Глава V. Меры власти церковной и гражданской против раскола, сознание самими раскольниками нужды в епископе и своих заблуждений, церкви единоверческие 7 страница
450 Игнат. тобол. посл. III, гл. 29 и 30; Денис. ист. о отц. солов. л. 104–105. Надобно впрочем заметить, что Игнатий м. тобольский не определяет числа погибших и не называет по имени инока, предводительствовшего ими; а описывает только, как он действовал в пустыне, «в Каргополе и к морю, и наконец сгорел в палеостровском монастыре. Но Денисов свидетельствует, что инок этот был Игнатий соловецкий, что он-то обонежские и каргопольские пределы утвердил в правоверии, хотя умалчивает о его там злодействах, и что он сгорел в палеостровском монастыре с 2700 человек. То же находим и в синодиках раскольнических. Об Емельяне повенецком см. Акт. Ист. V, № 151, стр. 254. 451 Акт. Ист. V, № 151, стр. 254 – 256, 260. Приблизительное число погибших основываем на современном показании самих иноков палеостровских (– стр. 260). Но Денисов (ист. о отц. солов. л. 106) и раскольнический синодик увеличивают это число до 1500 человек. 452 Акт. Ист. V, Де 223, стр. 386. 388–390. Денисов и здесь преувеличивает число 800. основанное ва современном иовааавии (–стр. 369. 390). до 1200 человек (яст. о отцах солов. л. 107). 453 Ист. Выгов. пуст. гл. 1. Впоследствии всю эту четверицу Выговцы, вероятно, причли к лику святых: каждому из них существует особая служба, Даниилу – в 31 день дек., Андрею – в 19 день авг., Петру – в 16 день янв., Симеону – в 24 день мая, где все оно величаются преподобными отцами и под. (Сборн. моей библ. № 32, ст. 8–6). 454 Ист. выгов. пуст., ч. I, гл. 1, 2, 4 и 33. В последней главе замечено: «жития же его: сперьва смлада живяще в великом Новгороде и в шумском погосте и у церквей во дьячках, всего двадесять девять лет; со отцем Игнатием лето едино в выговской пустыни скиташеся и бегая; у моря скитаяся по пустыням пять лет; пришед от моря жил в выговской пустыни на сароозере и на рязани и на старом заводе пять лет без мала. Общим житием на сем месте, где ныне благодатию Божиею монастырь стоит, как с Захарием сложилися, поживе сорок лет, и всего жития его осмьдесят лет».
455 Там же, гл. 2 и 17. 456 Там же, гл. 1, 3, 4, 14, 23 и 24. Сведение о Симеоне Денисове помещено в начале его Винограда Российского (в моем списке). 457 Там же, гл. 4, 5, 7, 13. В одном месте истории выговской обители исчисляются следующем образом пособники этих настоятелей: «предреченным настоятелем пособствоваху во общежительстве благоревностнии мужие: Исакий, Евфимий, Захарий Стефанов, Леонтий Феодосиев, Трифон Петров, Гавриил и Никифор Семеновы, Лука Федоров, Яков повенецкой, Иван Германов, Марк Фефилов, Михаил Павлов; да иноцы – Пафнутий колской, Прокопий нижегородской, Серапион руской, Феодосий устюжской, Иаков ковачьнижской, Никола руской; Антоний, Симеон и Гавриил: сии три старцы с самых первых дет пришедшие, двое с Толнуйского села, а третий с Фоймогубы, и Давыд и Иосиф поморские пустынножители... И в скитех же духовному сему правлению силнии бяху помощницы иноцы: Сергий помяновенный, и Серапион московский, и Варлалм, и Павел торомский, а Питирим помяновенный; и бельцы: Петр Ануфриев, Иосиф и Иван Давыдов тихвинцы, Леонид щелтопорожской инок, дворянин Евстафий Яковлев и ладожонин, Моисей Иванов толвуйской, Даниил Иванов, Семен Еремиев олончанин, Захарий Мефодиев с сыном Титом, Иван Акиндинов, Симан Иовлев, Иван Белоутов, Гавриил Ефремов с братиями, Михаил Шелехов, Иван Дмитриев сумлянин, в Ладоском ските инок Феодосий» (ч. I, гл. I). 458 Есть целые сборники проповедей Андрея и Симеона Денисовых, а также и других, неизвестных по имени. Например: а) слово на память премудрого отца нашего Кинониарха Андрея Дионисьевича, б) слово на воздвижение вновь молитвенного храма выгорецкой пустыни во имя Богоявления Господня, в 7296 году и проч. (Сборн. моей библ. № 16, кн. III, ст. 1 и 2). В частности об Андрее Денисове раскольники говорят: «велий сказатель бысть словес Божиих без книги из уст, свободным уча гласом всегда братию; и толь сладостно бе учение его, яко вси послушающе прилежно внимаху... толико бо хитр и сладостен бе словом, яко никто ин таков обретается в нынешних христианех; о церковных же догматах и о православии тако знаяше Божественная писания, тако в конец видяше, яко и впредь нечается таков быти, и просто рещи, дом бе премудрости, и жилище филолософии христианския, подобен Иоанну Златоусту» (Ист. выгов. пуст., ч. I, гл. 23).
459 Ист. выгов. пуст. гл. 4, 13, 14. 460 Прот. Андрея Иоаннова полн. истор. известие о древн. стригольн. и новых раскольн. стр. 120, Спб. 1799. По этому изданию мы будем и впредь увязывать страницы настоящего сочинения. 461 Ист. выгов. пуст. гл. 14; Иоаннов. полн. ист. изв. о раск. стр. 117 462 Таковы: а) поморские ответы, составленные преимущественно Андреем и Симеоном Денисовыми (об этой книге подробнее сказано будет в своем месте); б) Виноград Российский, соч. Симеона Денисова; в) история о отцех и страдальцех соловецких, сочинение его же: г) многие догматические послания Андрея Денисова в защиту раскольнических мнений; д) многие проповеди обоих братьев догматические и нравственные; е) послание Петра Прокопиева к Даниилу Викуличу о самоубийственной смерти (сборн. моей библ. № 29, ст. 1); ж) двенадцать книг Четьих-Миней, собранных тем же Петром Прокопиевым: «которые книги, его собрания, говорит историк поморский, и ныне в монастыре читаются по вся дни» (Ист. выг. пуст. гл. 17). 463 Ист. выг. пуст. гл. 4 и 14. 464 Об Андрее Денисове читаем, «изучися добре грамматическому и риторскому учению, таже и прочих учаше; брата своего Симеона и Трифона Петрова, и Мануила Петрова, и иконника Даниила, и Никифора Симеонова, и прочих, иже изучишася от него тому же художеству, кийждо по силе своей, чтоб право писати и добре глаголати, знати силу святаго писания и ведати догматы церковные, и укрепляти и прочих братию в православной христианской вере» (Ист. выг. пуст. ч. I, гл. 23). 465 Известнейшие из них: а) Следование правил о крещении и священстве, соч. Трифона Петрова (сборн. моей библ. № 27, ст. 2); б) книга об антихристе (см. выше прим. 429); в) Сборник «о познании церкви православно-кафоличестей, в каком смысле оная стоит», или: «Иисус Христос, Сын Божий есть основание св. церкви», соч. неизвестного (сборн. моей библ. № 41); г) книга, глаголемая Мечь Духовный, – обширное сочинение, составленное неизвестным в 1761 г. (сборн. моей библ. № 6); д) книги о случаех последнего времени, – также большое сочинение неизвестного.
466 Иоаннов, ист. изв. о раскол. стр. 118–119. 467 Ист. выгов. пуст. гл. 15 и 16. 468 Отселе выговцы начали даже писать «о молении за парей» (Сборн. моей библ. № 28, ст. 7; № 41, гл. 53). 469 Есть особая «повесть о злоключении на выговскую пустыню чрез злого безчинника Ивана Круглаго», которая служит продолжением истории выговской пустыни, хотя в некоторых рукописях имеет особый счет глав (Сборн. моей библ. № 16, кн. III, см. особенно гл. 1, 7, 16, 18 и 21). 470 Ист. выг. пуст. гл. 21 и 22; снес, примеч. 458. 471 Кроме целых сочинений, написанных для подтверждения каждого из означенных пунктов, краткий очерк поморского учения можно видеть в послании Андрея Денисова о Феодосианах, начинающемся словами: «Господь наш Исус Христос, Сын Божий, во святом своем Евангелии»... Снес. Иоаннов, ист. изв. о раскол, стр. 121–124. В частности касательно титлы припомним, что еще в Соловецком монастыре, во время бунта, некоторые мятежники вооружились против нее и истребили все кресты, на каких только ее находили (прим. 372). 472 Ист. выгов. пуст. гл. 4; повесть о злоключ. на выгов. пуст. гл. 7, 10 и 25. 473 Повесть о злоключ. на выгов. пуст. гл. 1. 474 Рукопись о безпоповщинском расколе (Сборн. нашей библ. № 60). 475 Денис. Виногр. Рос. в статьях об означенных лицах, л. 99–117; сказание о преждебывших начальных отцех наших (Сборн. моей библ. № 20, ст. 12). 476 Иоаннов. ист. изв. о раскол. стр. 106; Акт. Ист. V, № 127, стр. 220. 477 Акт. Ист. V, № 127. 478 Иоаннов. ист. изв. о раск. стр. 89–97. 479 Сказание о преждебыв. начал. отцех (прим. 475). 480 Эти и другие пункты своего учения, в отличие от поморского, Феодосий изложил в своем послании к Андрею Денисову или «предложении о догматах и титле», начинающемся словами: «ведомо буди вашей братской о Христе к нам грешным любви»... В частности о браках см. в этом посл. ст. 2.
481 См. предыдущее примечание. 482 Послание ко всем феодосиевцам начинается словами: «ничто же тако исконному врагу наветовати потщательно, яко»...; послание к Евстрату Феодосиевичу – словами: «понеже паче бури сладчайшая тишина»... 483 Все доселе о судьбе феодосиевщины заимствовано: а) из сказания о преждебыв. отцех.... и б) из рукописной повести, составленной неизвестным поморцем: «о начале раздора феодосиевых с выгорецким общежительством и о причине того, чего ради оный бысть». В первом сочинении перечислены по именам многие отцы Феодосиева согласия: новгородские, псковские, московские, ярославские, польские и стародубские. Об обращении Константина Федорова со товарищи и о желании его обратить и других прежних своих единоверцев говорится и в Собран. Зак. т. V, № 3161. 484 Иоаннов. Ист. изв. о раскол. стр. 129. 485 Последующие известия о Преображенском кладбище в Москве заимствуем отчасти из ист. изв. о раск. Прот. Иоаннова, стр. 130–143 и 183, а преимущественно из рукоп. истории этого кладбища (Сборн. моей библ. № 60). 486 Источники: а) рукописное «известие о Филиппе старце, от которого и согласие Филиппово именуется» (Сборн. моей библ. № 20), б) Иоаннов. ист. изв. о раскол., стр. 143–148. 487 Снес. Розыск, стр. 585, 591, 605. 488 Иоаннов. ист. изв. о раск. стр. 149. 489 Иоаннов, там же 148 и рукоп. записк. о безпоповщинском расколе (Сборн. моей библ. № 60). 490 Впоследствии (в 1762 г. ) сам ли Алексеев или кто другой из его секты написал огромное сочинение «о тайне брака», разделенное на две части, из которых первая заключает в себе 20 глав, а последняя 7. 491 Епитимии новобрачные подвергались неодинаковой: по-петербургски овя отлучались на три года от общества своих единоверцев, а по-московски только на сорок дней. Это видно из сильных посланий неизвестного феодосиевца, направленных против новоженов (Сборн. моей библ. № 30. ст. 2, 3 и 4). 492 В подтверждение этого умствования написано неизвестным: «рассуждение о таинстве законного супружества, изданное на мнение тех людей, кои по невежеству подтверждают, что будто за неимением согласного им священства и браков составлять невозможно; а содержится в нем истинное доказательство того, что брак в нужде и без священнословия состоять может» (Сборн. моей библ. № 48). 493 Все эти правила напечатаны у Иоаннова в ист. изв. о раск. стр. 156–175. 494 Опровержения эти кратко изложены в письме «почтенному человеку и благоразумному мужу Архиппу Дементьевичу со всею общею братиею» (Сборн. моей библ. № 48, ст. 5). 495 Вообще о новоженах см. у Иоаннова ист. изв. о раскол. стр. 150–155.
496 Рукописн. записк. о безпоповщ. расколе (Сборн. моей библ. № 60). 497 От Евфимия осталось несколько сочинений, в которых он выразил учение своей секты, именно: 1) Разглагольствие, писанное в 1784 г.; 2) Послание, писанное в 1787 г.; 3) Цветник; 4) Толкование на слово Ипполита, папы римского, об Апокалипсисе; 3) О злополучнех последних временах и о знамениях антихристовых. 498 Сведения о секте странников заимствованы из рукописи моей библиотеки, № 61. 499 См. Димитр. Ростов. Розыск. стр. 605, 609 и др.; Иоаннов. ист. изв. о раск. 175 и др. 500 Дополн. к Акт. ист. V, 453, 458; Питирим. предисловие к «Пращице Духовной»; Иоаннов. Полн. ист. изв. о раск. 206. 501 Выписки из этих писем Аввакума у св. Димитр. в Розыске ч. I, гл. 17–19, стр. 50–64, и Иоаннов. Ист. изв. о раск. 82–85. 502 Родом был из Пошехони. Подробнее о нем см. у Денис. Виногр. Росс. стр. 73–75. 503 Иоаннов. Ист. изв. о раск. 206–208. Стыдясь этих писем Аввакума, Денисов утверждает, будто они подложны и именно будто «Димитрий ростовский и пращицы списатель неправедными поношеньми не истинныя баснословия сшили на??? вседоблаго» (Виногр. статья об Аввак. л. 35). Но как же св. Димитрий и Питирим могли выдумать эти письма, когда вот еще в конце XVII века, гораздо прежде написания Розыска и Пращицы, они были известны самим раскольникам и для некоторых составляли святыню? Как назвать письма подложными, когда все керженские скиты, спорившие об них около десяти лет, и спустя не более десяти лет, по смерти Аввакума, при жизни еще многих знавших его руку, вовсе не думали отвергать подлинность писем (что всего скорее могло бы порешить спор), а называли их письмами Аввакума к диакону Феодору, только неправославными? В 1717 г. те же скитники вновь осудили эти самые письма Аввакумовы, как неправославные, не отвергая их подлинности (Иоаннов. там же 208 – 210). Денисов указывает на то, что ни Никон, ни книга: «Жезл правления» не обличали Аввакума в еретических мыслях, какие находятся в мнимых его письмах. Но – а) письма, адресованные к частным лицам, могли быть неизвестными ни Никону, ни составителю книги Жезла, тем более – б) что Никон обличал Аввакума в 1654 – 1656 г., Жезл правления издан в 1666 г., а Аввакум оставался жив писал свои письма еще до 1681 г. Может быть, впоследствии Аввакум и сам отказался от еретических мыслей, изложенных им в этих письмах, когда был обличен диаконом Феодором, или кем-либо другим, как между ними случалось не редко; но письма тем не менее могли остаться подлинными. 504 По свидетельству тогдашнего архипастыря ея св. Димитрия (Розыск. 600, М. 1824). 505 Иоаннов. Ист. изв. о раск. 208–211. 506 Св. Димитр. Розыск. стр. 76, 573, 585, 600–603; Иоаннов. Ист. изв. о раск. 106, 211; Игнат. Тобол. посл. III, гл. 28. 507 Все об Иове и Досифее мы заимствовали – а) из рукоп. истории о бегствующем священстве соч. раскольник. Иваном Алексеевым в 1755 г.; – б) из такой же истории, с некоторыми впрочем прибавлениями, сочиненной впоследствии, вероятно, керженским иноком Ионою Курносым (снес. Иоаннов. Ист. изв. о раск. 212–225 и 321, изд. 3). и – в) из царской грамоты донским атаманам и казакам, данной 14 авг. 1688 г. Собр. зак. т. II, № 1310. 508 Акт. ист. V, №№ 215, 220, 221, 241, 254; Ригельман. Ист. о донских казаках стр. 74, 79, 139. Москв. 1846. 509 Ригельман. там же 80–81, 95, 140; Голиков. Деян. Петра Вел. II, 188. 510 Пушкин. Ист. Пугачев. бунта, приложение 1. 511 Известно, например, что сам Пугачев не мало проживал у раскольников сперва в Польше, т. е. на Ветке, потом в селениях черниговских, т. е. стародубских (Пушкин. там же прилож. 10). 512 См. обе рукописн. истории о бегствующем священстве (примеч. 507); также Иоаннов. ист. изв. о раск. 102–103. 513 Алексеев. ист. о бегств. священстве; Иоаннов. ист. изв. о раск. 212, 221, 244. Имена ветковских слобод: 1) слобода Косецкая, 2) Дубовый Лог, Папсуевка, 4) Марьина, 5) Миличи, 6) Красная, 7) Костюковичи, 8) Буда, 9) Крупец, 10) Гродня, 11) Нивки, 12} Грабовка, 13) Тарасовка, 14) Спасовка (там же). 514 Например в послании своем в керженские скиты Феодосий писал: «аз, отец Феодосий, детям моим духовным благословения не даю итти к тому Софонтию, и принимати его во священника не велю: потому что он причастия от церкви нашея и от нас смиренных не требует... К Герасиму попу благословляю итти на духе, и всякую святыню ему исправляти, того ради, что в писании, к нам присланном и рука его приложена, что от нас смиренных прощения просит и благословения требует, и от церкви... нашея приемлет, мы же послахом к нему таинств» (Иоаннов. там же 275, 276. сн. 219). 515 Алексеев о Феодосии замечает: «похваляют его нецыи нравы, яко бяше смирен и благоприятен, прост, зависти лишен, мира церковного хранитель. Един порок токмо имея, во еже от немощи долготемныя темницы для свободы к новым догматом пристати, при сем же и новорукоположенным дверь отверсти и начало подати оным священнодействовати, откуду поступающий по нем уже и новокрещенных, и новорукоположенных попов приемлют и дают власть священныя деяти, не яко иереи прежнии» (ист. о бегств. свящ. ). 516 Об оскудении древнего мира при Феодосии говорит Алексеев: «показуется от граматы Александра диакона, яко во дни Феодосия и миро древнее окончася, о чем пространное имеется послание» (там же). А о том, что Феодосий сварил новое миро, засвидетельствовал современный ему ветковский уставщик Афанасий (Иоаннов, так же 213). 517 Иоаннов, там же 215–217. То же подтверждают рукоп. Вопросы Ветковцам, числом 261, предложенные неизвестным беспоповцем в последней четверти прошлого века, см. вопр. 213 (рук. моей библ., № 59). 518 Вопр. ветковц. 30 и 32; Разговоры о разнствии между приемлющими настоящих иереев и неприемлющими (Сборн. моей библ. № 25, ст. 1). Здесь поповец, между прочим, говорит: «образ приятия таковых явлен есть в нас, яко по обету и отрицании подобательном, новопришедша иереа старший иерей в нас благословит: и повелит ему Иерейская действовати, и действует». 519 Запрещая керженцам принимать попа Софонтия, Феодосий заметил: «еще и то сказывает он, что и людей жигал, и оное творит не по уставу церковному» (Иоаннов. 275). 520 Вопр. ветковцам 215, 216, 219. 521 Те же вопр. 70, 72, 76, 108. 522 Керженские или диаконовы ответы (рукоп. ), поданные в 1719 г. нижегор. епископу Питириму, отв. 57, 90, 91; Иоаннов. 213, 214. 523 Писал некто Тимофей Матвеев Лысенин, который называется даже учителем самого попа Димитрия. См. Сборн. моей библ. № 44. ст. 6 – о том, како подобает кадити, и ст. 7 – о четвероконечном кресте. 524 В 1709 г. было «прение старца Феодосия с Тимофеем Матвеевым да с учеником его Васильем Власовым и со их единовольники». Из этого прения видно, что первые диаконовцы воздавали четвероконечному кресту совершенно равное почтение, как и осьмиконечному, – говорили например: «у никониан на просфорах напечатан истинный и животворящий святый крест Христов, на нем же распят Господь ваш Иисус Христос»..., или «мы де о кресте Христове с никонианы согласны» и под. (Это прение в Сборн. моей библ. № 44, ст. 8). Есть еще «слово возразительно во увещание новокадильников», предложенное в четырнадцати вопросах диаконовцам (в том же Сборн. ст. 9). О Василье Власове, как «злом раскольнике и учителе», упоминается в Указе 27 окт. 1722 г. (Собр. Зак., т. VI, № 4109). 525 Послание напеч. у Иоаннов. стр. 274. 526 Кержен. отв. Питириму 42–45. 527 Те же отв. 34, 46, 51, 52, 59. 528 Весь последующий рассказ об Епифании заимствован из официальных бумаг, напечатанных в ист. изв. о раск. Иоаннов. стр. 228–243. 529 Иоаннов. Там же 337, 352; Вопр. ветковц. 145, 150. 530 Указ 3 сент. 1735, снес. указ 23 февр. 1738, к Собр. Зак., т. X, № 7521. 531 Иоаннов. там же 243–260. 532 Вот имена этих посадов и слобод: 1) Климовской, 2) Зыбковской, 3) Клинцовской, 4) Лужковской, 5) Злынской, б) Митьковской, 7) Шеламовской, 8) Еленской, 9) Добрянской, 10) Воронковской, 11) Деменка, 12) Чуровичи, 13) Тимошкин перевоз, 14) Свяцкая, 15) Ардон, 16) Млинка, 17) Радуль (Иоаннов. 222). 533 Иоаннов. 223, 346–348. 534 Иоаннов. 278, 285–306. 535 Указ 1761 г. февр. 15, в Собр. Закон., т. XV, № 11, 205. 536 Иоаннов. 260–263, 348–356, 364–376. 537 Иоаннов. 338–341. Там же два рассказа о жалком невежестве чернобольцев. 538 Иоаннов. 342–343. 539 Рукоп. Сергия о начале иргизских скитов. 540 О поповщ. секте на Иргизе (рукоп. Сборн. моей библ., № 60). 541 Иоаннов. ист. изв. о раск. 308–311. 542 Обо всем этом свидетельствует сам Сергий иргизский в своем сочинении: Зерцало для старообрядцев, Спб. 1799, стр. 73 и след. Он же еще рассказывает о себе: «я и сам вытерпел тогда превеликий стыд. Однажды, как шел я рядами, то некоторые из купцов зазвали меня в лавку в лапотный ряд. Я не успел оглядеться, как набралось их человек с десять, а потом вижу, двое тащат огромный тот самовар. Один его вид поразил меня; но тут купцы спрашивали, не знаком ли мне этот котел? И когда я молчал, то они, показывая в нем оставшееся, говорили: отец Сергий, не признаешь ли? Нечего было делать, принужден был закрывшись бежать: но они меня не забывали проводить самыми ядовитыми насмешками. Когда же рассказал я о сем на кладбище, то получил в ответ: кому же, как не монахам, и терпеть, на то отреклись от мира». 543 Сочинение Никодима, излагающее по порядку все деяния собора, напечатано в подлиннике у Иоаннов. в ист. изв. о раск. 313–335. 544 Иоаннов. там же 336; иеросхим. Иоанна – Дух мудрования раск. толков, стр. 44, 87. 545 Краткие эти сведения о состоянии поповщинской секты в сибирском крае заимствованы нами: а) из Собр. Закон. т. VI, № 4109, т. IX, № 6835, т. X, № 7663, и – б) из рукописи, под заглавием: «копии Сибирцев», содержащие в себе разные прошения и вообще переписку екатеринбургских раскольников в 1817–1821 г. по делу об их церкви и священниках (Сборн. моей библ. № 21, ст. 4). 546 Приб. к Акт. Ист. V, 472, 486–487; Полн. Собр. Зак. т. I, № 412, стр. 706. 547 Предисл. к Увету дух., л. 36 об., изд. 2. 548 Уложение царя Алексея Мих. гл. I, в Собр. Зак., т. I, стр. 3. 549 Акт. Эксп. IV, 235, 242; Акт. Ист. IV, 436. 550 Акт. Ист. V, № 75, стр. 108–118. 551 Там же, № 93, стр. 145. 552 Там же, № 91, стр. 144. 553 Там же, № 98, стр. 154. 554 Строев. опис. старопечат. книг гр. Толстова № 168, стр. 346; Дополн. к опис. старопеч. книг Толстова и Царскаго № 116, стр. 201; М. Евгения слов. истор. о дух. писат. I, стр. 226, изд. 2. Кроме того патр. Иоаким издал – 1) «извещение чудесе о сложении триех первых перстов в знамение креста на челе», напечат. еще в 1667 г., где, рассказав о чуде, случившемся от троеперстного знамения креста, излагает кратко самыя основания этого перстосложения и убеждает раскольников обратиться к истине; 2) «клятвенное объявление на ругатели св. икон, дерзнувшия в Чудове монастыре образ Пресв. Троицы ножами колоти и дехтем зловонным с смолою мазати, изображаемого ради сложения перстов (раскольником противного), благословящих рук» (см. рукоп. нашей академ. библ. № 423, ст. 4). 555 Ист. Росс. Иепархии I, стр. 34–35, изд. 2. 556 М. Евгения слов. истор. о дух. писат. I, 195, изд. 2. 557 Игнат. м. тобол. посл. III, гл. 31, 33; Акт. Ист. V, 166. 558 Рук. нашей академ. библ. № 164. 559 Об этом пишет сам Игнатий в III своем послании, гл. 51. 560 М. Евгения слов. ист. о дух. писат. I, 58; архангельск. губерн. вед. 1847, № 27, в статье об арханг. иерархах. 561 М. Евгения слов. ист. о дух. писат. I, стр. 20. 562 Собр. Зак. III, № 1612, ст. 1, 2 и след. 563 Акт. Ист. V, №№ 93 и 100. 564 Акт. Эксп. IV, № 284; Собр. Зак. II, № 1102. 565 Акт. Ист. V, № 151, стр. 253. 566 Там же, № 223, стр. 379. 567 Собр. Зак. II, № 1310, стр. 942. 568 Собр. Зак. V, № 2996; снес. № 2991 и VI, № 3547. В последнем указе сказано: «буде ко св. Церкви (раскольники) не обратятся, а похотят быть в своей раскольнической прелести: и такие бе приходили и записывались в платеж двойного оклада, объявляя доношениями о себе по домашним своим в приказах церковных дел без всякого сомнения и страха и невнимая некоторых пустошнему совету». 569 Собр. Зак. т. VI, №№ 3662 и 4009, п. 17, 22; т. VII, №№ 4162, 4526; т. VIII, № 5349; т. XI, 8644 и др. 570 Подробный перечень их можно видеть в алфавитном указателе к Собр. Зак. под словом: раскол. 571 Собр. Зак. т. VI, стр. 342, № 4009, п. 6, 12, 16, 17, 18, 20; №№ 4052, 4526, 4750, 7430. 572 Там же, №№ 3944, 3962, п. 4, 4596, 9155, 10053. 573 Там же, №№ 3340, 4875, 4900. 574 Там же, №№ 4022, п. 20, 4052, 6415. 575 Там же, №№ 3784, 4578. 576 Там же, №№ 4052, 5554, 6928. 577 Там же, № 4022, п. 44. 578 Там же, №№ 4153, 6835, 7172. 579 Там же, №№ 4052, 4601. 580 Там же, №№ 4009, п. 25, 26; 4022, п. 15–17. 581 Там же, № 4009, п. 3–7. 582 Там же, 3963. 583 Там же, 3161, 3340, 4121, 5998, 6442. 584 Там же, № 4009, п. 13. 585 Там же, №№ 4144, 10353. 586 Там же, № 2985, п. 6. 587 М. Евгения Слов. ист. о дух. писат. II, 255. 588 Там же, I, 302–304; истор. выгов. Пуст. гл. 15; сказание о преждебывш. отцех (Сборн. моей библ. № 20, ст. 12). 589 Предисл. к Розыску; Евген. Слов. о дух. писат. I, 123, 126–127. 590 См. о нем также в Словаре М. Евгения II, 168–175. 591 Рукоп. житие Андрея Денисова, гл. 17. 592 Собр. Зак. т. VI. № 3522. 593 Собр. Зак. т. VIII, № 5564. 594 Собр. Зак. т. VIII, № 6134 и т. XV, № 11435. Должно присовокупить, что в этот же период времени написаны против раскольников еще два сочинения: а) Рафаилом, архиепископом холмогорским «изъявление о двоеперстном и триперстном знамении честнаго креста», собранное в 1711 году (рукоп. архангел. дух. Сем. № 572), и б) бывшим учеником Питирима нижегородского, Андроником, игуменом Алексеевского углицкого монастыря, также о сложении перстов для крестного знамения оконч. в 1713 г. (Восток. опис. рукоп. Румянц. Муз. № 7). 595 Собр. Зак. VI, № 3891. 596 Там же, № 3925. «Срок же оным, сказано в указе, явиться хотящим, полагается сего 1722 года Марта от первых числ московским и приежим к Москве; от всех стран за двести верст маия по первые числа; а прочим, которые за пять сот, по Июль; а которые за тысящу верст, по Август, а дальним всем по Март будущего 1723 года». 597 М. Евгения Слов. о дух. писат. II, 305. Как это, так и прежние объявления или воззвания св. Синода е раскольникам написаны преосвящ. Феофаном Прокоповичем. 598 Высочайшее повеление Государя Императора об отправлении Неофита в Петрозаводск дано 22 апр. 1722 г.; указы о том же из св. Синода на имя начальника петровских заводов Муравьева 5 Июля, – из Сената на имя того же начальника 11 Июля; инструкция Неофиту подписана 8 Августа (все эти указы и инструкц. см. в Сборн. моей библ. № 21. ст. 1). 599 По этому случаю был еще указ из св. Синода к начальнику петровских заводов Муравьеву от 24 июня 1723 г. Сборн. моей библ. № 21, ст. 1). 600 «Много потрудися, говорит о нем его биограф, с премудрым Андреем в написании ответов, поданных иеромонаху Неофиту, а чрез его и всему всероссийскому духовному Синоду. Его труды пять оных статей: 1) о крестном персты знаменовании, 2) о благословении иереев, 3) о песни ангельской, 4) о кресте четвероконечном, 5) о имени Иисусове, – писанные в 1713 году, в заключении темничном в Новеграде, в инмже четыре лета пребысть» (биография эта помещ. в начале Вин. Росс., в Сборн. моей библ. № 31). 601 Главные черты рассказа о пребывании Неофита в Петрозаводске и о сношениях его с поморцами мы заимствовали из их сочинения: «история кратная о ответах, чесо ради и како ответы сии и разглагольство о сих, и когда, и где, я с кем сия содеяшася». История эта составляет собственно 20 главу истории выговской пустыни, но иногда переписывается раскольниками и отдельно (Сборн. моей библ. № 21, 3). Здесь, как и естественно было ожидать, раскольники чрезвычайно восхваляют мудрость своих учителей, представляют их постоянно торжествующими над Неофитом в состязаниях, а Неофита – побежденным на каждом шагу, уничиженным, не знающим, что делать и что отвечать. Не излишне присовокупить, что эта «история об ответах» (одна из глав истории выговской пустыни) составлена уже в 1744 г., т. е. спустя 22 года после события. 602 Под таким заглавием книга эта существует в рукописи, находящейся ныне в библ. архангел. дух. Сем. за № 532, а прежде принадлежавшей преосв. Архангельскому Варсонофию (1740–1759 г. ) 603 М. Евгения Слов. ист. о дух. пис. I, 57; II, 326. 604 Собр. Закон. VII, № 4635; М. Евгения Слов. истор. о дух. писат. II, 308. 605 Евген., там же, I, 57. 606 Симона наставл. состязаться с раскольниками, стр. 21. 607 Калайд. и Строев. опис. рукоп. Толстова, отд. IV, № 60. 608 Алексеев, рукоп. история о бегств. священстве; монаха Виталия о церкви и раскольник. гл. 14, л. 78 об. (рукоп. моей библ. № 24). 609 Иоаннов. полн. истор. изв. о раскол. 195, изд. 3. 610 Мон. Виталия о церкви … раск. гл. 14, л. 75 об. и 80. 611 Иоаннов. ист. изв. о раск. ст. 280–283. 612 Алексеев, ист. о бегств. священстве (см. к концу сочинения). 613 Собр. Зак. XVI, № 11725. 614 Там же, №№ 11989, п. 19, 12067. 615 Там же ХVШ, № 13255; XXI, № 15581; XXII, 16238. 616 Там же ХVI, №№ 12067, 12272, 12281. 617 М. Евгения слов. ист. о дух. пис. II, 182. 618 См. предуведомление в ответам преосвящ. Никифора, изд. в Москве 1821 г., стр. 3–7. 619 Мон. Виталия рукоп. о церкви и о раск. гл. 16, л. 75 обор. и 105–108; Иоаннов. ист. извест. о раск. стр. 197 и 362. 620 Мон. Виталия там же л. 77–78, 108–120; Иоаннов. там же, стр. 362–363. 621 Все, сказанное нами о старце Никодиме и о начале единоверия в Стародубье, подробно изложено: а) в книге монаха Виталия о церкви и о раскольниках, гл. 14, л. 122–142, и б) в переписке старца Никодима и его единомысленников с разными лицами по делу о единоверии (Сборн. моей библ., № 60). Снес. Собр. Зак. XXII, № 16239, п. 9. 622 Мон. Витал. там же, л. 114–118; переписка старца Никодима по делу о единоверии (см. предыдущее примеч. ). 623 Мон. Витал. там же, л. 142–144; Иоаннов. полн. ист. изв. о раск. стр. 395–397. 624 Ответы эти печатаются вместе с окружным посланием его к старообрядцам и с ответами его на соловецкую челобитную. 625 Весь рассказ об отце Сергии заимствован из рук. статьи: «о поповщинской секте на Иргизе» (Сборн. моей библ., № 60).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|