Современный этап местного управления в РК.
Третий этап в развитии местных органов начался 30 августа 1995 г. На республиканском референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан, VIII раздел которой посвящен местному государственному управлению и самоуправлению. Произошла не просто смена названия раздела Конституции, но концептуально изменилось содержание ее норм. Особенности действующего конституционного регулирования данных вопросов, по сравнению с прежней Конституцией, заключаются в следующем. 1. Вопросы административно-территориального деления регулируются в первом ее разделе «Общие положения». Это вполне логично, ибо именно этот раздел определяет форму государственного устройства Республики Казахстан как унитарного государства. 2. 8 раздел Конституции определяет основы местного государственного управления, к которому отнесены местные представительные и исполнительные органы, и предусматривает принятие специального закона, регламентирующего их статус. 3. Конституция Республики 1995 г. вновь вернулась к идее местного самоуправления, закрепляя его основы и предусматривая принятие специального закона. 4. Раскрыты социальная роль и функции местных представительных органов – выражение ими воли населения административно-территориальных единиц и определение мер, необходимых для ее реализации, контроль за их осуществлением. В то же время данные меры должны приниматься «с учетом общегосударственных интересов», что указывает на взаимосвязь местных представительных органов с центральными государственными органами, недопустимость проявления местнических тенденций. 5. Изменилось название местных представительных органов. Установлен новый срок их полномочий: вместо пяти лет они стали избираться на четыре года.
6. В Конституции 1995 г. закреплены основные полномочия маслихатов. 7. Право досрочного прекращения полномочий маслихатов предоставлено Сенату Парламента. В то же время депутаты маслихатов участвуют в формировании Сената, избирая по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы. 8. Установлены основные требования, предъявляемые к депутатам маслихатов: гражданство РК, 20-летний возраст, депутатский мандат только в одном органе. 9. Место главы местной администрации занял аким, который является представителем Президента и Правительства. Конституция закрепила порядок назначения и освобождения акимов от должности. Изменения и дополнения, внесенные в нее Законом РК от 7 октября 1978 г., сохранили указанный порядок назначения только для акимов областей, города республиканского значения и столицы, одновременно предусмотрев возможность назначения или избрания акимов других административно-территориальных единиц в порядке, определяемом Президентом. 10. Определены социальное назначение, основные функции и полномочия местных исполнительных органов. На первый план в их деятельности выдвигается реализация общегосударственной политики, но с учетом нужд и потребностей населения административно-территориальных единиц. 11. Установлены формы правовых актов, издаваемых местными представительными и исполнительными органами, порядок их отмены. Решения и распоряжения акимов могут быть отменены по вертикали и в судебном порядке, а решения маслихатов - лишь судом. Такой порядок закономерен, так как основан на самостоятельности каждого уровня представительных органов и вертикали в системе построения органов исполнительной власти. 12. Закреплены элементы системы сдержек и противовесов между местными органами власти. На конституционный уровень возведена норма о возможности выражения недоверия акиму со стороны маслихата и постановки вопроса о его освобождения от должности перед Президентом либо вышестоящим акимом. С другой стороны, проекты решений маслихатов, предусматривающие сокращение местных бюджетных доходов или увеличение местных бюджетных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения акима.
Конституционные положения стали базой для разработки и принятия Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении (с 2009 г. – Л.Ж.) в Республике Казахстан» от 23 января 2001 г. Основные его принципиальные новеллы выразились в следующих положениях. 1. Дано четкое определение терминов «местное государственное управление», «местный представительный орган», «местный исполнительный орган», «аким», «акимат» и других связанных с ними понятий, что позволяет более точно выявить их юридическую и социально-политическую природу, полномочия и формы деятельности. 2. Установлены основные требования и ограничения для местных представительных и исполнительных органов, сводящиеся к необходимости реализации общегосударственной политики и обеспечения прав граждан. 3. Компетенция маслихатов и акиматов определена в соответствии с приоритетными задачами государства, однако перечень полномочий, закрепленный в Законе, не является исчерпывающим, а предусмотрен и другими законами. Произведено разграничение полномочий между акимом и акиматом, а также между уровнями местных исполнительных органов. 4. В Законе РК от 23 января 2001 г. закреплено новое понятие сессии маслихата, предусмотрены определение ее продолжительности самим маслихатом и возможность перерыва в ней; более конкретно регламентируется статус и полномочия постоянных комиссий, депутатов, секретаря и председателя сессии маслихата; ограничен круг депутатов, работающих в маслихате на освобожденной основе; разработаны меры по повышению их социального статуса и материального положения. 5. Закреплены основания и порядок досрочного прекращения полномочий маслихатов Сенатом Парламента. 6. Вместо коллегий – коллегиально-совещательных органов при акимах с размытым статусом – созданы акиматы – коллегиальные исполнительные органы, возглавляемые акимами; установлен порядок их формирования с участием местных представительных органов,
7. Обозначен двойной статус акима как представителя Президента и Правительства Республики Казахстан и как главы местного исполнительного органа; регламентирован порядок его назначения и освобождения от должности; при этом порядок назначения и освобождения районных, городских и поселковых и сельских акимов может устанавливаться не только данным Законом, но и подзаконными актами Президента. 8. Установлен порядок несения ответственности акиматов и акимов. 9. Закреплены понятие и основы статуса отраслевых и межотраслевых исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета, а также аппарата акима. 10. Определены формы, порядок государственной регистрации, опубликования, отмены и приостановления действия правовых актов маслихатов, акимов и акиматов. Внесение Законом РК от 21 мая 2007 г. изменений и дополнений в Конституцию РК привело к существенному изменению в статусе маслихатов. Они признаны в качестве органов местного самоуправления. Поэтому с этого момента можно начинать отсчет 4 этапу в развитии местного управления в РК. Конституционные новеллы выразились также в увеличении срока полномочий маслихатов до 5 лет, в прекращении права досрочного прекращения их полномочий у Сената Парламента и предоставлении этого права Президенту, в снижении количества голосов депутатов маслихата, необходимых для выражения недоверия акима с двух третей до простого большинства, в изменении порядка назначения акимов областного уровня – они назначаются Президентом с согласия маслихатов. [kgl] [gl]Тема № 2 Порядок формирования, принципы деятельности и компетенция местных представительных органов в РК [:]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|