Тренинг по сказкотерапии. Логопедические задания. Как рассказать ребенку о временах года
А Как рассказать ребенку о временах года Детям нужно назвать лишние признаки и обязательно указать, к какому времени года они относятся. Если ребенок затрудняется в выделении лишних признаков — помогите ему. Покажите ему картинку без лишних признаков, разберите еще раз признаки данного времени года, и он обязательно ответит на вопросы по аналогичной картинке. Дидактическая игра № И Цель — коррекция мыслительной деятельности, коррекция воображения, коррекция речи. Материалы: карточка с вопросами, Взрослый приглашает в гости к детям Незнайку, который просит помочь ему ответить на вопрос: «Правильно ли он думает, что... » Например, . весной птицы улетают на юг/ . осенью птицы возвращаются с юга? . летом наступает Новый год? . летом тает снег, текут ручейки? . зимой дети загорают и купаются в реке? Дети объясняют Незнайке, что именно в его суждениях неправильно и в какое время года происходят те явления, о которых он говорит. Если дети затрудняются с ответами, не мучайте их вопросами, а подскажите «чуть-чуть»: когда перед ними будут картинки с изображением всех времен года, они быстрее ответят на вопросы Незнайки. Тренинг по сказкотерапии ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Задание М 1 Цель — развитие фонематического слуха, артикуляторной моторики. Детям предлагается комплекс фонетической зарядки: 1) Как дует ветерок? (вью-вью). 2) Как дует ветер? (у-у-у). 3) Как дрожат от холода? (в-в-в). 4) Какой звук слышится, когда звонит колокольчик? (динь-динь). 5) Как жужжит шмель? (ж-ж-ж). 6) Как звенят комарики? (з-з-з). 7) Как рычит собака? (р-р-р). 8) Как воет волк? (у-у-у). 9) Как перекрикиваются дети в лесу? (ау... ).
10) Как кукует кукушка? (ку-ку), 11) Как шипит змея? (ш-ш-ш). Логопед указывает на правильное положение артикулятор-ных органов при произнесении того или иного звука. Далее, отвечая на вопросы логопеда, дети самостоятельно осуществляют контроль положения артикулятор-ных органов, выделяют отдельно осенние, зим-о Ф 1а/ ^ ние, весенние и летние звуки природы. Задание № 2 Цель — определение способности выделения звуков на фоне слова (фонематический анализ). Детям предлагается ряд слов по теме: «Зима», и логопед дает инструкцию: «Слушай- Как рассказать ребенку о временах года те внимательно. Я буду произносить слова. Если вы в слове услышите звук " с", поднимите руку». Предлагаемые слова: санки, коньки, снег, снежинка, валенки, сосулька, горка, сапоги, лыжи, Снегурочка. Задание № 3 Цель — определение способности выделения звуков на фоне слова (фонетический анализ). Логопед дает детям инструкцию: — Слушайте внимательно. Я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук " р" — поднимите руку, " л" — хлопайте в ладоши. Предлагаемые слова: ручей, холод, ветер, солнышко, трава, мороз, лапа, тепло, лыжи, лужа, ростки. Задание № 4 Цель — определение последовательности звуков в слове (фонематический анализ). Логопед дает детям инструкцию: — Слушайте внимательно. Я назову зимнее слово: " санки" (или " снег", " мороз", " шуба" ). Назовите 1-й, 2-й и т. д. звук в слове». После последовательного называния звуков в слове логопед спрашивает детей: «Сколько всего звуков в этом слове? Задание № 5 Цель — определение способности составлять слова из заданных звуков (фонематический синтез). Логопед последовательно называет детям звуки, например: — л, е, с, — л, у, ж, а, — л, ё, д. Тренинг по сказкотерапии И спрашивает, какое слово можно составить из этих звуков. Задание № в
Цель — определение способности составлять слова из непоследовательно заданных букв разрезной азбуки (анализ и синтез). Логопед предлагает детям поменять местами буквы разрезной азбуки так, чтобы получилось название одного из четырех времен года. Цепочка букв: — 3, М, А, И (зима), — Е, С, Ь, О, Н (осень), — Т, О, Е, Л (лето), — Е, Н, В, С, А (весна). (Перед выполнением задания логопед спрашивает детей, какие времена года они знают. ) Далее логопед предлагает другие цепочки букв и объясняет еще раз, что буквы необходимо расположить так, чтобы получилось слово. А затем нужно ответить на вопрос: «Какое это слово — весеннее, осеннее, зимнее, летнее? » или «К какому времени года оно относится — к зиме, весне, лету или осени и почему? » Цепочки букв: — Ы, Л, Ж, И (лыжи), — Н, Е, Г, С (снег), — У, Л, Ж, А (лужа), — Т, Е, В, Е, Р (ветер), — 3, О, М, О, Р (мороз), — Н, И, Е, И (иней), А — Д, Ё, Л (лёд), — Ч, О, П, А, К (почка). Задание № 7 Цель — развитие фонематических анализа и синтеза. Как рассказать ребенку о временах года Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру " Живые звуки". Я назову вам слово: " туча". Какой первый (второй, третий, четвертый) звук в этом слове? Назовите гласные и согласные звуки. А сейчас поиграем: Таня будет звук " т", Саша — " у", Ира — " ч", Ваня — " а" ». Встаньте, звуки, в таком порядке, чтобы получилось слово ТУЧА. Логопед спрашивает, какое это слово — весеннее, осеннее, зимнее, летнее — и почему. Задание № 8 Цель — определение способности подбора слова с каким-либо звуком в начале, середине, конце слова (фонематические представления). Логопед предлагает придумать слова с заданным звуком (например, звуком «с»), чтобы он был в начале, середине или конце слова. Дети придумывают и называют слова по теме, предложенной логопедом (например, звук «с» — тема «Зима»: санки, сосулька, снежинка, снег, Снегурочка, снежки, мороз и т. д. ). Задание № 9 Цель — определение способности составлять слова по первому слогу или части слова с заданным звуком по временной тематике (фонематический синтез слогов и фонематические представления). Данное задание лучше выполнять в виде игры с мячом «Закончи слово». Логопед бросает мяч и начинает слово, дети заканчивают: СА (санки, сапоги), СО (солнце), СУ (сугроб).
Тренинг по сказкотерапии Задание № 10 Цель — определение способности составлять слова из заданных слогов по определенной временной тематике (фонематический синтез слогов). Логопед показывает цепочки слогов и предлагает детям из каждой цепочки составить слово. Ориентировочные цепочки слогов: — МА, ЗИ (зима), — НА, ВЕС (весна), — ТО, Л Е (лето), — ТЕР, BE (ветер), — БА, ШУ(шуба), — КО, СОЛ, НЫШ (солнышко), — КА, СО, СУ ЛЬ (сосулька). Дети называют время года, к которому относится каждое слово. Задание МП Цель — развитие фонематического анализа, синтеза, представлений. Логопед называет слово и предлагает из букв данного слова составить другие слова. Например, слово НАВОДНЕНИЕ. Получившиеся слова: вода, надо, Дон, дно, невод, дева, дни, диван и т. д. Слово СКВОРЦЫ. Получившиеся слова: сор, вор, рок, сок, сыр, ров и т. д. Задание М 12 Цель — расширение словарного запаса. Логопед обращается к детям с вопросами: Снег (какой? ) белый, пушистый. Ручеек (ка-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|