Системы местного самоуправления в зарубежных странах
Зарубежный опыт показывает, что в федеративных странах каждый субъект федерации имеет собственную систему самоуправления. В унитарных государствах обычно существует единая система самоуправления, хотя определенные различия в полномочиях, источниках формирования доходов, в формах деятельности у муниципальных органов могут иметься. При этом выделяется три основных модели взаимоотношений между центральной и местной властью. 1) «Модель партнерства» (США, Швейцария, Голландия), в рамках которой их отношения рассматриваются как партнерские, равноправных товарищей, оказывающих необходимые услуги населению и преследующих общие цели. Весьма запутанной выглядит система местного самоуправления США. Для США характерна значительная децентрализация власти не только по горизонтали, но и по вертикали. Органы власти и местного самоуправления наделены достаточными полномочиями на автономное управление местными делами. Они функционируют на твердой финансовой базе, имея собственные доходы и принимая самостоятельные бюджеты. Подавляющее большинство штатов, за исключением Аляски, Род Айленда, Коннектикута и федерального округа Колумбия, делятся на графства и муниципалитеты (инкорпорированные города). Графства подразделяются на тауны и тауншипы, виллиджи, т.е. деревни, школьные округа и особые округа. Местными органами графств являются в большинстве случаев советы графств, избираемые жителями тауншипов, входящих в графство или советы уполномоченных из 3-7 членов, избираемых всем населением графства. Избираются также такие должностные лица, как шериф, коронер, казначей, надзиратель школ и др. Совет графства контролирует состояние местных дорог, содержание мест заключения, больниц и мест для отдыха. Под контролем штата графство несет ответственность за организацию выборов, переписей населения, сбор и обработку статистических данных по своей территории. Параллельно с советом графства могут действовать различные целевые комиссии (по вопросам здравоохранения, общественных сооружений и т. п.).
Органами самоуправления для всех иных разновидностей административно-территориальных единиц выступают муниципалитеты, организация, структура, порядок деятельности и круг полномочий которых тоже неодинаковы. Для выполнения некоторых функций, выделенных из ведения муниципалитетов, созданы специальные округа, часто не совпадающие с границами административно-территориальных единиц. На них возложено управление школами, противопожарными службами, мелиорацией. В Великобритании к ведению советов графств законы о местном самоуправлении относят: полицию, пожарную охрану, землепользование, дороги (за исключением магистральных и мостов), социальные службы, образование и библиотеки, музеи, трудоустройство молодежи, продовольствие и медикаменты, места отдыха и уборку мусора. В компетенцию советов округов и городских округов входят: налогообложение, городское и сельское землепользование, заводы и учреждения, жилищное строительство, местные дороги и стоянки автотранспорта, зрелищные мероприятия и реклама, борьба с шумом и здравоохранение, сбыт отходов и кладбища, социальное обеспечение. К ведению приходов и общин относятся: распределение земельных участков, промыслы, туризм, пешеходные дорожки, автобусные стоянки, места отдыха. Функции местного самоуправления регулируются и обеспечиваются законодательством, определяемыми правительством стандартами, правительственными полномочиями по прекращению платежей, правительственным финансовым контролем и ревизиями, постановлениями судов, выступлениями средств массовой информации, системой доступа общественности к информации, выборами местных органов власти.
2) «Агентская модель» рассматривает отношения между центром и местами как отношения принципата и агента, то есть акцент делается на главенствующую роль центра. Через местное управление правительство осуществляет свой политический курс. Аргументы в пользу такой модели основаны на том, что центральные власти, выражая общенациональные интересы, обладают более весомым мандатом, более широким кругозором и знаниями, необходимыми для принятия важных политических решений. В ФРГ земли делятся на уезды (районы), а последние — на общины. Крупные города, как правило, выделены в самостоятельные единицы. Выборными органами в уездах (районах) являются крайстаги, а в общинах - общинные (городские) советы. В крупных землях созданы так называемые правительственные округа, в рамках которых группируются обычно несколько уездов (районов). Во главе такого округа стоит назначаемый правительством земли президент. Одной из основных функций главы округа является контроль за деятельностью местных выборных органов. В Италии верхний уровень политико-территориального деления страны составляют области, которые пользуются некоторой автономией, включая право издания областных законов. Области делятся на провинции, а провинции — на коммуны. Представительными органами самоуправления являются провинциальные и коммунальные советы, избираемые населением. В каждой провинции имеется представитель правительства — префект, осуществляющий надзор за деятельностью выборных учреждений. Исполнительным органом является джунта, возглавляемая в коммуне мэром, который избирается коммунальным советом. 3) В последнее время выдвигается и третья модель взаимоотношений, в основе которой лежит «концепция взаимозависимости». Считается, что отношения центральных и местных органов характеризуются как некоторой степенью их независимости, так и взаимозависимостью и определяются реальным властным потенциалом сторон, имеющимися в их распоряжении ресурсами и средствами давления. Поскольку в настоящее время правительство неспособно всецело контролировать местное управление, оно строит свои отношения с последним на основе переговоров, компромисса и обмена информацией.
Указанная модель занимает промежуточное положение между агентской и партнерской моделями, ибо, с одной стороны, признает относительную автономность местной власти, с другой стороны, – позволяет проводить дифференциацию во взаимоотношениях центра и мест в зависимости от конкретной сферы деятельности, носит динамичный и состязательный характер. 4) Свои особенности в организации власти на местах существуют в ряде республик СНГ, которые сочетают европейскую модель с системой местного управления, сложившейся еще в советское время – некий симбиоз системы советов и местного самоуправления. В Кыргызской Республике установлены следующие территориальные уровни местной власти: - первичный - аильные (сельские), поселковые и городские (городов районного подчинения) местные кенеши; - базовый - районные кенеши и государственные администрации; - областной - областные государственные администрации и город Бишкек (в 1995 г. переведен на самоуправление). Для более эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления в 1996 г.. были введены айыл окмоту (сельские управы) - исполнительно-распорядительные органы при аильных (сельских) или поселковыхкенешах, осуществляющие в пределах своих полномочий управление делами жизнеобеспечения и жизнедеятельности местного сообщества. Айыл окмоту создается по принципу - один аильный (сельский) или поселковый кенеш - один айыл окмоту. Айыл окмоту по вопросам организации местного самоуправления подотчетен председателю районного (городского) кенеша, а по делегированным государственным полномочиям - главе районной (городской) государственной администрации. Айыл окмоту не реже одного раза в год отчитывается перед соответствующим кенешем, а также на собраниях и сходах жителей населенных пунктов, находящихся на территории кенеша. Систему органов самоуправления в городах районного подчинения образуют:
- представительные органы - городской кенеш и курултай представителей (делегатов) городского сообщества; - исполнительно-распорядительный орган при городском кенеше – городская управа, возглавляемый главой городского самоуправления; - органы территориального общественного самоуправления. В Узбекистане местное самоуправление также сочетается с местным государственным управлением. Так, государственную власть на местах представляют местные органы исполнительной власти - областные, районные, городские хокимияты. В областях, районах и городах (кроме городов подчиненных районам, и районов в составе городов) возглавляемый хокимом (мэр) Совет народных депутатов является органом представительной власти. Статус хокима напоминает во многом статус казахстанского акима. Однако узбекская модель государственного управления на местах во многим восприняла и продолжила традиции советской системы управления. Первичный уровень самоуправления граждан представляют махалла, объединяющая граждан по принципу их проживания в определенной местности с установленной границей. Махалла создается гражданами сообщества по месту их жительства с основной целью - защита интересов и прав самих граждан, удовлетворение их потребностей общими усилиями. Сейчас органы самоуправления граждан махаллей имеют крепкую жизнеспособную структуру, состоящую из схода граждан (собрание представителей граждан), который избирает прямым голосованием председателя, ответственного секретаря, советников председателя, председателей и членов комиссий по осуществлению основной деятельности схода граждан, председателя ревизионной и административной комиссии. Сход граждан утверждает состав Совета схода граждан.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|