Необходимо разрушить шаблоны.
Самый простой путь достичь этого — начать с вопросов, которые могут переориентировать мозг. Что произойдет с вашей проблемой, если вы ее удвоите, уполовините, заморозите, перевернете, поставите «задом наперед», приспособите, перегруппируете, скомбинируете с чем-либо? Что будет, если вы уничтожите ее — или ее часть? Если вы частично замените ее чем-либо другим? Если сделаете ее меньше, короче, легче? Если перекрасите ее, измените направление, увеличите? Если упакуете как-то по-новому? Распределите по-другому? Что будет, если вы задействуете все свои органы чувств — добавите запахи или звуки, сделаете свою задачу другой на вид или на ощупь? Выходите за рамки Отложите в сторону свои столь увлекательные предубеждения. Элементы, которые вы используете для решения проблем, не обязательно должны относиться к той отрасли промышленности или процессу, в котором вы работаете. Если прибегать только к таким элементам, в результате, скорее всего, получите лишь старые решения. Попросите учителя дать свое определение образованию, и в большинстве случаев он начнет размышлять о школе, а не об интерактивных видеодисках или жизни в 2010 г. Спросите свой мозг, сколько будет 1 плюс 1, и автоматически получите 2. Он запрограммирован таким образом. Однако, ваш мозг хранит еще и различные факты из тысяч различных областей: начиная от кулинарных рецептов и заканчивая футболом. Ответы на задачи сельского хозяйства могут вполне обнаружиться в результате блужданий в области космических исследований. Поэтому у всех успешных изобретателей, новаторов и творцов развивается ненасытная жажда знаний. Всегда помните о том, что надо задавать вопросы.
Поиграйте с различными комбинациями Следующий шаг: поскольку идея представляет собой новую комбинацию старых элементов, поиграйте с новыми комбинациями. Записывайте их, как только они приходят вам в голову. Попробуйте начать с разных стартовых точек. Перебирайте наобум разные предметы и ситуации — цвета, животных, страны, отрасли промышленности — и пытайтесь связать их со своей задачей и ее решением. Поработайте над этим. Пусть ваш блокнот будет всегда полностью исписан. Однако, будьте осторожны: не концентрируйтесь слишком сильно на своей конкретной области, иначе замкнетесь в рамках уже существующих, старых идей. Читайте как можно больше — особенно книги о взглядах на будущее и революционные работы вне своей специальности. Постоянно спрашивайте: А что, если? «Что, если я объединю это и это? Что, если я начну отсюда, а не оттуда?» И продолжайте задавать эти вопросы вновь и вновь. Используйте все органы чувств Большую помощь оказывает сознательное вовлечение всех органов чувств. Если ваша проблема или задача была определена математически, постарайтесь зрительно представить некоторые ответы. Вспомните, как Альберт Эйнштейн придумал свою теорию относительности — он мечтал, представляя себе, что путешествует в космосе на луче лунного света. Составление карт памяти также является прекрасным «инструментом» для творчества — с их помощью можно объединить информацию по-новому, на новых ответвлениях, в новых кластерах, — так, чтобы идеи располагались не только на одномерных линиях. Работайте над этим, пока голова не закружится. А затем... Отключитесь — пусть все уляжется После вкусного обеда к работе приступает желудочный сок, — позвольте поработать «желудочному соку» своего подсознания. Возьмите на заметку методики расслабления, которые используются в ускоренном обучении, чтобы привести мозг в наиболее эффективное творческое состояние.
Расслабьтесь и отдохните на природе или под музыку Многие люди знают, что в данной ситуации полезно послушать расслабляющую классическую музыку, сходить в художественную галерею или прогуляться по берегу реки или моря. То есть сделать что-то, что открывает мозг для новых комбинаций. На различных людей действуют различные методики. Один из соавторов этой книги всегда считал, что шахматы являются прекрасным стимулятором творчества — в основном потому, что каждый ход открывает новые возможности. Другие же находят, что шахматы требуют слишком большой концентрации. Например, второй соавтор книги считает наиболее эффективными плавание и пешие прогулки. Утро вечера мудренее Непосредственно перед тем, как отправиться спать, напомните себе о своей задаче и ее идеальном решении. Если вы установили сроки выполнения, также поместите их в «банк» своей памяти, а затем к действию приступит подсознание. Оно никогда не спит. Вот как это описывает Дэвид Огилви, известный специалист по рекламе: «Необходимо устроить пресс-конференцию своему подсознанию. Затем, вы должны отключить все мыслительные процессы и подождать особого момента, когда подсознание вызовет вас и скажет: "Эй, у меня есть хорошая идея!" Для этого существуют различные методы. Некоторые люди считают, что если полежать довольно долго в горячей ванне, вас обязательно осенит гениальная идея. Другие предпочитают ждать ее появления, совершая длительные прогулки. Я же всегда полагал, что весьма неплохие результаты дает вино — причем, чем оно лучше, тем грандиознее идея». 11. Эврика! Идея появилась Следующий этап — самый простой из всех: идея пришла. Вы в это время можете бриться или принимать душ, или спать — и вдруг появляется решение. Частично этот процесс работает, потому что он подобен тому, как наш мозг обычно обрабатывает информацию. Точно так же, как вы можете использовать свое подсознание для хранения информации в паттернах, вы можете использовать его и для того, чтобы разрушить эти паттерны и найти новые комбинации. Но все это действует только в том случае, если вы четко, в деталях определили свою цель, то, как она выглядит. Кроме того, полезно устанавливать сроки, чтобы подсознание успело заложить в свои «банки данных» образ цели,
Перепроверьте Когда появилось новое решение, перепроверьте его. Полно ли оно? Нельзя ли его как-то исправить или улучшить? Систему нахождения решения, которую мы только что обрисовали, можно было бы назвать проблемно ориентированным способом творчества. Есть альтернативный подход, основанный на видении или миссии. Это то же самое, что и метод, ориентированный на решение проблемы, за исключением того, что вы начинаете не с проблемы. Вы начинаете с картины будущего, где, как мы знаем сейчас, возможно исполнение практически любой мечты. Австралийский футурист д-р Питер Элльярд является одним из тех, кто предпочитает именно этот подход. Он считает, что, начиная с постановки задачи, мы накладываем определенные ограничения на ее решение. Он говорит: «Опасности подхода, при котором в центр помещается задача, лучше всего видны на примере отрасли, которая довольно неудачно названа "здравоохранением". В большинстве передовых стран охрана здоровья практически вышла из-под контроля. В действительности под словом "здравоохранение" теперь понимается "излечение от болезней". Вся отрасль — это врачи, больницы и аптеки. Размер бюджета здравоохранения стал мерой болезненности, а не здоровья нации. При этом забывается тот факт, что основным состоянием человека является как раз здоровье, а не болезнь. Мы избрали проблемно ориентированный подход к здоровью, когда здоровье определяется прежде всего как отсутствие болезней, а здоровое будущее — как будущее без болезней. Подход к проблеме укрепления и поддержания здоровья с точки зрения миссии был бы совсем другим. В этом случае во главу угла ставились бы питание, физические упражнения, хорошие отношения с окружающими, контроль за стрессами и отсутствие загрязнения окружающей среды. Это принципиально другая программа. Однако сегодня проблема заключается в том, что мы тратим так много денег и усилий на проблемно ориентированный, технократический подход, что не остается почти никаких ресурсов для подхода, основанного на видении миссии».
Авторы этой книги, конечно, не могут не согласиться с приведенным анализом — за исключением замечания о том, что «проблема» не была правильно определена. Элльярд заостряет внимание на очень важном пункте: обычно все мы пытаемся определить задачу слишком узко. Например, если определить проблему как «безработица», то единственным возможным решением станет поиск новых рабочих мест; при этом из рассмотрения выпадут такие варианты, как переподготовка уволенных, организация самообучения. Получив задание разработать новый метод открывания консервных банок, инженер-консультант Вильям Гордон (William J. J. Gordon), специально не использовал в беседах со своими коллегами, инженерами и дизайнерами, понятие «консервный нож». Вместо этого они мысленно играли с такими вещами, как банан, представляли, как легко снимается его кожура. Результатом их работы стали кольца, которые сегодня можно увидеть на большинстве банок с «отрывными» крышками. Подход «консервного ножа» привел бы к ограниченным результатам. Вне зависимости от того, какой подход вы используете: ориентированный на проблему, или же ориентированный на «миссию», отличная идея не придет к вам в голову, если вы заранее не поставите перед собой конкретную цель. Конечно же, существует немало исключений. Бактериолог Александр Флеминг открыл пенициллин, работая в лондонской больнице Св. Марии, случайно обнаружил там странный вид плесени. Когда в 1945 г. массачусетский изобретатель Перси Спенсер трудился над новой радарной системой, ему пришло в голову, что ее излучение может использоваться в кулинарных целях. Он поместил перед магнетроном кусок свинины. По словам комментаторов британского канала Би-би-си Питера Эванса и Джеффа Дихана, он «первым в истории приготовил пищу с помощью микроволновки». Еще один исторический казус состоял в том, что выгоду из этого изобретения извлекли японцы. «Когда одна из японских компаний начала производство магнетронов, ей, согласно мирному договору, было запрещено заключать военные контракты, поэтому они сконцентрировались на мирном использовании микроволновой технологии; теперь Япония лидирует в области продаж микроволновых приборов». Или, во всяком случае, лидировала, пока корейцы не перехватили инициативу. Большинство изобретений и открытий совершаются благодаря четкому видению будущего, то есть конкретной цели. Многие из методов творческого процесса могут быть почерпнуты из других областей. Например, реклама принесла нам понятие «мозгового штурма» — изначально эта идея принадлежала Алексу Осборну, одному из основателей ведущего рекламного агентства «Баттен, Бартон, Дурштайн и Осборн» (Batten, Barton, Durstine and Osborn).
Ниже приведены конкретные примеры того, как на практике применяется метод мозгового штурма. Когда вам требуется новая идея, можете ли вы: Удвоить ее: как лондонский двухъярусный автобус? Уменьшить ее: как бикини или мини-юбку? Расширить ее: как гигантские универсальные магазины или «Боинг-747»? Высушить ее: как суп из пакетика? Разрезать ее: как заранее нарезанный хлеб? Растянуть ее: как джинсы-стрейч или удлиненные лимузины?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|