Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международные документы о правах человека




В ходе второй мировой войны со всей очевидностью обна­ружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно ярко показали не­разрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека — с другой.

Создание ООН положило начало каче­ственно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международ­ных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по пра­вам человека, закре­пил принцип уважения и соблюдения прав человека в совре­менном международном праве.

В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учре­дил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека и поручил ей представить свои соображения относительно Международного Билля по правам человека. В настоящее время Билль о правах человека включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических пра­вах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пак­ту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Всеобщая декларация прав человека была принята ООН 10 декабря 1948 г. и содержит широкий перечень гражданских, политических, культурных и социально-экономических прав. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на этот документ и вклю­чают целый ряд его положений. Изложенные в Декларации принципы и нормы широко используются для толкования внутригосударственных законов, относя­щихся к правам человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. закрепляет право на труд, право каждого на благоприятные и справедливые условия тру­да, право на социальное обеспечение, включая социаль­ное страхование, право каждого на достойный уровень жизни, право на образование и др.

3) Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., содержит широкий перечень основных прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам, находящимся на его терри­тории. В Пакте специ­ально признается право лиц, принадлежащих к этническим, ре­лигиозным и языковым меньшинствам, пользоваться "своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком".

Пакт содержит конкретный пе­речень гражданских и политических прав, которые должны быть обеспечены в каждом государстве: право на жизнь, зап­рещение пыток, рабства, работорговли и принудительно­го труда, право каждого на свободу и личную неприкос­новенность, право каждого покидать свою страну и воз­вращаться обратно, равенство всех лиц перед судами и трибуналами, свобода мысли, совести и рели­гии и другие.

Среди политических прав провозг­лашается право каждого гражданина принимать участие в веде­нии государственных дел непосредственно и через представителей, голосовать и быть избран­ным; допускаться в своей стране на условиях ра­венства к государственной службе.

В соответствии со ст. 28 Пакта в 1976 г. был создан Коми­тет по правам человека, состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками.

Факультативный протокол к Международному пак­ту о гражданских и политических правах был принят Генеральной Ассамблеей ООН вме­сте с Пактом 16 декабря 1966 г. Согласно Протоколу, Комитет по правам человека правомочен принимать и рассматривать жалобы от отдельных лиц только в том случае, если государ­ство, под юрисдикцией которого они находятся, является участ­ником Пакта и признало подобную компетенцию

Таким образом, защиту прав человека должны обеспечи­вать, в первую очередь, национальные органы, включая суды. Однако в случае, если в стране отсутствует независимый или беспристрастный суд, если государственные органы не обеспе­чивают эффективную правовую защиту, то индивид может не­посредственно обратиться в Комитет по правам человека. За время своей деятельности Комитет по правам человека рассмотрел сотни сообщений и вынес по ним соответствующие рекомендации.

Второй Факультативный протокол к Международ­ному пакту о гражданских и политических правах, направ­ленный на отмену смертной казни был принят Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1989 г. Ст.1 этого документа обязывает государства-участников отменить смерт­ную казнь и не исполнять вынесенные приговоры о смертной каз­ни.

Комиссия ООН по правам человека в 1991 году и Генеральная Ассамблея ООН в 1993 г. утвердила заключения (названные как «Парижские принципы») о необходимости внедрения в государствах национальных учреждений по правам человека с широким мандатом в целях поощрения и защиты прав человека, соответствия их принятым международным стандартам. К национальным независимым институтам стали относить институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека) и комиссии по правам человека. Парижские принципы определяли, что институт омбудсмена должен быть создан в соответствии с Конституцией или специальным законом, быть независимым, с четко отраженной юрисдикцией и полномочиями, доступным, сотрудничающим с другими органами, с неправительственными правозащитными организациями, оперативным и подотчетным. Главной гарантией независимости деятельности омбудсмена являлось закрепление полномочий уполномоченного по правам человека в Конституции или специальном законе. Независимость определялась и через финансовую автономность. В законодательстве должны быть четко отражены источники и природа финансирования, отдельная строка в бюджете, основном финансовом законе государства, утвержденном парламентом.

Независимость национальных независимых учреждений должна определяться через процедуру порядка и критериев назначения на должность, длительности пребывания в должности, возможности повторного назначения, причины и процедуры отстранения от должности, привилегий и иммунитетов. Закрепление мандата учреждения в конституции или в законе, которые наделяет его самостоятельной и четкой правосубъектностью, является одной из гарантий независимости его деятельности. В целях защиты своей объективности национальное учреждение должно иметь возможность назначать и отстранять от должности своих сотрудников. Правовая защита членов комиссии путем предоставления иммунитета от уголовной и гражданской ответственности, также будет служить залогом независимости принятия решений.

В руководстве национального учреждения должны быть представлены насколько это возможно, различные социальные силы, включая НПО, профессиональные организации, профессура. Национальные учреждения могут умножить эффективность своей деятельности посредством сотрудничества с другими органами, в частности, неправительственными правозащитными организациями. В качестве партнеров национальных учреждений они могут быть каналами для жалоб, поступающих в учреждение, могут повысить их присутствие в гражданском обществе через совместные программы, а также предложить экспертизу в процессе расследования фактов. Сравнительная выгода может возникнуть от сотрудничества с представителями судебной власти и правовой доктриной. Правительственные органы также могут стать важным партнером в деле повышения ответственности публичного сектора за права человека.

Множество новых учреждений по правам человека было создано по всему миру с тех пор, когда в начале десятилетия были составлены Парижские принципы. Все эти органы действуют по принципам, включая и Координационный комитет по национальным учреждениям по правам человека, созданный самими национальными учреждениями для аккредитования этих учреждений на международном уровне и координирование их деятельности.

Кроме того, в рамках ООН были приняты ряд конвенций в области прав человека:

· Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965, в силе с 1969 г.)

· Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979, в силе с 1981 г., есть факультативный протокол)

· Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984, в силе с 1987 г., есть факультативный протокол)

· Конвенция о правах ребёнка (1989, в силе с 1990 г., есть два факультативных протокола)

· Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990, в силе с 2003 г.)

· Конвенция о правах инвалидов (2006, в силе с 2008 г., есть факультативный протокол). Принята в 2006 г., но пока не вступила в силу Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...