Права человека в Древней Греции, Древнем Риме и в период средневековья
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Учреждение «Университет «Туран»
КОНТЕНТ (Конспекты лекций) Защита прав человека Автор контента (преподаватель): Жанузакова Л.Т. Место работы автора контента: университет «Туран», кафедра юриспруденции и международного права Сведения о преподавателе (авторе): д.ю.н, профессор По дисциплине: Защита прав человека Специальность: 5В030100 «юриспруденция» Технология обучения: кредитная Форма обучения: очное/заочное Языковое отделение: русское Система оценки знаний студентов: рейтинговая Алматы - 2011 [gl]Введение[:] Данный учебный материал по курсу “Конституционное право Республики Казахстан” предназначен студентам очной и заочной формы обучения, составлен из расчета часов дневного отделения и соответствует типовой программе, утвержденной Министерством образования и науки РК. Защита прав человека – спецкурс, имеющий комплексный характер, так как его предметом является система общественных отношений, возникающих в процессе правозащитной деятельности суда, прокуратуры, Уполномоченного по правам человека, Комиссии по правам человека и других органов в Республике Казахстан и зарубежных странах, а также международных институтов по правам человека. Поэтому изучение данного дисциплины построено на стыке рассмотрения проблем взаимоотношений личности и государства в теории государства и права, институтов конституционного права Республики Казахстан и зарубежных стран, административного права, международного публичного права, организации и деятельности правоохранительных органов и судов.
Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, углубляют представления об основных правах и свободах человека в Казахстане и за рубежом, деятельности государственных и общественных институтов по их обеспечению и защите, а также дают навыки для их практического применения в будущей профессиональной деятельности студентов. .[kgl] [gl]Тема № 1. Права человека в истории политико-правовой мысли [:] Понятие и генезис прав человека Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, являются нормативной формой их взаимодействия, упорядочения связей. Современный каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях правовых государств, — результат длительного исторического становления эталонов и стандартов, которые стали нормой современного демократического общества. Правила поведения в первобытном обществе концентрировали стихийно складывавшиеся представления о полезном и вредном для рода или племени, содержали в зачаточном состоянии представления о добре и зле, предусматривали правила взаимопомощи. Разделение на право и обязанность, право и религию в этих нормах не было. В рабовладельческом государстве полисная демократия породила первые ростки явления, которые могут быть названы «правами человека». В период средневековья, несмотря на царившие ограничения свободы, сословную иерархию, возникают попытки ограничить права монархии, соединить ее с сословным представительством. Великая хартия вольностей 1215 г. предусматривала возможность применения наказания свободных не иначе как по законному приговору равных и по закону страны. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился Хабеас корпус акт 1678 г., который ввел понятие "надлежащая процедура", установил гарантии неприкосновенности личности.
Последующее развитие идеалов свободы и прав человека, воплотившееся в великих исторических документах, получило развитие в таких документах, как Декларация независимости США 1776 г., Конституция США 1787 г. французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Права человека в Древней Греции, Древнем Риме и в период средневековья Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались в русле мифологических представлений о том, что полис и его законы опираются на божественную справедливость. Афинский государственный деятель Солон уничтожил долговое рабство и ввел в Афинах умеренную цензовую демократию. Пифагор и его последователи распространили представления о реформировании жизни людей в соответствии с выводами философии о полисе, справедливости и "надлежащей мере" в человеческих взаимоотношениях. Сократ, говоря о необходимости соблюдения всеми разумных и справедливых законов полиса, утверждал, что только на этом пути достижима свобода человека. Платон разработал проект идеального государства, где отсутствуют частная собственность и деление людей на свободных и рабов. Эти положения были развиты в учении Аристотеля о двух видах справедливости. Распределяющая справедливость — это проявление справедливости при распределении всего того (власти, почести, выплат и т. п.), что может быть разделено между членами общества, пропорционально их вкладу или взносу в общее дело. Уравнивающая справедливость действует в сфере обмена и применяется в области гражданско-правовых сделок, возмещения вреда, преступления и наказания. В уравнивающей справедливости имеется в виду арифметическое равенство. Политическое право Аристотель делит на естественное и волеустановленное (позитивное) право. Причем право в целом и права индивида возможны только в государстве для свободнорожденных и равных граждан. В концепции Эпикура законы, соответствующие справедливости, выступают как публичная гарантия свободы, безопасности и автономии индивида. Усилиями римских стоиков идея свободы и равенства всех людей была распространена на всех представителей человеческого рода как сограждан единого космополитического государства. Сенека наиболее последовательно отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей. Эпиктет, отстаивавший принцип: "Чего не желаешь себе, не желай и другим", использовал его для критики рабства. Марк Аврелий развивал представление о государстве с равным для всех законом, признающим равноправие и свободу подданных.
В основе права, согласно Цицерону, лежит присущая природе справедливость. Последняя трактуется им как вечное, неизменное свойство природы и ее значение состоит в правовом равенстве людей, а не в уравнивании их имущественного положения. Римские юристы Ульпиниан, Гай, Цельс разработали положения о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т. д. Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развиты светскими и религиозными мыслителями средневековья. Ряд средневековых мыслителей (М. Падуанский, Г. Брэктон и др.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Новое звучание античные идеи естественно- правового равенства и свободы людей получили в христианстве. Согласно христианству, все люди равны как "дети Божии". Фома Аквинский утверждал, что цель государства — это "общее благо" его членов, обеспечение условий для их разумной и достойной жизни. Он противопоставлял политическую монархию тирании и обосновывал право народа на свержение тиранического строя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|