Начала математического анализа
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Л.В. ЛИМАНОВА, Л.А. Муратова Высшая математика В примерах и задачах (для заочного факультета)
Самара Самарский государственный технический университет
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
К а ф е д р а «Высшая математика и прикладная информатика»
Л.В. ЛИМАНОВА, Л.А. Муратова
Высшая математика В примерах и задачах (для заочного факультета)
Самара Самарский государственный технический университет Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ
УДК 517.531, 519.2 Л 58
Лиманова Л.В. Л 58 Высшая математика в примерах и задачах (для заочного факультета): Учеб. пособ. по специальным разделам высшей математики / Л.В. Лиманова, Л.А. Муратова. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2010. – 86 с: ил.11.
Представлены типовые задачи с подробными решениями из следующих разделов курса высшей математики: «Линейная алгебра и аналитическая геометрия», «Дифференциальное исчисление», «Интегральное исчисление», «Ряды», «Дифференциальные уравнения», «Теория функций комплексной переменной», «Операционное исчисление», «Теория вероятностей». Пособие содержит тренировочные задания и может быть использовано при подготовке к контрольным работам и экзаменам по высшей математике. Предназначено для студентов заочного факультета СамГТУ.
Рецензент канд. физ.-мат. наук, доц. Павлова Г.А.
УДК 517.531, 519.2 Л 58
© Л.В. Лиманова, Л.А. Муратова, 2010 © Самарский государственный
технический университет, 2010
Пособие содержит три главы, соответствующие трем семестрам курса высшей математики, изучаемой на заочном факультете СамГТУ. В соответствии с программой здесь представлены следующие разделы: линейная алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления, ряды, дифференциальные уравнения, теория функций комплексной переменной, операционное исчисление, теория вероятностей. Работа состоит из набора типовых задач из указанных разделов с подробными решениями и необходимым теоретическим материалом. Кроме того, в приложении представлены тренировочные тесты с ответами для самоконтроля знаний. Материал данной работы рекомендуется использовать для подготовки к контрольным работам и экзаменам по высшей математике на заочном факультете.
ГЛАВА 1 ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА, АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ, НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Рассматриваются задачи по темам: теория определителей, действия с матрицами, решение систем линейных уравнений методом Гаусса. ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА
Задача 1. Вычислить определитель Решение. Определитель второго порядка
Поэтому
Задача 2. Вычислить определитель Решение. Рассмотрим два способа вычисления определителя третьего порядка. Способ первый: используем формулу
При этом полезна следующая схема. Первые три слагаемых – это произведения элементов, попавших на главную диагональ и в вершины двух треугольников (рис.1). Три слагаемых в скобках – это произведения элементов, попавших на побочную диагональ и в вершины двух других треугольников (рис.2).
Рис. 1 Рис. 2 Получаем
Способ второй – разложение определителя по элементам строки или столбца. Например, для любой строки i имеет место формула:
Здесь Раскладывая заданный определитель по элементам первой строки, получим
Задача 3. Умножить матрицу
Элемент cij (расположен на пересечении i- й строки и j -го столбца) результирующей матрицы C вычисляется по формуле
то есть равен сумме произведений элементов строки i матрицы A на соответствующие элементы столбца j матрицы B. В данной задаче матрицы A и B имеют размер Найдем c 11, для чего умножим поэлементно первую строку матрицы A на первый столбец матрицы B и результаты сложим:
Вычислим c 12, умножив первую строку матрицы A на второй столбец матрицы B и сложив результаты:
Аналогично, находим остальные элементы
Итак,
При этом сумма элементов третьей строки матрицы C равна
Задача 4. Решить систему уравнений, приняв в качестве базисных переменных y и z:
Решение. Решаем систему методом Гаусса. Запишем расширенную матрицу системы – матрицу из коэффициентов при неизвестных и свободных членов
Среди коэффициентов при неизвестных в первом уравнении есть удобная для дальнейших вычислений 1, ей соответствует переменная z. Назовем z базисной переменной. Исключим базисную переменную z из 2-го уравнения, для чего умножим 1-е уравнение на 2 и сложим со вторым. Получим эквивалентную исходной систему уравнений с матрицей
Учитывая тот факт, что в каждом уравнении выбирается одна базисная единица и по условию задачи другой базисной переменной должен быть y, получим базисную единицу во втором уравнении, разделив его на (-2):
Исключим у из первого уравнения. Для этого умножим второе уравнение на 3 и сложим с первым:
Запишем систему уравнений, соответствующую последней матрице
Выразив базисные переменные у и z через свободную переменную х, получим общее решение системы уравнений
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Рассматриваются задачи по темам: скалярное, векторное и смешанное произведения, уравнения прямой и плоскости.
Задача 5. Найти длину вектора Решение. Длину вектора
Имеем
Задача 6. Векторы Решение. Согласно определению скалярное произведение векторов
Поэтому получим
Задача 7. Векторы Решение. Выразим
Задача 8. Вычислить скалярное произведение векторов Решение. Используем формулу скалярного произведения векторов
Так как
Задача 9. Вычислить скалярное произведение Решение. Найдем векторы
Согласно формуле скалярного произведения (см. задачу 8) получим
Задача 10. Найти Решение. Условием ортогональности векторов
Имеем или
Задача 11. Найти векторное произведение векторов Решение. Вычисляем векторное произведение векторов
Получаем
Задача 12. Векторы Решение. В соответствии с определением векторного произведения имеет место формула
Подставляя исходные данные, получим
Задача 13. Известно, что Решение. Используя формулу модуля векторного произведения (см. задачу 12), найдем
С учетом исходных данных получим
Задача 14. Даны три вектора 1) смешанное произведение векторов 2) объем параллелепипеда, построенного на векторах
3) объем треугольной пирамиды, построенной на векторах Решение. 1) Смешанное произведение векторов
Поэтому получаем
2) Объем параллелепипеда, построенного на векторах
3) Объем треугольной пирамиды, построенной на векторах
Задача 15. Определить Решение. Векторы называются компланарными, если они параллельны одной плоскости. Условием компланарности трех векторов является равенство нулю их смешанного произведения:
Приравнивая к нулю смешанное произведение векторов (см. задачу 14), получим уравнение для определения
Отсюда
Задача 16. Составить уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки А (1; 1; 1), В (1; 2; 3), С (2; 1; −1). Решение. Воспользуемся уравнением плоскости, проходящей через три точки
Получим
Задача 17. Составить уравнение плоскости, проходящей через точку М (4; −1; 0) перпендикулярно вектору Решение. Уравнение плоскости, проходящей через точку
Подставив заданные значения, получим
Задача 18. Составить уравнение плоскости, проходящей через точку М (2; 0; −3) параллельно плоскости Решение. В уравнении плоскости вида
где Таким образом, плоскость Поскольку эта плоскость параллельна искомой, вектор
Задача 19. Найти А и В, при которых плоскость Решение. Нормальные векторы заданных плоскостей (см. задачу 18) соответственно равны
Поэтому получим
Отсюда следует, что А = 7,5, В = −4.
Задача 20. Составить канонические и параметрические уравнения прямой, проходящей через точку М (−2; 7; 0) параллельно вектору Решение. Канонические уравнения прямой, проходящей через точку
Параметрические уравнения прямой можно получить, приравняв эти отношения к t
и выразив х, y и z через t:
Заметим, что вектор С учетом исходных данных задачи получаем канонические уравнения
и параметрические уравнения искомой прямой
Задача 21. Составить уравнения прямой, проходящей через точку М (4; 1; 5) параллельно прямой Решение. Прямая
Задача 22. Найти А и В, при которых параллельны прямые Решение. Если прямые параллельны, то их направляющие векторы
Отсюда следует, что А = −0,5, В = −20.
Задача 23. Определить Решение. Так как прямые перпендикулярны, их направляющие векторы
откуда
Задача 24. Составить уравнение прямой, проходящей через две точки М 1(2; −5; 1) и М 2(3; 4; −2). Решение. Воспользуемся уравнением прямой, проходящей через две заданные точки
Получим
Задача 25. Составить уравнение плоскости, проходящей через точку М (1; −3; 0) перпендикулярно прямой Решение. Так как прямая перпендикулярна плоскости, направляющий вектор Согласно уравнению плоскости, проходящей через точку М перпендикулярно вектору
Задача 26. Составить уравнение прямой, проходящей через точку М (2; 7; −1) перпендикулярно плоскости Решение. Так как прямая перпендикулярна плоскости, нормальный вектор
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Рассматриваются следующие задачи: вычисление пределов, дифференцирование функций одной и нескольких переменных, приложения дифференциального исчисления к исследованию функций.
Задача 27. Вычислить Решение. При
При Таким образом,
Задача 28. Вычислить Решение. При
Задача 29. Вычислить Решение. Поскольку числитель и знаменатель при
Так как при
Замечание. Полученные в задачах 27-29 результаты можно обобщить следующим образом:
Здесь
Это правило позволяет сразу получить результат, минуя вычисления, одним лишь сравнением старших степеней многочленов
Задача 30. Вычислить Решение. При
Задача 31. Вычислить Решение. Так как при
Считая
Задача 32. Вычислить Решение. Поскольку при
получим при
Заменяя числитель и знаменатель на эквивалентные бесконечно малые величины, найдем
Задача 33. Вычислить Решение. Имеем неопределенность
поэтому при Тогда
Задача 34. Найти Решение. Применяя формулы дифференцирования произведения и частного [приложение 4]:
имеем
и далее, с учетом формул дифференцирования элементарных функций (2),(5), (13) [приложение 4]
получим
Подставим в производную х = 2:
Задача 35. Для функции Решение. Применим правило дифференцирования сложной функции: если В данном случае
Тогда
Задача 36. Для функции Решение. По правилу дифференцирования сложной функции Так как
Окончательно,
Задача 37. Дана функция Решение. Преобразуем данную функцию к виду
Вычислим частную производную
и считая у константой:
Подставив вместо х и у координаты точки
Найдем
Подставляя координаты точки
Задача 38. Найти интервалы возрастания и убывания функции Решение. Функция y = f(x) возрастает, если
Определим знаки первой производной
Итак, функция возрастает на интервалах
Задача 39. Найти интервалы выпуклости и вогнутости функции
|
|
|
