Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пробелы в праве и пути их преодоления




Пробел в праве - отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.

Наличие пробелов в праве возникают по трем причинам: 1) в силу того, что законо­датель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования; 2) в результате недостатков юридической техники; 3) вследствие по­стоянного развития общественных отношений.

Единственным способом устранения пробелов в праве явля­ется принятие соответствующим полномочным органом недо­стающей нормы или группы норм права. Однако быстрое устра­нение таким способом пробелов не всегда возможно, поскольку связано с процессом нормотворчества. Во избежание этого в праве существует два оперативных метода преодоления, восполнения пробелов — аналогию закона и аналогию права.

Аналогия закона применяется, когда отсутствует норма права, регулирующая рассматриваемый конкретный жизненный слу­чай, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные с ним по своему значению и характеру отношения.

Аналогия права применяется, когда в законодательстве отсут­ствует и норма права, регулирующая сходный случай, и дело ре­шается на основе общих принципов и смысла права в целом. Речь идет о таких принципах права, как справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др. Подобные принципы закрепляются в Конституции и других законах. Аналогия права может применяться и на основе принципов отрасли или института данной отрасли права.

Юридические коллизии

Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные обществен­ные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Объективные причины юридических коллизий: противоречивость, динамизм и изменчивость самих общественных отношений, их скачкообразное развитие; «консерватизм» права, которое обычно не поспевает за течением реальной жизни.

К субъективным причинам коллизий относятся: низкое качество за­конов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координа­ция нормотворческой деятельности, неупорядоченность право­вого материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряженность, политическая борьба и др.

Юридические коллизии можно подразделить на четыре группы: 1) коллизии между нормативными актами или от­дельными правовыми нормами; 2) коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов); 3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике ре­ализации одних и тех же предписаний, несогласованность управ­ленческих действий); 4) коллизии полномочий и статусов государ­ственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований.

Коллизии между Конституцией и всеми иными актами, в т.ч. законами разрешаются в пользу Конституции. Коллизии между законами и подзаконными актами разреша­ются в пользу законов, поскольку последние обладают верховен­ством и высшей юридической силой.

На уровне практического правоприменения органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний;

б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разны­ми органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой, т.е. за основу берется принцип иерар­хии нормативных актов;

в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если раз­ного уровня (коллизии по вертикали), то общий.

В целом способами разрешения коллизий являются: 1) тол­кование; 2) принятие нового акта; 3) отмена старого; 4) внесение изменений или уточнений в действующие; 5) судебное, админи­стративное, арбитражное рассмотрение; 6) систематизация зако­нодательства, гармонизация юридических норм; 7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий; 8) конституционное правосудие. Некоторые из этих способов используются одновре­менно. Существуют также международные процедуры устране­ния конфликтов. [kgl]

[gl] Тема 23. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА [:]

Понятие и необходимость толкования правовых норм

1. Толкование права - деятельность компетентных государ­ственных органов, общественных объединений и граждан по осознанию ими действительного содержания правовых норм. Оно представляет собой сложный волевой процесс, направлен­ный на установление точного смысла содержащегося в норме права предписа­ния, обнародование его для всеобщего сведения. Данный процесс состоит из двух частей. Первая часть этой деятельности – это уяснение - внутренний мыслительный процесс, происходя­щий в сознании субъекта, применяющего норму права. Разъяснение осуществляется тогда, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в ее содержании. В таком случае нужны дополнительные разъяснения действительного смысла правовой нормы. Разъяснение адресовано другим участникам отношений и состоит в объяснении и изложении смысла государственной воли, выраженной в нормативно-правовых актах.

Объектом толкования являются законы и подзаконные акты, предмет толкования - историческая воля законодателя, выраженная в законе (нормативном акте).

Необходимость толкования права вызвана следующими причинами.

1) Необходима мыслительная деятельность для понятия смысла слов, предложений, формулировок нормы права.

2) Нужно уяснить смысл и значение юридических терминов, конструкций.

3) Возникает необ­ходимость «расшифровать» абстрактность формулировок.

4) Несовершенство и неадекватное использование законодательной техники, отсутствие ясного точного, понятного языка нормативного акта.

5) Чтобы понять истинный смысл правовой нормы, необходимо отыскать другие, которые будут применяться вместе с ней.

Виды толкования права

1) В зависимости от субъектов толкования различают: официальное и не­официальное толкование.

Официальное толкованиедается уполномоченными на то субъектами государственными органами, должностными лицами, оно закрепляется в спе­циальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Субъектами офици­ального толкования по законодательству РК являются Конституционный Совет (толкует Конституцию), подзаконных актов - органы, издавшие эти акты. Неофициальное толкование осуществляетсясубъектами, не обладающими полномочиями толковать правовые нормы: общественные организации, научные учреждения, ученые, практические работники, не имеет юридически обяза­тельного значения.

По степени обязательности официальное толкование различают двух видов нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное). Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Сущность его состоит в том, что оно имеет общий характер, является общеобязательным. Казуальное толкование является официальным, но не имеет обще­обязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с уче­том ее применения к конкретному случаю.

По субъектам нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное). А утентичное толкование означает, что разъяснение смысла применяе­мых норм исходит от принявшего их органа. Легальное толкование носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено.

Нормативное и казуальное толкование по своему содержанию подразде­ляется на судебное и административное. Судебное толкование— этот разъяснение норм права, осуществляемое су­дами. Административное толкованиеразъяснение смысла норм нрава, кого рое дастся исполнительными органами государства.

Неофициальное толкование по внешней форме своего выражения может быть устным (разъяснение какой-либо формы права адвокатом, судьей, проку­рором в ходе приема граждан, на лекциях) и письменным (в периоди­ческой печати, в различных комментариях).

По субъектам неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное, доктринальное. Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, переживаний в правовой сфере жизни общества. Профессиональное толкование исходит от юристов-профессионалов (разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан). Доктринальное (научное) толкование дается юридическими научно-исследовательскими учреждениями, учеными в статьях, моногра­фиях, комментариях, на лекциях, конференциях.

По объему различают буквальное (адекватное), расширительное (распростра­нительное) и ограничительное. Буквальное толкование наиболее типичный и часто встречающийся вид толкования, когда «дух» и «буква» закона совпадают, т.е. словесное выра­жение нормы права и ее действительный смысл идентичны. При расширительном толковании действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда действи­тельный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение.

Способы толкования права

Способ толкования представляет собой совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя.

Грамматический (филологический, языковой) способ толкования - уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста ка­кого-либо нормативного акта. Главное – понять смысл слова, какой вкладывал в него законодатель.

При логическом толковании законы логики используются самостоятель­но, обособленно от остальных способов. Здесь исследуется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики. Анализу подвергаются не сами по себе слова, как при грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их между собой.

Систематическое толкование - это уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном ак­те, институте, сопоставление их с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отноше­ние.

Специально-юридическое толкованиеосновывается на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники.

Спомощью историка-политического толкованиявыясняются: исторические условия издания норматив­ного акта; социально-политические цели и задачи, которые пресле­довал законодатель, издавая этот акт. Историко-политический способ помогает выявить смысл правовой нор­мы, обращаясь к истории ее принятия, целям и мотивам, обусловившим введе­ние ее в систему правового регулирования.

Акты толкования права

Акт толкования права - это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержа­ния нормы права. Их можно классифицировать по различным осно­ваниям:

1) по внешней форме они могут быть письменными и устными;

2) по юридической значимости различают акты нормативного толкова­ния и казуальные акты;

3) по ю ридической силе - актыисполнительных органов, судов и пр.;

4) в зависимости от субъекта издания акта толкования они могут быть аутентичными или легальными;

5) по отраслям права: уголовно-правовые, административно-правовые;

6) в зависимости от их содержания и сферы распространения: интерпретационные актыправотворчества; индивидуальные интерпретационные акты. [kgl]

 

[gl] Тема 24. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ [:]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...