Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Региональные органы защиты прав человека.




В Европе эти функции осуществляет Европейский Суд по правам человека, который на­делен полномочиями по рассмотрению жалоб, как государств, так и отдельных лиц. Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и боль­шие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей. Сами же дела решаются палатами.

Данный орган выступает в качестве последней инстанции по делам, рассмотренным в национальных судах. Решения Суда обязательны для государств-участников, за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Решения Суда, имеющие значение пре­цедента, оказывают значительное влияние на формирование и развитие доктрины европейского права.

Значи­тельное место вопросы прав человека занимают в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Эта организация объединяет все государства Западной и Восточной Европы, США и Канаду, является наибо­лее представительной европейской региональной организацией, которая начала работу в Хельсинки 3 июля 1973 г. Первый этап этой работы завершился 1 августа 1975 г. под­писанием Хельсинкского Заключительного акта.

Хельсинкский Заключительный акт определил направле­ния и конкретные формы сотрудничества государств в различ­ных областях, относящихся к правам человека, включая обра­зование, культуру, информацию, контакты между людьми. Он явился той основой, на которой вот уже много лет развивается плодотворное сотрудничество государств Европы, США и Ка­нады в области прав человека.

В отличие от омбудсмена в государстве, омбудсмен Европейского Союза принимает жалобы в отношении институтов и органов ЕС, кроме Суда ЕС и суда первой инстанции. Он рассматривает жалобы по поводу «плохого» управления. С введением этого института усилилась охрана прав граждан Европейского союза. В отличие от некоторых моделей омбудсмена, которые начинают действовать после обращения к ним граждан или иных лиц, имеющих такое право, Омбудсмен Европейского союза может предпринимать меры не только на основе полученной жалобы. По собственной инициативе он также рассматривает жалобы физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную деятельность в рамках использования свобод, предусмотренных условиями единого внутреннего рынка. С жалобой к омбудсмену ЕС обращаются непосредственно или через депутата Европарламента.

Назначение омбудсмена Европейского союза - прерогатива Европарламента. Назначение проводится каждый раз после очередных выборов в Европарламент. Избирается Уполномоченный по правам человека на пять лет. Он может быть избран на новый срок без ограничений. Ежегодно им представляется Европарламенту доклад о результатах своих расследований. Европарламент не вправе освободить от должности омбудсмена. Это компетенция Суда ЕС. Европейский парламент может только направить ходатайство в Суд Европейского союза, если омбудсмен не соответствует критериям, необходимым для исполнения своих обязанностей или же виновен в совершении серьезного проступка. Омбудсмен принимает жалобы по фактам «плохого» управления, за исключением случаев судебного разбирательства. Если он установит факт плохого управления, то обратится в соответствующий институт ЕС с предложением рассмотреть вопрос в течение трех месяцев и проинформировать его о результатах рассмотрения. Если он не получит результатов рассмотрения, то направляет свой доклад в Европарламент и соответствующий институт.

Бюро омбудсмена является самостоятельной административной единицей со статусом учреждения в вопросах относительно штата и бюджета. Омбудсмену помогает его собственный секретариат. Финансирование института омбудсмена производится в соответствие с бюджетом, утвержденным Европарламентом.

Совет Европы 7 мая 1999 г. учредил пост Комиссара Совета Европы по правам человека. Комиссар по правам человека является несудебной инстанцией и занимается поощрением просвещения и информированности в вопросах прав человека и уважения этих прав, закрепленных в документах Совета Европы по правам человека. Он не рассматривает индивидуальные жалобы, действует независимо и беспристрастно. Комиссар поощряет просвещение и информированность в вопросах прав человека в государствах-членах; содействует поощрению эффективного соблюдения и всестороннего осуществления прав человека; оказывает консультативные услуги и предоставляет информацию в вопросах защиты прав человека и предотвращения нарушений прав человека; по возможности привлекает структуры, занимающиеся вопросами прав человека, в государствах-членах и сотрудничает с ними. При отсутствии таких структур он содействует их созданию, способствует деятельности национальных омбудсменов или аналогичных институтов в области прав человека, выявляет возможные недостатки в законодательстве и практике государств-членов в области соблюдения прав человека, закрепленных в документах Совета Европы, способствует эффективной реализации этих стандартов государствами-членами и оказывает им с их согласия помощь в усилиях по устранению таких недостатков; представляет ежегодный доклад Комитету Министров и ПАСЕ; сотрудничает с другими международными организациями в деле поощрения и защиты прав человека. Комиссар может принимать меры на основании любой информации, имеющей отношение к возложенным на Комиссара функциям.

Комиссар избирается Парламентской Ассамблеей большинством поданных голосов из подготовленного Комитетом Министров списка, включающего 3 кандидатов, сроком на 6 лет без права переизбрания. В рамках Генерального секретариата Совета Европы создается Управление Комиссара по правам человека.

Кроме того, в рамках ЕС действуют: Европейский комитет по предупреждению пыток; Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью; Европейский комитет по социальным правам; Консультативный комитет Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств; Европейский комитет по миграции; Европейский форум цыган и кочевников; Комитет экспертов Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств; Группа экспертов по противодействию торговле людьми; Агентство ЕС по правам человека.

На американском континенте полномочия по контролю за выполнением обязательств, взятых государствами-участниками, возложены на Межамериканскую комиссию и Межамериканс­кий суд по правам человека. Любое лицо или группа лиц, неправительственная организация, законно признанная в одном или более государств-членов ОАГ, наделяются правом представления в Межамериканскую комиссию по правам человека с петиций с жалобами на нарушения Конвенции государством–участником. Право Комиссии получать и рассматривать сообщения, представленные одним государством-участником в отношении другого в связи с нарушением последним своих обязательств по Конвенции, является факультативным и в силу этого накладывает обязательства юридического характера и действует только в отношении тех государств, которые сделали специальные заявления о признании компетенции Комиссии по этому вопросу. В случае признания жалобы приемлемой, Комиссия проводит по ней расследование и по итогам рассмотрения составляет доклад, в котором будет содержаться вывод о том, было ли допущено нарушение Конвенции. Данный доклад Комиссия может затем передать для рассмотрения в Межамериканский Суд по правам человека.

В общем плане функции Комиссии заключаются в поощрении прав человека и их защите. Для выполнения этих функций Комиссия наделена следующими полномочиями: представление правительствам государств–членов ОАГ соответствующих рекомендаций, касающихся совершенствования национального законодательства по вопросам прав человека, а также содействия осуществлению и соблюдению провозглашенных в Межамериканской конвенции прав человека; подготовка докладов и исследований, которые Комиссия сочтет необходимыми для выполнения своих функций; рассмотрение жалоб на нарушения прав человека со стороны государства–участника Конвенции и др.

Межамериканский Суд по правам человека — автономный судебный орган, наделенный функциями по применению и толкованию Межамериканской конвенции. Правом передачи дела в Суд обладают только государства–участники Конвенции и Межамериканская комиссия. Решения Суда по рассмотренным им делам обязательны для участвующих в рассмотрении сторон и обжалованию не подлежат. Одной из важнейших функций Суда стало принятие промежуточных мер «в крайне важных и срочных случаях, а также в случае необходимости для предотвращения причинения лицам невосполнимого ущерба». Межамериканский Суд обладает консультативной юрисдикцией по толкованию положений как самой Конвенции, так и других договоров, касающихся защиты прав человека в странах американского континента. Кроме того, Межамериканский Суд вправе по запросу любого государства–члена ОАГ давать заключение о соответствии любого закона такой страны положениям Конвенции или иных договоров в области прав человека.

Африканские государства создали в 1981 г. региональную организацию по правам человека, при­няв Хартию прав человека и прав народов. Хартия пре­дусмотрела и создание Комиссии прав человека и прав наро­дов. В соответствии с Хартией, Комиссия осуществляет следующие функции: 1) содействует развитию прав человека; 2) обеспечивает защиту прав человека и народов; 3) осуществляет толкование всех положений Хартии по просьбе государства–участника договора, органа ОАЕ или африканской организации, признаваемой ОАЕ; 4) выполняет любые другие задачи, которые могут быть возложены на нее Ассамблеей глав государств и правительств.

Государства-участники обязуются каждые два года представлять доклады о законодательных и иных мерах, принятых ими для обеспечения прав и свобод, предусмотрен­ных в Хартии. Функции Комиссии сформулированы лишь в общих чертах, на практике она формулирует лишь предложения по законодательному обеспечению тех или иных прав и свобод. Если она приходит к выводу о наличии в той или иной стране систематических нарушений нрав человека и прав народов, она извещает об этом Ассамблею глав государств и правительств. По поручению Ассамблеи Комиссия проводит "всестороннее" расследование таких случаев и пред­ставляет ей свой доклад с выводами и рекомендациями. Она вправе также посещать территории государств–участников Хартии членами Комиссии. Цель таких посещений — формулировка рекомендаций, направленных на улучшение гарантий прав государств-участников, закрепленных в Хартии.

Африканский суд по правам человека и правам народов был создан на основе ратификации 25 января 2004 г. 15 государствами-членами Протокола к Африканской хартии прав человека и прав народов The court is in the process of being merged with the African Court of Justice following a decision by member states at a June 2004 African Union Summit. The Court is located in Arusha, Tanzania. Суд находится в Аруша, Танзания. Arusha was also the location selected in 1996 for the International Criminal Tribunal for Rwanda, which continues to function. On January 22, 2006, the Eighth Ordinary Session of the Executive Council of the African Union elected the first eleven Judges of the African Court on Human and Peoples' Rights. В 2006 г. на сессии Исполнительного совета Африканского союза избраны 11 судей. Judges are normally elected for six-year terms and can be re-elected once. Судьи избираются на 6-летний срок и могут быть переизбраны один раз. The President and Vice-President are elected to two-year terms. Президент и вице-президент избираются на двухлетний срок. The Court had its first meeting on July 2-5, 2006.Суд может применять целый арсенал соглашений по правам человека, заключенных под эгидой ООН (например, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин или Конвенции о правах ребенка), если они ратифицированы государством-нарушителем. Another peculiarity of the ACHPR concerns the standing of individuals and NGOs.

В отличие от любого другого судебного органа, консультативные заключения могут быть предложены не только государствами-членами и Организацией Африканского единства (ОАЕ), но и любой из африканских НПО, которая была признана ОАЕ, при условии, что во время ратификации Протокола или после этого, государство сделало заявление о признании юрисдикции Суда в рассмотрении таких дел. Again, this is another provision that, if the OAU recognizes NGOs liberally, might eventually strengthen the ACHPR's promotional function. В области юрисдикции по спорам, лица также могут подавать иски, если в вышеуказанной декларации был сделано заявление государства на вопрос. Это шаг вперед от Межамериканского суда, где люди не имеют постоянной на всех, но это еще далеко от прогрессивного отношение нового Европейского суда по правам человека.

Создана и Постоянная арабская комиссия по правам чело­века. Основное внимание в ее работе уделяется вопросам борь­бы с нарушениями прав человека на оккупированных Израи­лем территориях. [kgl]

 

[gl]Тема 13. Права человека и международное гуманитарное право [:]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...