Местное управление в условиях действия Конституции РК 1993 г.
Принятие 28 января 1993 г. первой Конституции Республики Казахстан стало точкой отсчета второго этапа в развитии местных представительных учреждений. Глава 15 Конституции была посвящена территориальной организации государства и местному управлению. Она очертила лишь основы статуса местных представительных и исполнительных органов, определив порядок их избрания и назначения, срок полномочий и общие задачи. Компетенцию местных представительных органов, порядок их организации и деятельности, число депутатов и их правовое положение должен был установить соответствующий закон. Введение в 1992 г. института глав местных администраций, нарастание экономического кризиса в первые годы независимости окончательно показали несостоятельность Советов в новых политических и экономических условиях. Кризисное состояние местных Советов закончилось их массовым самороспуском в октябре-декабре 1993 г. 9 декабря 1993 г. Верховный Совет принял Закон «О досрочном прекращении полномочий местных Советах народных депутатов Республики Казахстан» и одновременно назначил выборы в местные представительные органы. На этой же сессии, 10 декабря 1993 г. Верховный Совет принял Закон "О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан". Представительным органом населения на территории области, района, города (кроме города районного подчинения и района в городе, поселка, аула, села, аульного (сельского) округа) стал Маслихат - Собрание депутатов. Они избирались только в областях, районах и городах областного и республиканского значения и столице, призваны были действовать автономно в пределах своей компетенции. Закон предусмотрел четкое разграничение их функций с исполнительными органами на местах, раздельный порядок их формирования и деятельности, прекращения их полномочий. Не допускалось вмешательство вышестоящих Маслихатов в деятельность нижестоящих.
Закон установил, что взаимоотношения Маслихата и местной администрации строятся на основе принципа разделения их функций и самостоятельного осуществления ими собственных полномочий, подконтрольности местнойадминистрации Маслихату по вопросам, установленным Законом. Тем самым, принцип разделения власти, провозглашенный Конституцией, нашел логическое завершение в построении местных органов власти. Это нашло выражение также в закреплении недопустимости совмещения полномочий главы администрации, его заместителей, руководителей отделов, управлений, других служб администрации с депутатским мандатом любого уровня. Новый закон разделил должность председателя Совета на две самостоятельные должности: председателя сессии и секретаря Маслихата. Председатель сессии осуществлял на общественных началах. Он избирался на очередной сессии и работал в этой должности до ее окончания, а затем переизбирался. На него возлагалось: созыв сессии; руководство ее подготовкой; ведение заседаний сессии; подписание постановлений, иных документов сессии. Фактически работой местного представительного органа руководил его секретарь - должностное лицо, работающее в Маслихате на постоянной основе и ему подотчетное. В целях усиления эффективности работы постоянных комиссий Маслихата законодатель закрепил возможность избрания их председателей на освобожденной основе. Организационный потенциал постоянных комиссий повышался также в результате предоставления им права проводить публичные слушания по вопросам, отнесенным к их ведению и представляющим общественный интерес. Закон от 10 декабря 1993 г. закрепил статус депутата Маслихата. Депутаты рассматривались как полномочные представители избирателей, выражающие их волю и интересы в Маслихате, т.е.они обладали императивным мандатом. Закон закрепил гарантии деятельности депутатов, основные их права и обязанности, основания и порядок досрочного прекращения их полномочий. Ревизионная комиссия осуществляла контроль только исполнение местного бюджета, лишилась права контролировать финансово-хозяйственную деятельность местной администрации, предприятий и организаций коммунальной собственности. Новшеством являлся освобожденный статус председателя ревизионной комиссии, а также возможность работы на освобожденной основе и рядовых ее членов.
Важным шагом для ликвидации вертикальности в системе построения местных представительных органов стало упразднение нормы о возможности отмены их решений в вертикальном порядке. Теперь они могли отменяться только в судебном порядке. В компетенцию местных представительных органов вошли: полномочия организационного характера (избрание и освобождение от должности секретаря Маслихата; формирование рабочих органов и заслушивание отчета об их деятельности и пр.); по решению вопросов социально-экономического развития территории, охраны правопорядка и административно-территориального устройства (утверждение планов, программ развития территории; местного бюджета; установление местных налогов и сборов и пр.); контрольные полномочия (заслушивание отчетов главы администрации, его заместителей, руководителей органов местной администрации; рассмотрение запросов).Важным конттрольным средством Маслихатов – Собраний депутатов в отношении местных исполнительных органов стало право большинством в две трети от общего числа депутатов выражать недоверие главе местной администрации и ставить вопрос о его освобождении от должности перед Президентом РК, главой вышестоящей администрации. Таким образом, данный этап характеризовался следующими особенностями. 1. Место Советов народных депутатов заняли новые представительные органы – Маслихаты – Собрания депутатов, которые создавались уже не на всех уровнях территориального управления, а только в областях, районах и городах.
2. Местные представительные органы не составляли единой иерархической системы, не подчинялись и не были подотчетны вышестоящим представительным органам, имели самостоятельную компетенцию. 3. Полномочия Маслихатов могли быть досрочно прекращены Верховным Советом, что указывало на определенную контрольную миссию высшего представительного органа в отношении местных выборных органов. 4. Претерпела изменения организационная структура местных представительных органов: ликвидирована должность их председателей, функции которых были разделены между председателями сессий (действовавшими на общественных началах) и секретарями Маслихатов (действовавшими на постоянной основе); введены должности освобожденных председателей ревизионных комиссий и, по решению соответствующих Маслихатов, – освобожденных председателей постоянных комиссий. 5. Принцип разделения власти был реализован не только во взаимоотношениях высших и центральных органов, но и на уровне территориальных структур. Местные исполнительные органы формировались строго по вертикали, независимо от представительных учреждений, и входили в единую систему исполнительной власти. Их полномочия были строго разграничены. Большинство полномочий на местах были переданы исполнительным органам. В то же время сохранялась их подконтрольность выборным учреждениям по ряду вопросов. Предусматривался механизм решения спорных вопросов между ними и разрешения возможных конфликтов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|