Удивительно, но в подавляющем большинстве школ они не преподаются, хотя во многом являются чрезвычайно важными для будущих поколений.
Хуже того: школьные тесты основаны на принципе существования единственного правильного ответа на каждый вопрос. Великие открытия в нашей жизни происходят благодаря абсолютно новым ответам. Они появляются благодаря оспариванию существующего положения вещей, а не его принятию. Курсы развития мышления должны стать приоритетными для каждой школы. В противном случае, как замечает американский преподаватель Нейл Постман в книге «Преподавание как подрывная деятельность» (Neil Postman, Teaching As A Subversive Activity), дети «приходят в школу, как вопросительные знаки, а уходят, как точки». Творческий консультант из Калифорнии Роджер ван Оих в работе «Удар по голове» (Roger von Oech, A Whack On The Side Of The Head) говорит: «Ко времени окончания колледжа средний учащийся сдает 2600 тестов и экзаменов. Идея «единственно правильного ответа» глубоко укореняется в нашем мышлении. Это может быть и неплохо при решении некоторых математических задач, когда действительно существует только один правильный ответ. Проблема, однако, состоит в том, что жизнь — отнюдь не математика. Жизнь неоднозначна, и в ней существует много правильных ответов, и они определяются тем, к чему мы стремимся. Однако, если вы считаете, что существует один лишь единственный верный ответ, вы прекращаете поиск других решений, как только найдете хотя бы одно». Так как же использовать мощь своего мозга, чтобы осуществить, как говорит Дракер, «систематический и организованный прыжок в неизвестное»? Мы считаем наиболее полезными следующие шаги. Поставьте задачу Один из первых шагов заключается в том, чтобы заранее правильно определить задачу — конкретно, но не слишком узко. Определите идеальное решение и представьте его зрительно
Второй шаг заключается в том, чтобы определить, чего именно вы хотите достичь в идеале, а после этого необходимо заставить заработать все 100 млрд активных клеток мозга так, чтобы перекинуть «мостик» между тем, где вы «находитесь» в данный момент, и тем, где вы хотите «оказаться». Кроме того, вам будет очень полезно зрительно представить идеальное решение, увидеть своим «мысленным взором» наилучший возможный результат. Используем в качестве типичного примера всемирно известную отрасль промышленности: производство наручных часов. До 1970 г. в часовой индустрии доминировала Швейцария. Но ее бизнес-модель оставалась неизменной в течение более чем полувека. К 1970 г. объем продаж по-прежнему составлял около 10 млрд долл. в год. Но «к началу 1980-х основная часть этого оборота перешла из швейцарской промышленности, использовавшей традиционные коммерческие модели, к компаниям вроде Timex, Citizen, Seiko и Casio, предложившим потребителям новый продукт. Количество рабочих мест сокращалось параллельно со снижением объема продаж. С середины 70-х до начала 80-х гг. количество рабочих, занятых в часовой промышленности в Швейцарии, упало с 90 000 до 20 000 человек». Промышленники обратились к консультанту Николасу Хайеку. Какой у него был опыт работы в данной отрасли? Никакого. Но даже будучи ребенком, «Хайек всегда задавал учителям и родителям вопрос: "Почему мы делаем все именно так, как делаем?" Он родился с врожденным неизлечимым любопытством, его интересовало, что и как происходит в мире, и откуда мы появились. Он моментально "проглатывал" все доступные ему книги по физике, астрономии, Большому взрыву и по теории относительности Эйнштейна». Став взрослым, он с таким же любопытством подошел к вставшей перед ним новой проблеме — ив результате перестроил целую отрасль промышленности. До него большинство людей покупало одни часы на всю жизнь. Стоявшие в очереди за новыми японскими марками делали то же самое, но их привлекала еще и дешевизна. Хайек начал с серии вопросов: «Какими люди хотят видеть свои часы? Забавными? Выражающими особый дух? Стильными? Разнообразными? Модными?».
Эти вопросы и привели его к созданию часов марки Swatch — не только часов, но и постоянно изменяющегося модного аксессуара. В дополнение к этому, Хайек запустил маркетинговую программу с целью убедить клиентов носить с каждым костюмом или платьем часы соответствующего цвета. За период с 1983 по 1992 г. компания Swatch продала 100 млн наручных часов. К 1996 г. объем продаж достиг уже 200 млн. Как пишут в книге «Зона прибыли» Эдриан Сливотски и Дэвид Моррисон (Adrian J. Slywotzky, David J. Morrison The Profit Zone): «Хайек придал часам индивидуальность, он дал им душу. Он нес людям послание, в котором был эмоциональный настрой, веселье, стиль, беззаботность, что не оставляло равнодушным никого. А за всем этим скрывалось непререкаемо высокое качество и низкая цена». После этого продукту, созданному Хайеком, не хватало только имени. Поиск названия, бренда, типичен для инновационного процесса. Хайек рассказывает: «Мы работали с американской рекламной фирмой. Они предлагали самые сумасшедшие имена на свете, но ни одно из них мне не нравилось. Наконец, когда мы как-то раз пошли обедать, эта женщина написала на доске «Swiss watch» (швейцарские часы) и «second watch» (вторые часы), а потом «Swatch». Нам помогло то, что мы не слишком хорошо знали английский язык. Мы не знали, что «swatch» означает «тряпка». Если бы мы это знали, то не создали бы компанию с таким названием!» Задача была поставлена. Образ создан. А затем решение было найдено с помощью новых комбинаций старых элементов. Соберите все факты Поскольку великая идея всегда новая комбинация старых элементов, то следующим шагом является сбор всех фактов, какие вы только можете добыть. Если вы не владеете достаточным количеством фактов, касающихся данной ситуации или проблемы, то вряд ли найдете идеальное новое решение. Факты могут быть специфическими, связанными непосредственно с областью вашей деятельности, отраслью промышленности или конкретной проблемой. Они могут быть также общими, которые вы найдете в тысячах различных источников. Вы станете великим творцом идей, только если будете неустанным искателем информации. Человеком, задающим вопросы. Читателем. Противником стереотипов. А также если будете накапливать информацию — как в записных книжках, так и в дендритах своего мозга.
Индивидуальную, целенаправленную домашнюю работу ничем нельзя заменить. Чтобы что-то вышло наружу, нечто должно сначала войти внутрь. Самое важное — это объединить информацию, хранящуюся, скажем, в «мозговой ячейке номер 369 124» на «дендрите 2614», с другой информацией, которая хранится в «ячейке номер 9 378 532» или где-то еще. Здесь способность нашего мозга улавливать закономерности создает как проблемы, так и возможности их решения. Каждый из нас использует мозг каждую минуту сознательной жизни, выполняя действия «по шаблону» — когда мы ходим или бегаем, ведем автомобиль или останавливаемся на красный сигнал светофора. Наш мозг имеет склонность хранить информацию в узких каналах, на взаимосвязанных «ветвях», откуда ее можно достать легко и быстро, поэтому обычно мы приходим к одному и тому же ответу. Разрушьте шаблоны Чтобы решать проблемы творчески, необходимо открыть новые пути, найти новые пересечения, обнаружить новые связи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|