Пробелы в праве и пути их преодоления
Пробел в праве - отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования. Наличие пробелов в праве возникают по трем причинам: 1) в силу того, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования; 2) в результате недостатков юридической техники; 3) вследствие постоянного развития общественных отношений. Единственным способом устранения пробелов в праве является принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы или группы норм права. Однако быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно, поскольку связано с процессом нормотворчества. Во избежание этого в праве существует два оперативных метода преодоления, восполнения пробелов — аналогию закона и аналогию права. Аналогия закона применяется, когда отсутствует норма права, регулирующая рассматриваемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные с ним по своему значению и характеру отношения. Аналогия права применяется, когда в законодательстве отсутствует и норма права, регулирующая сходный случай, и дело решается на основе общих принципов и смысла права в целом. Речь идет о таких принципах права, как справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др. Подобные принципы закрепляются в Конституции и других законах. Аналогия права может применяться и на основе принципов отрасли или института данной отрасли права. Юридические коллизии Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.
Объективные причины юридических коллизий: противоречивость, динамизм и изменчивость самих общественных отношений, их скачкообразное развитие; «консерватизм» права, которое обычно не поспевает за течением реальной жизни. К субъективным причинам коллизий относятся: низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряженность, политическая борьба и др. Юридические коллизии можно подразделить на четыре группы: 1) коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами; 2) коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актов); 3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же предписаний, несогласованность управленческих действий); 4) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований. Коллизии между Конституцией и всеми иными актами, в т.ч. законами разрешаются в пользу Конституции. Коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, поскольку последние обладают верховенством и высшей юридической силой. На уровне практического правоприменения органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами: а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний; б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой, т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов;
в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то общий. В целом способами разрешения коллизий являются: 1) толкование; 2) принятие нового акта; 3) отмена старого; 4) внесение изменений или уточнений в действующие; 5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение; 6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм; 7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий; 8) конституционное правосудие. Некоторые из этих способов используются одновременно. Существуют также международные процедуры устранения конфликтов. [kgl] [gl] Тема 23. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА [:] Понятие и необходимость толкования правовых норм 1. Толкование права - деятельность компетентных государственных органов, общественных объединений и граждан по осознанию ими действительного содержания правовых норм. Оно представляет собой сложный волевой процесс, направленный на установление точного смысла содержащегося в норме права предписания, обнародование его для всеобщего сведения. Данный процесс состоит из двух частей. Первая часть этой деятельности – это уяснение - внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Разъяснение осуществляется тогда, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в ее содержании. В таком случае нужны дополнительные разъяснения действительного смысла правовой нормы. Разъяснение адресовано другим участникам отношений и состоит в объяснении и изложении смысла государственной воли, выраженной в нормативно-правовых актах. Объектом толкования являются законы и подзаконные акты, предмет толкования - историческая воля законодателя, выраженная в законе (нормативном акте). Необходимость толкования права вызвана следующими причинами. 1) Необходима мыслительная деятельность для понятия смысла слов, предложений, формулировок нормы права. 2) Нужно уяснить смысл и значение юридических терминов, конструкций.
3) Возникает необходимость «расшифровать» абстрактность формулировок. 4) Несовершенство и неадекватное использование законодательной техники, отсутствие ясного точного, понятного языка нормативного акта. 5) Чтобы понять истинный смысл правовой нормы, необходимо отыскать другие, которые будут применяться вместе с ней. Виды толкования права 1) В зависимости от субъектов толкования различают: официальное и неофициальное толкование. Официальное толкованиедается уполномоченными на то субъектами государственными органами, должностными лицами, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Субъектами официального толкования по законодательству РК являются Конституционный Совет (толкует Конституцию), подзаконных актов - органы, издавшие эти акты. Неофициальное толкование осуществляетсясубъектами, не обладающими полномочиями толковать правовые нормы: общественные организации, научные учреждения, ученые, практические работники, не имеет юридически обязательного значения. По степени обязательности официальное толкование различают двух видов нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное). Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Сущность его состоит в том, что оно имеет общий характер, является общеобязательным. Казуальное толкование является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. По субъектам нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное). А утентичное толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Легальное толкование носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено. Нормативное и казуальное толкование по своему содержанию подразделяется на судебное и административное. Судебное толкование— этот разъяснение норм права, осуществляемое судами. Административное толкованиеразъяснение смысла норм нрава, кого рое дастся исполнительными органами государства.
Неофициальное толкование по внешней форме своего выражения может быть устным (разъяснение какой-либо формы права адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан, на лекциях) и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). По субъектам неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное, доктринальное. Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, переживаний в правовой сфере жизни общества. Профессиональное толкование исходит от юристов-профессионалов (разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан). Доктринальное (научное) толкование дается юридическими научно-исследовательскими учреждениями, учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях, конференциях. По объему различают буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное. Буквальное толкование наиболее типичный и часто встречающийся вид толкования, когда «дух» и «буква» закона совпадают, т.е. словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны. При расширительном толковании действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение. Способы толкования права Способ толкования представляет собой совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя. Грамматический (филологический, языковой) способ толкования - уяснение смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного акта. Главное – понять смысл слова, какой вкладывал в него законодатель. При логическом толковании законы логики используются самостоятельно, обособленно от остальных способов. Здесь исследуется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики. Анализу подвергаются не сами по себе слова, как при грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их между собой. Систематическое толкование - это уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, сопоставление их с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.
Специально-юридическое толкованиеосновывается на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники. Спомощью историка-политического толкованиявыясняются: исторические условия издания нормативного акта; социально-политические цели и задачи, которые преследовал законодатель, издавая этот акт. Историко-политический способ помогает выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее принятия, целям и мотивам, обусловившим введение ее в систему правового регулирования. Акты толкования права Акт толкования права - это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права. Их можно классифицировать по различным основаниям: 1) по внешней форме они могут быть письменными и устными; 2) по юридической значимости различают акты нормативного толкования и казуальные акты; 3) по ю ридической силе - актыисполнительных органов, судов и пр.; 4) в зависимости от субъекта издания акта толкования они могут быть аутентичными или легальными; 5) по отраслям права: уголовно-правовые, административно-правовые; 6) в зависимости от их содержания и сферы распространения: интерпретационные актыправотворчества; индивидуальные интерпретационные акты. [kgl]
[gl] Тема 24. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ [:]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|