Международные документы о правах человека
В ходе второй мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека — с другой. Создание ООН положило начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека, закрепил принцип уважения и соблюдения прав человека в современном международном праве. В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека и поручил ей представить свои соображения относительно Международного Билля по правам человека. В настоящее время Билль о правах человека включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Всеобщая декларация прав человека была принята ООН 10 декабря 1948 г. и содержит широкий перечень гражданских, политических, культурных и социально-экономических прав. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на этот документ и включают целый ряд его положений. Изложенные в Декларации принципы и нормы широко используются для толкования внутригосударственных законов, относящихся к правам человека.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. закрепляет право на труд, право каждого на благоприятные и справедливые условия труда, право на социальное обеспечение, включая социальное страхование, право каждого на достойный уровень жизни, право на образование и др. 3) Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., содержит широкий перечень основных прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам, находящимся на его территории. В Пакте специально признается право лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться "своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком". Пакт содержит конкретный перечень гражданских и политических прав, которые должны быть обеспечены в каждом государстве: право на жизнь, запрещение пыток, рабства, работорговли и принудительного труда, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, право каждого покидать свою страну и возвращаться обратно, равенство всех лиц перед судами и трибуналами, свобода мысли, совести и религии и другие. Среди политических прав провозглашается право каждого гражданина принимать участие в ведении государственных дел непосредственно и через представителей, голосовать и быть избранным; допускаться в своей стране на условиях равенства к государственной службе. В соответствии со ст. 28 Пакта в 1976 г. был создан Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах был принят Генеральной Ассамблеей ООН вместе с Пактом 16 декабря 1966 г. Согласно Протоколу, Комитет по правам человека правомочен принимать и рассматривать жалобы от отдельных лиц только в том случае, если государство, под юрисдикцией которого они находятся, является участником Пакта и признало подобную компетенцию
Таким образом, защиту прав человека должны обеспечивать, в первую очередь, национальные органы, включая суды. Однако в случае, если в стране отсутствует независимый или беспристрастный суд, если государственные органы не обеспечивают эффективную правовую защиту, то индивид может непосредственно обратиться в Комитет по правам человека. За время своей деятельности Комитет по правам человека рассмотрел сотни сообщений и вынес по ним соответствующие рекомендации. Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни был принят Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1989 г. Ст.1 этого документа обязывает государства-участников отменить смертную казнь и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Комиссия ООН по правам человека в 1991 году и Генеральная Ассамблея ООН в 1993 г. утвердила заключения (названные как «Парижские принципы») о необходимости внедрения в государствах национальных учреждений по правам человека с широким мандатом в целях поощрения и защиты прав человека, соответствия их принятым международным стандартам. К национальным независимым институтам стали относить институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека) и комиссии по правам человека. Парижские принципы определяли, что институт омбудсмена должен быть создан в соответствии с Конституцией или специальным законом, быть независимым, с четко отраженной юрисдикцией и полномочиями, доступным, сотрудничающим с другими органами, с неправительственными правозащитными организациями, оперативным и подотчетным. Главной гарантией независимости деятельности омбудсмена являлось закрепление полномочий уполномоченного по правам человека в Конституции или специальном законе. Независимость определялась и через финансовую автономность. В законодательстве должны быть четко отражены источники и природа финансирования, отдельная строка в бюджете, основном финансовом законе государства, утвержденном парламентом.
Независимость национальных независимых учреждений должна определяться через процедуру порядка и критериев назначения на должность, длительности пребывания в должности, возможности повторного назначения, причины и процедуры отстранения от должности, привилегий и иммунитетов. Закрепление мандата учреждения в конституции или в законе, которые наделяет его самостоятельной и четкой правосубъектностью, является одной из гарантий независимости его деятельности. В целях защиты своей объективности национальное учреждение должно иметь возможность назначать и отстранять от должности своих сотрудников. Правовая защита членов комиссии путем предоставления иммунитета от уголовной и гражданской ответственности, также будет служить залогом независимости принятия решений. В руководстве национального учреждения должны быть представлены насколько это возможно, различные социальные силы, включая НПО, профессиональные организации, профессура. Национальные учреждения могут умножить эффективность своей деятельности посредством сотрудничества с другими органами, в частности, неправительственными правозащитными организациями. В качестве партнеров национальных учреждений они могут быть каналами для жалоб, поступающих в учреждение, могут повысить их присутствие в гражданском обществе через совместные программы, а также предложить экспертизу в процессе расследования фактов. Сравнительная выгода может возникнуть от сотрудничества с представителями судебной власти и правовой доктриной. Правительственные органы также могут стать важным партнером в деле повышения ответственности публичного сектора за права человека. Множество новых учреждений по правам человека было создано по всему миру с тех пор, когда в начале десятилетия были составлены Парижские принципы. Все эти органы действуют по принципам, включая и Координационный комитет по национальным учреждениям по правам человека, созданный самими национальными учреждениями для аккредитования этих учреждений на международном уровне и координирование их деятельности.
Кроме того, в рамках ООН были приняты ряд конвенций в области прав человека: · Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965, в силе с 1969 г.) · Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979, в силе с 1981 г., есть факультативный протокол) · Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984, в силе с 1987 г., есть факультативный протокол) · Конвенция о правах ребёнка (1989, в силе с 1990 г., есть два факультативных протокола) · Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990, в силе с 2003 г.) · Конвенция о правах инвалидов (2006, в силе с 2008 г., есть факультативный протокол). Принята в 2006 г., но пока не вступила в силу Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|