями и внутренним миром становится главной темой искусства. Формируется идеал гармонической свободной всесторонне развитой личности. Утверждая новое мировоззрение, гуманисты Возрождения обращаются к античному наследию - переводам Гомера и греческим философам. Но культура Возрождения не только подражала античной, она развивалась в новых исторических условиях. Огромную роль сыграло изобретение в ХV веке печатного станка И. Гутенбергом и распространение книгопечатания.

Культура Возрождения отражала в себе специфику переходной эпохи. Здесь существовали течения, не укладывающиеся в рамки буржуазного мировоззрения - утопический социализм Томаса Мора, Кампанеллы и др. Италия, где Возрождение получило наиболее яркое выражение, становится настоящей школой гуманизма. Гуманизм позднего Возрождения приобрёл противоречивые черты - трагический гуманизм у Сервантеса, Шекспира, Микельанджело.

Культура Возрождения получает выражение в новой философии-пантеизме (отождествление бога с природой) и натурфилософии (учение о развитии природы). Получает развитие естествознание и география в великих географических открытиях Колумба (Америка), Васко да Гама (Индия), Магеллана (кругосветное путешествие), а также историография, филология (развитие языка), воспитания (Эразм Роттердамский, Монтень). Высокое и позднее Возрождение представлено выдающимися литературными именами Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Сервантесом «Дон Кихот», драмами Шекспира «Гамлет», «Макбет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Отелло», сатирой Бранта «Корабль дураков», Эразма Роттердамского «Похвала глупости».

Театральное искусство с влиянием античной драматургии получает развитие в комедии дель'арте с элементами фарса, балагана, маскарада, маски. Появляются новые светские жанры музыкального искусства: мадригал, виланелла, многоголосное изложение музыкального материала и первые профессиональные композиторы Палестрина, Орландо Лассо и др.

Изобразительное искусство Высокого Возрождения это «золотой век» итальянского искусства. Отличительной особенностью художественной культуры Высокого Возрождения было необычайное расширение общественного кругозора её создателей, масштабность представлений о мире и космосе. В центре их искусства образ человека, совершенного духовно и физически, наполненного жизненной силой и мощью самоутверждения.

Основоположником нового общенационального стиля в архитектуре был Браманте. Он проводит огромные работы по реконструкции Ватикана, но главное создание Браманте - проект собора святого Петра в Риме (1506 г.), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричной композицией.

Однако подлинным основоположником художественного стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи. Он был великим живописцем, математиком, механиком, инженером. Он воплощал новый тип художника-учёного, мыслителя, поражающего широтой взглядов и многогранностью таланта, К числу ранних произведений художника относится эрмитажная «Мадонна с цветком» (Бенуа). Но страстное увлечение наукой часто отвлекало его от занятий искусством, поэтому часть работ художника, как например «Поклонение волхвов» остались незавершёнными. В зрелый миланский период творчества создаёт неосуществлённый проект конкой статуи Франческо Сфорца, а затем «Мадонну Б гроте» и фреску «Тайная вечеря» по евангельской легенде, в которых драматически раскрывает человеческие чувства и переживания. Прославленным произведением мировой живописи является портрет Моны Лизы Джаконды, так как кажется, что зыбкая, хрупкая изменчивость жизни ощущается Б выражении лица, оживлённого едва уловимой улыбкой в спокойно уверенном проницательном взгляде.

 

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своём творчестве Рафаэль Санти, проживший короткую, но чрезвычайно насыщенную творчеством жизнь. Творчество Рафаэля - это гимн материнству. Из ранних его работ выделяется «Мадонна Конестабиле», возвышенная «Мадонна Грандука», совсем земная «Мадонна делла седиа», многофигурная композиция «Обручение Марии». Во флорентийский период были написаны более зрелые произведения «Мадонна в зелени», «Мадонна со щеглёнком», «Прекрасная садовница». По приглашению папы Юлия II расписывает парадные залы Ватиканского дворца (станцы). Это композиции «Диспута», «Парнаса», «Афинской школы», «Мудрости, умеренности и силы». Эти четыре названия олицетворяют духовную деятельность человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Римский период творчества характерен высокими достижениями в области портретной живописи «Дама в покрывале» и в это же время Рафаэль создал своё величайшее творение «Сикстинскую мадонну». Это величавый образ матери, несущей в мир сына и предвидящей его трагическую судьбу.

Кульминацией Высокого Возрождения явилось творчество Микельанджело Буонаротти, оставившего во всех областях художественного творчества грандиозные произведения по масштабам и силе выражения. Вся его жизнь - непрерывный труд и героическая борьба за утверждение права человека на свободу и творчество. Уже первые ранние произведения подтверждают его тяготение к монументальным образам, полным героики к силы, как рельеф «Битва кентавров». Мраморная группа «Пьета» - первое большое произведение с драматической темой оплакивания Христа Богоматерью. В следующем гениальном творении в образе легендарного «Давида» нашла воплощение идея гражданского долга, мужественной доблести. Он сосредоточил внимание на волевом напряжённости всех сил героя перед боем, переданных пластическими средствами. Одновременно со статуей «Давида» был выполнен картон «Битва при Кашине» для росписи зала Совета Веккьо, а затем Микеланджело получает грандиозный заказ от папы Юлия II на роспись потолка Сикстинской капеллы. За 4 года без чьей-либо помощи Микеланджело покрыл росписью поверхность штукатурки более 500 кв.м., выполнив на плафоне около трёхсот фигyp на сюжеты из Библии о сотворении мира и жизни первых людей на земле, поместив в центре фрески «Отделение света от тьмы», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Опьянение Ноя» и другие. Это вдохновенный гимн красоте, мощи и разуму человека, прославление его творческого гения. В последующие годы Микеланджело работал над гробницей папы Юлия II, выполнив статуи двух рабов и пророка Моиссея. С перерывами Микеланджело работает над захоронениями Медичи в капелле церкви Сан-Лоренцо, где кроме архитектурного оформления капеллы на гробницах выполнены

четыре обнажённые аллегорические фигуры, символизирующие время суток и быстротекущую жизнь - «Утро, «Вечер», «День», «Ночь» со скульптурами Джулиано и Лоренцо Медичи. В последние годы, в Риме Микеланджело создаёт полную напряжённого драматизма огромную фреску «Страшный суд» в Сикстинской капелле, а также полные трагизма и величия скульптурные группы «Пъета» и «Пьета Ронданини». К этому периоду относятся работы Микеланджело по строительству собора св. Петра в Риме.

Очередной этап Высокого Возрождения связан с творчеством Джорджоне, искусство которого пронизано глубоким лиризмом, гармонической связью человека с природой, музыкальностью ритмов изображаемого, преклонением перед красотой человека и окружающего мира в картинах «Три философа», «Сельский концерт», «Спящая Венера». В картине «Юдифь» обращается к героической теме с фигурой победительницы, попирающей ногой мёртвую голову Олоферна. В творчестве обращался и к Фресковой живописи, которая не сохранилась.

Глава венецианской школы Тициан Вечелли остаётся в творчестве верным гуманистическим принципам Высокого Возрождения. Вера в волю, разум и возможности человека сообщают его произведениям огромную притягательную силу. Это «Любовь земная и небесная», «Динарий кесаря», «Ассунта», «Введение во храм», «Венера Урбинская», «Венера перед зеркалом», «Кающаяся Магдалина», «Святой Себастьян». Кроме станковых полотен художник был выдающимся мастером портрета, а также работал и в области монументальной живописи.

Позднее Возрождение представлено в итальянском искусстве именами Паоло Веронезе и Тинторенто. Веронезе был выдающимся мастером монументально-декоративного искусства и занимался отделкой интерьеров дворцов, например, плафон «Триумф Венеции» во дворце Дожей. Создаёт также и ряд прославленных станковых композиций - «Мадонна семества Куччина», «Несение креста», «Брак в Кане», «Пир в доме Левия», «Оплакивание» по Евангелию с драматической темой Христа и др.

Творчество Тинторенто связано с Венецией, где он работал всю жизнь как в области монументальной так и станковой живописи - «Чудо святого Марка», «Введение во храм». Религиозные сюжеты принимают у Тинторенто драматическую окраску в работах «Тайная вечеря», «Рай». Выполнил также огромное количество настенных композиций и плафонов.

Своеобразным очагом искусства Возрождения в ХV-ХVI веке были Нидерланды. Здесь оно развивалось в традиционных религиозных формах. Основоположниками нидерландской живописи были братья Губерт и Ян ван Эйки, которые являются авторами Гентского двухъярусного алтаря, где ряды икон и фигур объединены единой идеей размышления о судьбах человечества, единства человека и природы, чувства просветлённости.

Новый подъём в искусстве нидерландской живописи наступил в ХVI веке в творчестве Луки Лейденского, Питера Брейгеля Старшего, которые расширили тематику жанровой живописи и пейзажа. Средневековая Германия выдвинула имена художников Дюрера и Гольбейна. Творчество Дюрера удивляет контрастами, ибо в нём уживается рассудочность и чувство, тяга к монументальности и привязанность к деталям. Создаёт огромное количество графических работ - «Четыре всадника», «Жизнь Марии», «Меланхолия», а также живописных произведений - «Автопортрет», «Портрет молодого человека», «Четыре апостола». В творчестве Гольбейна преобладают живописные портретные работы - Эразм Роттердамский, королева Джейн Сеймур, Шарль де Солье, Моретт и др., иногда обращался к религиозной теме «Мёртвый Христос».

Терминология:

Базилика - здание вытянутой прямоугольной формы, широко распространённый тип композиции христианских храмов.

Сага - повествовательная форма древнескандинавского народного эпоса.

Пафос - страстное воодушевление, подъём.

Кондотьер - предводитель наёмного военного отряда в 14-16 веках.

Комедия дель арте - комедия масок, театр в Италии в 17-18 веках.

Юриспруденция - правоведение, совокупность наук о праве.

Плафон - потолок, украшенный живописью или рельефом.

Мадригал - короткое стихотворение, комплимент, адресованный даме.

Сангина - коричнево-красный карандаш.

 


КУЛЬТУРА XVII ВЕКА

Семнадцатый век имеет особое значение для Формирования культуры нового времени. Эстетическая культура XVII века отражает сложность переходной эпохи, подготовившей победу капиталистического строя.

В борьбе за прогрессивный путь развития западно-европейских государств важную роль начинают играть народные движения и критика догматов католической церкви. Развитие мануфактуры и торговли создали почву для развития точных и естественных наук. Великие открытия Галилея в механике и астрономии, Кеплера в законах движения планет и теории затмений, Ньютона в математике, механике, астрономии, физике, Декарта в математике, физике, физиологии, философии, Лейбница в математике, физике, философии способствовали утверждению материалистических идей в философии Бэкона, Гоббса, Локка, Спинозы. Они расширили и углубили представления о мире, природе и вселенной. В связи с научными открытиями человеку ясно представилась безграничность Земли и вселенной. Впервые он узнал землю от Арктики до Австралии с её бесчисленными племенами людей, видами животных и растений. Телескоп и микроскоп позволили увидеть Лунные горы и жизнь микробов, Землю не центром вселенной, а одним из бесчисленных небесных тел, затерянных среди множества миров. Учёными были созданы математические методы исследований, позволявшие точно определять и рассчитывать различные явления, ранее казавшиеся непостижимыми. Среда, окружение человека являются не только предметом наблюдения и интереса, но и иселедованием научного анализа. Возможность рассматривать мир в его единстве и движении на основе познанных человеком законов природе позволили создать новые философские системы, опиравшиеся на методы точных наук и отодвинувшие богословие на второй план.

В литературе ХVII века наступает расцвет трагедии и комедии в творчестве

Шекспира - «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Ричард III», «Юлий Цезарь», «Кориолан», «Антоний и Клеопатра», «Буря» и др.;

Лопе де Вега - трагедии «Великий герцог Московский», «Кровь невинных», «Звезда Севильи», «Овечий источник», комедии «Собака на сене», «Учитель танцев»;

Кальдерона (Calderon de la Barca) - комедии «С любовью не шутят», «Дама - невидимка»; Корнеля - «Сид», «Гораций», «Циннa»;

Pacинa - «Бритaник», «Митридат», «Федра»;

Мольера - «Учёные женщины», «Мещанин в дворянстве», «Брак по неволе», «Тартюф», «Скупой», «Дон Жуан».

Искусство ХVII века связано с двумя большими художественными стилями: барокко (причудливый) - с декоративной пышностью и живописностью, с совмещением реальности и. иллюзии, с текучестью и сложностью криволинейных форм, контрастами света и тени; классицизм (образцовый) - с обращением к идеалу и норме античного искусства, со строгой организованностью и упорядоченностью форм, уравновешенностью композиции. В стиле барокко получил развитие синтез искусств, то есть слияние, объединение в комплексе различных видов искусств, например, в дворцово-парковых ансамблях, музыке и др.

Стремление к широкому показу действительности привело искусстве ХVII века к разнообразию жанровых Форм, то есть наряду с мифологическими и библейскими жанрами, широкое распространение получили и светские: портрет, пейзаж, бытовые сцены. Эти проявления необычайно разнообразны в национальных школах, к которым принадлежат величайшие мастера изобразительного искусства.

 

В Италии искусство ХVII века представлено именами Барромини и Бернини, связанные с завершением строительства собора святого Петра в Риме и площади, прилегающей к нему в виде грандиозной колоннады, а также в скульптурных работах «Давид» и «Экстаз святой Терезы». В живописи Караваджо наблюдается чувство материальности и эмоционального равновесия «Юноша с лютней», а в последующих работах на религиозные теми нарастает драматизм изображаемого - «Неверие Фомы», «Признание апостола Матфея», «Положение во гроб», «Успение Марии». К этому периоду также относится творчество Караччи, который является автором ряда алтарных работ на мифологические и религиозные сюжеты.

Фландрия ХVII века представлена Рубенсом, блестящим образованным человеком и создателем огромных барочных композиций, то запечатлевающих победу героя, то исполненных трагизма. Многочисленные заказы, как и слава художника, быстро росли. В темах его работ огромное разнообразие страданий и мученической смерти - «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» (алтарные композиции), мифологические сюжеты в картинах «Baкxaнaлия», «Вирсавия», «Союз земли и воды», тема борьбы человека с природой, сцены охоты «Охота на львов», прославление рыцарской доблести - «Персей и Андромеда», портретная живопись - «Портрет молодой женщиы», «Портрет Елены Фоурмен с детьми», «Камеристка», тема природы «Крестьяне, возвращающиеся с полей».

В области портретной живописи выступает ван Дейк. Его ранние работы связаны с мифологией, а поздние с блестящими аристократическими портретами - «Семейный портрет», «Мужской портрет», «Портрет Томаса Чалонера». С крестьянской темой, с изображением простонародья выступает Иордане, в области натюрморта Снайдере, жанровой живописи Браувер.

Голландская живопись представлена именами Франса Хальса в реалистическом портрете, Рембрандта, Вермера Дельфского и др. Творчество Рембрандта - oдна из вершин мировой живописи. Он писал картины на исторические, библейские, мифологические, бытовые темы, портреты, пейзажи, работал в области офорта и рисунка. Первая работа «Урок анатомии доктора Тульпа» принесла ему признание и множество заказов. Это «Прино

шение Авраама», «Портрет Саскии», «Автопортрет с Саскией на коленях», мифологическая тема в картине «Даная», групповые портреты «Ночной дозор», «Синдики», лирическая тема «Прощание Давида с Ионафаном», морально-этическая «Возвращение блудного сына» и др. Великое искусство Рембрандта оказало глубокое влияние на развитие всего мирового искусства. Бытовой жанр голландской живописи представлен работами Остаде, лирическая интимная - Терборхом, Жанровая - Вермером Дельфским, пейзажная - Рейедалем.

Испанское искусство XVII века несёт на себе печать мрачного трагизма и величия в духе канонических требований католической церкви. Особое место в искусстве Испании занимает имя Эль Греко с его настроениями смятения и тревоги, с длинными беспокойными мазками и нервным ритмом в работах «Погребение графа Оргаса», «Апостолы Пётр и Павел», портрет инквизитора Ниньо де Гевара. Здесь следует также назвать реалистическое искусство Хосе де Рибера, творчество Сурбарана, работавшего в рамках религиозных сюжетов и обыденной жизни.

Вершиной испанской живописи является творчество Веласкеса с его глубиной психологического анализа и правдивостью внутренних характеристик. Будучи придворным живописцем, почти не работал по заказам церкви. Это портрет короля Филиппа IV, «Пьяницы», на историческую тему «Сдача Бреда», портрет папы Иннокентия X, «Инфанта Маргарита», «Менины», «Пряхи» и др. Крупным живописцем Испании, сохранившим верность реализму, был Мурильо, произведения которого отличаются гармоничностью колорита. Тонко воспроизводят эффекты света, воздушность среда - «Мальчик с собакой», «Вознесение мадонны» и др.

Самым крупным художественным направлением во Франции был классицизм. Наиболее яркими его представителями были Калло, Жорж де Латур и особое место среди них занимает Никола Пуссен - «Танкред и Эрминия», «Великодушие Стационара классический пейзаж обрёл новое содержание в тврчестве Клода Лоррена. Большое значение приобретает архитектура. Это прежде всего дворцовые ансамбли Версаля, отличающиеся ясностью форм, строгой симметрией, стройностью и являющиеся архитектурными шедеврами эпохи французского классицизма. Здесь большую роль в дворцово-парковых ансамблях играли статуи, скульптурные группы, рельефы, фонтанные композиции. Кроме Версаля Париж украсили площадь Людовика Святого, Дом инвалидов с собором, архитектурный ансамбль Лувра.

В области музыки на протяжении XVII века происходят глубокие сдвиги. Параллельно с развитием культовых жанров получают широкое развитие и светские: так в Италии опера, кантатно-ораториальный жанр, скрипичные и клавирные школы - Тартини, Вивальди, Корелли, изготовление инструментов - Амати, Гварнери, Страдивари. Возникают национальные музыкальные школы во Франции, Германии, Испании, Англии.

 

Несмотря на открытие в Европе большого количества университетов и успехи позитивного знания, появление очагов светской культуры и выдающиеся научные открытия, которые подорвали авторитет церкви, образование продолжает оставаться схоластическим, то есть опирающимся на религиозные догматы христианства. В этот период происходят процессы накопления капитала, развитие товарного производства и обмена, укрепление экономических и политических позиций буржуазии, которые подготовили условия для буржуазных революций в ряде стран Западной Европы и расчистили почву для создания капиталистического строя в недрах феодализма.

Терминология:

Мануфактура - форма капиталистического производства, исторически предшествовавшая крупной машинной промышленности с преобладанием ручного труда в производстве.

Догма - положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.

Канонический - твёрдо установленный, традиционный, общепринятый, например, обряд или правило.

Офорт - способ гравирования на медной или цинковой пластине, при котором углублённые печатающие элементы получаются путём многостепенного травления азотной кислотой.

 

КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА

В XVIII веке исходным пунктом капиталистического производства становится кооперация, то есть совместный труд большого количества людей, выполнявших разные производственные операции. С изобретением парового двигателя происходит проявленный переворот и возникает фабричная система на смену мануфактуре. Культура XIII века связана с эпохой Просвещения. По мысли философов XIX века, это эпоха безграничной веры в человеческий разум, в возможность перестроить общество на разумных началах, это эра торжества науки над церковной идеологией.

Идеология Просвещения возникла в условиях кризиса феодальной системы и связана, как утверждают просветители, с эпохой Возрождения. Они унаследовали от деятелей Ренессанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, свободомыслие. Просветители развивали материалистическое учение о материи, а в теории познания опирались на сенсуализм (чувственное восприятие, источник познания-ощущения, как отражения объективной реальности, ведёт к материализму), в ряде вопросов подходили к диалектическому пониманию законов природа,

С культом разума связано стремление просветителей, подчинить идеальному разумному началу общественный строй, государственные учреждения с заботой об общем благе людей. Из теории естественного права исходили представления о прирождённом равенстве людей и требовали демократических свобод. Против феодально-абсолютистского государства была направлена теория общественного договора, то есть заключения договора между людьми с надеждой на просвещённого монарха. Оружием борьбы с феодальными мировоззрениями они рассматривали как «школу морали и политики», которую понимали как изгнание теологии из исторического процесса, резкоотрицательное отношение к средним векам, преклонение перед античностью, вера в прогресс культуры, политик, науки, техники, в естественность законов.

Особое внимание просветители обращали на проблемы воспитания и образования. Они беспощадно критиковали пережитки средневековой системы воспитания и внесли новые педагогические принципы в науку - Локк, Гельвеции, Дидро, Руссо, Песталоцци. Это идеи влияния среда на воспитание, природного равенства способностей, активизация природных наклонностей ребёнка, соединения обучения с производственным трудом и т.д. В век парадоксов и противоречий приходит понимание в необходимости обновления воспитания и образования, хотя даже взгляда энциклопедистов в этой области были очень противоречивыми. Союз развивающейся науки, техники и торговли требовал активизации светского образования, путём соединения в обучении профессиональных, общекультурных и гражданских Познаний. Основная масса населения оставалась безграмотной или знала только азбуку. Но масштабы образования расширяются, хотя оно проникнуто схоластическими предрассудками, в него постепенно включаются элементы почти всех наук. Образование всё более перестраивается на практич

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...