Институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсмана)
Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан особое место занимает институт омбудсмана, созданный впервые в начале XIX столетия в Швеции и получивший после второй мировой войны широкое распространение во многих странах. Особая популярность и авторитет данного института объясняются многими демократическими чертами: независимым положением в системе государственных органов; несменяемостью в течение срока полномочий; правом законодательной инициативы; открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; отсутствием формализованных процедур разбирательства жалоб и обращений; бесплатностью оказания гражданам помощи и т. д. Иногда омбудсман действует лишь в определенных сферах общественной жизни (по вопросам обороны, национальным языкам, информации, вопросам социального обеспечения, трудовых отношений, равноправия женщин и мужчин и т.д. Омбудсман рассматривает жалобы граждан на нарушения их конституционных прав, а также проводит расследования по собственной инициативе. Он вправе: предпринимать действия для исправления причиненного вреда, включая организацию переговоров между сторонами; обращаться с докладами к вышестоящим должностным лицам, к органам уголовного обвинения; начать процесс в суде; при помощи органов обвинения расследовать факты коррупции и присвоения публичных денежных средств; выступать с инициативой о пересмотре устаревших законов; вызывать необходимых лиц, вести допрос любого лица, требовать отлюбых лиц сотрудничества и использования их знаний при расследовании; запрашивать и получать информацию из любых источников. Акты и решения омбудсмана не обладают обязательной юридической силой и основываются, главным образом, на его авторитете, сложившихся традициях. Вместе с тем омбудсман обязан ежегодно представлять доклады парламенту, последний вправе принять соответствующие меры к нарушителям закона.
Во многих странах он обладает правом законодательной инициативы, что позволяет ему вносить в парламент или правительство предложения об изменении и совершенствовании нормативно-правовых актов в области прав и свобод человека. В некоторых странах омбудсман наделен правом подавать жалобы в конституционный суд. Право на петицию Термин "петиция" охватывает такие ее разновидности, как обращение, заявление, ходатайство, требование (жалоба). Все они обеспечивают определенную деятельность государственных органов в области защиты прав и свобод человека и гражданина, информируют публичную власть о сложившемся понимании какой-либо общественно значимой проблемы или интереса. В большинстве стран петиции к публичным властям трактуются как форма реализации участия граждан в делах общества и государства, влияния отдельных лиц или коллективов на процесс принятия политических и правовых решений. Петиции направляются в парламент, любой государственный орган, омбудсману и т.д. Они могут быть индивидуальными и коллективными. Право петиции служит своеобразным средством контроля над государством со стороны граждан и способом защиты их прав и свобод от незаконного вмешательства и посягательства со стороны государства, его органов и должностных лиц. Данное право не ограничено законом ни по содержанию, ни по срокам подачи и может использоваться одновременно с другими средствами защиты прав и свобод. 11.4 Процедура "хабеас корпус" Защита основных прав и свобод человека может осуществляться с помощью специальных процессуальных правил и процедур, одной из которых является "хабеас корпус". Она обеспечивает гарантии неприкосновенности личности от необоснованного ареста или задержания. Впервые эта процедура была введена в Англии Законом 1679 г. — Habeas Соrриs Асt. Согласно Закону каждый задержанный или арестованный, а также и тот, кому было отказано в освобождении под залог, имеет право обратиться в суд с просьбой осуществить производство на основе "хабеас корпус".
В соответствии с заявлением судья адресует требование учреждению, в котором находится задержанный, доставить его в течение 24 часов в суд с тем, чтобы проверить законность задержания или ареста. В судебном заседании по этому вопросу участвует сам проситель или его законный представитель, а в случае ареста — и общественный обвинитель, который должен детально объяснить суду мотивы ареста. Если суд принимает решение о необоснованности задержания, ареста или заключения, лицо, подвергшееся этим санкциям, должно быть немедленно освобождено. Лицо, выпущенное на свободу в порядке производства на основе "хабеас корпус", не может быть вторично задержано, арестовано или подвергнуто заключению по тем же основаниям. Процедура «ампаро» В испаноязычных государствах специальным средством защиты прав граждан органами конституционной юстиции является процедура «ампаро», введенная в мексиканское право Конституцией 1875 г. Она используется не только для возмещения ущерба, причиненного конституционным правам, но и для оспаривания незаконных действий органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющих другие права личности. К условиям применения данной процедуры отнесены требования об исчерпании других средств правовой защиты, возлагаемое на истца бремя доказывания факта «прямого и непосредственного ущерба» его личности, наносимого последствиями решения того или иного государственного органа или должностного лица. Признанное неконституционным решение или же нормативное положение, реализуемое через механизм этого решения, считаются ничтожными только с момента признания их таковыми в судебном порядке, а судебное постановление о возмещении ущерба, нанесенного правам индивида, распространяется только на стороны в конкретной судебной тяжбе.
Административная юстиция Административная юстиция — самостоятельная система специальных органов судебной власти, осуществляющих контроль в сфере государственного управления, а также защиту субъективных прав граждан в случае их нарушения незаконными действиями (бездействием) или решениями администрации. Основной целью административной юстиции является урегулирование конфликтов между гражданами и органами государственного управления. Исторически в западных странах сложились две основные системы (модели) административной юстиции: континентальная (немецко-французская) и англо-американская (англосаксонская). Особенностью первой модели является наличие специализированных судов, которые отделены от общей судебной системы. Здесь существует правило об универсальной подведомственности: в орган административной юстиции подается любая жалоба, связанная с незаконной деятельностью органов управления, независимо от сферы общественных отношений, к которой она относится. Для второй характерно отсутствие специальных органов административной юстиции, а также наделение судов общей юрисдикции широкой компетенцией по разрешению административно-правовых споров. Административные трибуналы, создаваемые в США и Великобритании в конкретных сферах, имеют достаточно узкую специализацию (например, разрешение конфликтов, связанных с проблемами здравоохранения, занятости, деятельности полицейских органов и др.). Административная юстиция — эффективный инструмент ограждения личности от незаконных или необоснованных притеснений публичных властей, поскольку в одинаковое подчинение закону и суду ставит и гражданина, и государственный орган. [kgl] [gl]Тема 12. Международная защита прав человека [:]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|