Начала математического анализа
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Л.В. ЛИМАНОВА, Л.А. Муратова Высшая математика В примерах и задачах (для заочного факультета)
Самара Самарский государственный технический университет
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
К а ф е д р а «Высшая математика и прикладная информатика»
Л.В. ЛИМАНОВА, Л.А. Муратова
Высшая математика В примерах и задачах (для заочного факультета)
Самара Самарский государственный технический университет Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ
УДК 517.531, 519.2 Л 58
Лиманова Л.В. Л 58 Высшая математика в примерах и задачах (для заочного факультета): Учеб. пособ. по специальным разделам высшей математики / Л.В. Лиманова, Л.А. Муратова. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2010. – 86 с: ил.11.
Представлены типовые задачи с подробными решениями из следующих разделов курса высшей математики: «Линейная алгебра и аналитическая геометрия», «Дифференциальное исчисление», «Интегральное исчисление», «Ряды», «Дифференциальные уравнения», «Теория функций комплексной переменной», «Операционное исчисление», «Теория вероятностей». Пособие содержит тренировочные задания и может быть использовано при подготовке к контрольным работам и экзаменам по высшей математике. Предназначено для студентов заочного факультета СамГТУ.
Рецензент канд. физ.-мат. наук, доц. Павлова Г.А.
УДК 517.531, 519.2 Л 58
© Л.В. Лиманова, Л.А. Муратова, 2010 © Самарский государственный
технический университет, 2010
Пособие содержит три главы, соответствующие трем семестрам курса высшей математики, изучаемой на заочном факультете СамГТУ. В соответствии с программой здесь представлены следующие разделы: линейная алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления, ряды, дифференциальные уравнения, теория функций комплексной переменной, операционное исчисление, теория вероятностей. Работа состоит из набора типовых задач из указанных разделов с подробными решениями и необходимым теоретическим материалом. Кроме того, в приложении представлены тренировочные тесты с ответами для самоконтроля знаний. Материал данной работы рекомендуется использовать для подготовки к контрольным работам и экзаменам по высшей математике на заочном факультете.
ГЛАВА 1 ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА, АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ, НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Рассматриваются задачи по темам: теория определителей, действия с матрицами, решение систем линейных уравнений методом Гаусса. ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА
Задача 1. Вычислить определитель . Решение. Определитель второго порядка равен разности между произведениями элементов главной диагонали ( и ) и побочной ( и ), то есть . Поэтому .
Задача 2. Вычислить определитель . Решение. Рассмотрим два способа вычисления определителя третьего порядка. Способ первый: используем формулу При этом полезна следующая схема. Первые три слагаемых – это произведения элементов, попавших на главную диагональ и в вершины двух треугольников (рис.1). Три слагаемых в скобках – это произведения элементов, попавших на побочную диагональ и в вершины двух других треугольников (рис.2).
Рис. 1 Рис. 2 Получаем . Способ второй – разложение определителя по элементам строки или столбца. Например, для любой строки i имеет место формула:
Здесь - минор элемента - определитель второго порядка, получающийся в результате вычеркивания i -той строки и j -того столбца (то есть строки и столбца, на пересечении которых стоит элемент ). Аналогичная формула справедлива и для любого столбца. Раскладывая заданный определитель по элементам первой строки, получим
Задача 3. Умножить матрицу на матрицу и найти сумму элементов третьей строки результирующей матрицы. Решение. Известно, что матрицу A размера (m − число строк, n − число столбцов) можно умножить на матрицу B размера , если n = p, причем в результате получится матрица размера :
Элемент cij (расположен на пересечении i- й строки и j -го столбца) результирующей матрицы C вычисляется по формуле , то есть равен сумме произведений элементов строки i матрицы A на соответствующие элементы столбца j матрицы B. В данной задаче матрицы A и B имеют размер и соответственно, и, значит, перемножаемы (n=p= 2), а результирующая матрица C будет иметь размер . Найдем c 11, для чего умножим поэлементно первую строку матрицы A на первый столбец матрицы B и результаты сложим: . Вычислим c 12, умножив первую строку матрицы A на второй столбец матрицы B и сложив результаты: . Аналогично, находим остальные элементы , , , , , , , , , . Итак, . При этом сумма элементов третьей строки матрицы C равна .
Задача 4. Решить систему уравнений, приняв в качестве базисных переменных y и z:
Решение. Решаем систему методом Гаусса. Запишем расширенную матрицу системы – матрицу из коэффициентов при неизвестных и свободных членов ~ Среди коэффициентов при неизвестных в первом уравнении есть удобная для дальнейших вычислений 1, ей соответствует переменная z. Назовем z базисной переменной. Исключим базисную переменную z из 2-го уравнения, для чего умножим 1-е уравнение на 2 и сложим со вторым. Получим эквивалентную исходной систему уравнений с матрицей ~ Учитывая тот факт, что в каждом уравнении выбирается одна базисная единица и по условию задачи другой базисной переменной должен быть y, получим базисную единицу во втором уравнении, разделив его на (-2): ~ Исключим у из первого уравнения. Для этого умножим второе уравнение на 3 и сложим с первым:
. Запишем систему уравнений, соответствующую последней матрице Выразив базисные переменные у и z через свободную переменную х, получим общее решение системы уравнений
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Рассматриваются задачи по темам: скалярное, векторное и смешанное произведения, уравнения прямой и плоскости.
Задача 5. Найти длину вектора . Решение. Длину вектора , или его модуль можно вычислить по формуле . Имеем .
Задача 6. Векторы и образуют угол . Зная, что , , найти скалярное произведение векторов . Решение. Согласно определению скалярное произведение векторов и равно . Поэтому получим .
Задача 7. Векторы и образуют угол . Известно, что , , а скалярное произведение векторов . Найти . Решение. Выразим из формулы скалярного произведения (см. задачу 6) .
Задача 8. Вычислить скалярное произведение векторов и . Решение. Используем формулу скалярного произведения векторов и , согласно которой . Так как , , то .
Задача 9. Вычислить скалярное произведение , если известно, что , , . Решение. Найдем векторы и : , . Согласно формуле скалярного произведения (см. задачу 8) получим .
Задача 10. Найти , при котором ортогональны векторы и . Решение. Условием ортогональности векторов и является равенство нулю их скалярного произведения . Имеем , или , откуда .
Задача 11. Найти векторное произведение векторов . Решение. Вычисляем векторное произведение векторов и по формуле . Получаем .
Задача 12. Векторы и образуют угол . Зная, что , , найти модуль векторного произведения векторов . Решение. В соответствии с определением векторного произведения имеет место формула . Подставляя исходные данные, получим . Задача 13. Известно, что , и векторы и образуют угол . Найти . Решение. Используя формулу модуля векторного произведения (см. задачу 12), найдем . С учетом исходных данных получим . Задача 14. Даны три вектора , , . Найти: 1) смешанное произведение векторов ; 2) объем параллелепипеда, построенного на векторах , , ;
3) объем треугольной пирамиды, построенной на векторах , , . Решение. 1) Смешанное произведение векторов , , вычисляется по формуле . Поэтому получаем . 2) Объем параллелепипеда, построенного на векторах , , , выражается через смешанное произведение и равен . 3) Объем треугольной пирамиды, построенной на векторах , , , составляет 1/6 объема параллелепипеда, построенного на тех же векторах (рис.3), т.е. .
Задача 15. Определить , при котором компланарны векторы , , . Решение. Векторы называются компланарными, если они параллельны одной плоскости. Условием компланарности трех векторов является равенство нулю их смешанного произведения: . Приравнивая к нулю смешанное произведение векторов (см. задачу 14), получим уравнение для определения . Отсюда , значит .
Задача 16. Составить уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки А (1; 1; 1), В (1; 2; 3), С (2; 1; −1). Решение. Воспользуемся уравнением плоскости, проходящей через три точки : . Получим , , , , .
Задача 17. Составить уравнение плоскости, проходящей через точку М (4; −1; 0) перпендикулярно вектору . Решение. Уравнение плоскости, проходящей через точку перпендикулярно вектору имеет вид . Подставив заданные значения, получим , или .
Задача 18. Составить уравнение плоскости, проходящей через точку М (2; 0; −3) параллельно плоскости . Решение. В уравнении плоскости вида , где − координаты нормального вектора – вектора, перпендикулярного к плоскости. Таким образом, плоскость имеет нормаль . Поскольку эта плоскость параллельна искомой, вектор будет нормалью и к искомой плоскости. Осталось воспользоваться уравнением плоскости, проходящей через данную точку перпендикулярно данному вектору (см. задачу 17). Получим , или .
Задача 19. Найти А и В, при которых плоскость параллельна плоскости . Решение. Нормальные векторы заданных плоскостей (см. задачу 18) соответственно равны и . Так как плоскости параллельны, их нормали коллинеарны, а условием коллинеарности векторов и является пропорциональность их координат: . Поэтому получим . Отсюда следует, что А = 7,5, В = −4.
Задача 20. Составить канонические и параметрические уравнения прямой, проходящей через точку М (−2; 7; 0) параллельно вектору . Решение. Канонические уравнения прямой, проходящей через точку параллельно вектору , имеют вид . Параметрические уравнения прямой можно получить, приравняв эти отношения к t и выразив х, y и z через t: . Заметим, что вектор называют направляющим вектором прямой. С учетом исходных данных задачи получаем канонические уравнения
и параметрические уравнения искомой прямой .
Задача 21. Составить уравнения прямой, проходящей через точку М (4; 1; 5) параллельно прямой . Решение. Прямая параллельна своему направляющему вектору . Но тогда вектор параллелен и искомой прямой. Воспользовавшись уравнением прямой, проходящей через данную точку параллельно данному вектору (см. задачу 20), получим .
Задача 22. Найти А и В, при которых параллельны прямые и . Решение. Если прямые параллельны, то их направляющие векторы и коллинеарны, значит, координаты направляющих векторов пропорциональны (см. задачу 19): . Отсюда следует, что А = −0,5, В = −20.
Задача 23. Определить , при котором перпендикулярны две прямые и . Решение. Так как прямые перпендикулярны, их направляющие векторы и также перпендикулярны, но тогда скалярное произведение этих векторов равно нулю (см. задачу 10) , откуда .
Задача 24. Составить уравнение прямой, проходящей через две точки М 1(2; −5; 1) и М 2(3; 4; −2). Решение. Воспользуемся уравнением прямой, проходящей через две заданные точки и : . Получим , или .
Задача 25. Составить уравнение плоскости, проходящей через точку М (1; −3; 0) перпендикулярно прямой . Решение. Так как прямая перпендикулярна плоскости, направляющий вектор этой прямой также перпендикулярен плоскости. Согласно уравнению плоскости, проходящей через точку М перпендикулярно вектору (см. задачу 17), получим , или . Задача 26. Составить уравнение прямой, проходящей через точку М (2; 7; −1) перпендикулярно плоскости . Решение. Так как прямая перпендикулярна плоскости, нормальный вектор этой плоскости параллелен прямой. В соответствии с уравнением прямой, проходящей через точку М параллельно данному вектору (см. задачу 20), имеем .
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Рассматриваются следующие задачи: вычисление пределов, дифференцирование функций одной и нескольких переменных, приложения дифференциального исчисления к исследованию функций.
Задача 27. Вычислить . Решение. При числитель и знаменатель дроби неограниченно возрастают. В этом случае говорят, что имеет место неопределенность . Выносим за скобки в числителе и знаменателе переменную в старшей степени и после сокращения получаем: . При величины , , стремятся к 0, , весь числитель стремится к , а знаменатель . Поэтому вся дробь стремится к . Таким образом,
Задача 28. Вычислить . Решение. При числитель и знаменатель стремятся к . Это неопределенность вида . Раскрываем ее (см. задачу 27): .
Задача 29. Вычислить . Решение. Поскольку числитель и знаменатель при стремятся к , имеем неопределенность . Раскрываем ее (см. задачу 27): . Так как при числитель стремится к 3, а знаменатель − к , то вся дробь стремится к 0 и . Замечание. Полученные в задачах 27-29 результаты можно обобщить следующим образом: Здесь и - многочлены степеней n и m соответственно, причем , . Это правило позволяет сразу получить результат, минуя вычисления, одним лишь сравнением старших степеней многочленов числителя и знаменателя (в задаче 27: 5>2, значит, предел равен ; в задаче 28: 3 = 3, значит, предел равен ; в задаче 29: 1 < 2, значит, предел равен 0).
Задача 30. Вычислить . Решение. При числитель и знаменатель дроби стремятся к 0. Это неопределенность вида . Разложив числитель и знаменатель на множители и выполнив сокращение на множитель (х − 7) (из-за которого и возникла неопределенность), получим .
Задача 31. Вычислить . Решение. Так как при выражение стремится к 1, а показатель степени − к бесконечности, имеем неопределенность . Раскрываем ее с помощью второго замечательного предела . Считая , достраиваем выражение до второго замечательного предела и получаем .
Задача 32. Вычислить . Решение. Поскольку при числитель и знаменатель дроби стремятся к 0, имеем неопределенность . Воспользовавшись формулами таблицы эквивалентности [приложение 4] для бесконечно малой величины (): получим при : Заменяя числитель и знаменатель на эквивалентные бесконечно малые величины, найдем .
Задача 33. Вычислить . Решение. Имеем неопределенность . Согласно формулам таблицы эквивалентности [приложение 4] для бесконечно малой величины () поэтому при : . Тогда . Задача 34. Найти , если . Решение. Применяя формулы дифференцирования произведения и частного [приложение 4]: , имеем и далее, с учетом формул дифференцирования элементарных функций (2),(5), (13) [приложение 4] получим . Подставим в производную х = 2: .
Задача 35. Для функции найти . Решение. Применим правило дифференцирования сложной функции: если , , то . В данном случае . Согласно формулам (12), (6) [приложение 4] . Тогда .
Задача 36. Для функции найти . Решение. По правилу дифференцирования сложной функции , где , имеем . Так как , применяем формулы (7), (10) [приложение 4]: . Окончательно, .
Задача 37. Дана функция Найти ее частные производные и в точке Решение. Преобразуем данную функцию к виду Вычислим частную производную , используя формулу дифференцирования (2) [приложение 4] и считая у константой: Подставив вместо х и у координаты точки , получим Найдем , считая х константой: Подставляя координаты точки , получим
Задача 38. Найти интервалы возрастания и убывания функции . Решение. Функция y = f(x) возрастает, если , и убывает, если . Найдем : . Определим знаки первой производной и промежутки монотонности функции у
Итак, функция возрастает на интервалах и убывает на интервалах .
Задача 39. Найти интервалы выпуклости и вогнутости функции
|
|
|