К0ррекци0нн0-развивающии модуль
> \' ''оЧ! Как рассказать ребенку о временах года зывайте знакомые детям сюжетные картины с изображением зимы, весны, лета и осени. Пройдет немного времени, и ребенок захочет еще раз послушать стихотворение о временах года. Используйте этот момент и обратитесь к ребенку с просьбой: «Когда я буду читать об осени, покажи картину " Осень", когда о зиме — картину " Зима" и т. д. ». В этот момент ребенок — не пассивный слушатель, а главное действующее лицо, от которого зависит результат игры. Для детей с проблемами в интеллектуальном развитии очень важна подготовительная работа, предшествующая изложению стихотворения «Времена года». Она заключается в рассматривании каждой в отдельности сюжетной картины и разборе ее по вопросам: • Какое время года изображено на картине? • Назови признаки времени года, которые ты видишь на картине. Помните, что изложение стихотворения для таких детей должно быть медленным по темпу, с паузами, с выделением основных понятий. При этом можно приостанавливать чтение и обращаться к детям с просьбой: «Осень. Дети, покажите картину, где изображено время года — осень». Речь детей станет более четкой, образной, выразительной, если вы разучите с ними отрывки из стихотворения о любом времени года. Читая детям сказки, обращайтесь к ним с вопросами о том времени года, в какое происходит действие сказки. Помогайте им объяснять свой выбор. Почаще рассматривайте с детьми иллюстрации и по признакам, изображенным на них, учите их определять время года. Вот дети и познакомились с временами года. Теперь они знают их названия, основные признаки, цветовые особенности. Но знания эти — пока еще не прочные и не пол-
Тренинг по сказкотерапии ные. Теперь наша цель — расширить представления детей о временах года и закрепить их. К0РРЕКЦИ0НН0-РАЗВИВАЮЩИИ МОДУЛЬ На этом этапе дети от пассивного прослушивания сказок переходят к решению дидактических задач, направленных на адекватное включение их в социальную среду. Дидактическая игра № 3 Цель — формирование представлений об основных признаках каждого времени года, коррекция речи. Материалы: набор предметных картинок-признаков определенного времени года (4 набора), 4 сюжетные картины с изображением зимы, весны, лета, осени. 1. Взрослый рассматривает с детьми предметные картинки-признаки времен года, называет их. Далее следует вопрос к детям: — Как вы думаете, Дед Мороз когда приходит к нам в гости, в какое время года? (Зимой. ) Значит, это зимняя картинка. В дальнейшем взрослый не называет пред- мет-признак, изображенный на картинке, а 0 ъ \ъ/ * только спрашивает: «Какая это картинка? » (Зимняя, весенняя, летняя, осенняя. ). В случае Л* неправильного и правильного ответов необходимо обратиться к детям с вопросом-размышлением: «Почему ты так думаешь? » 2. Взрослый предлагает из множества предметных картинок-признаков выбрать только весенние, или летние, или зимние, или Как рассказать ребенку о временах года осенние. Любой ребенок с удовольствием назовет еще раз эти предметы-признаки, если вы его об этом попросите. А вывод сделаете сами: «Желтые и красные листья, дождь, тучи, ветер, перелетные птицы — это признаки осени». 3. Взрослый рассматривает вместе с детьми сюжетные картины: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Вот примерный перечень вопросов к детям при рассматривании картины: • Какое время года изображено на картине? • Назови основные признаки времени года, которые ты видишь на картине. • Назови месяцы этого времени года.
Необходимо уточнить, что последний вопрос вызывает наибольшие затруднения у детей с проблемами в интеллектуальном развитии, так как «месяц» — составная единица любого времени года — трудно понимаемое ими слово. Но расстраиваться не стоит, если ребенок не называет месяцы, потому что он запомнит и поймет их значение по мере нашего путешествия по Стране Времен Года. Уделяйте побольше внимания ребенку на прогулке по лесу, в парке, в саду, рассказывайте ему о начале, середине, конце определенного времени года, показывайте, насколько разной может быть, например, осень в начале (сентябре — ранняя осень), середине (октябре — золотая осень), конце (ноябре — поздняя осень). Разбирайте признаки времен года на картинках, на улице, и очень скоро ребенок будет свободно рассказывать о них самостоятельно. 4. Взрослый просит ребенка назвать последовательность времен года и расположить согласно ей сюжетные картины: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Тренинг по сказкотерапии Для детей с проблемами в интеллектуальном развитии процесс рассматривания сюжетных картин более длительный и подробный. Взрослый должен помочь ребенку найти в картине признаки определенного времени года и назвать их. И если вам придется играть в эту игру не единожды и не все сразу будет получаться у ребенка — не отчаивайтесь. Помните, что наш путь по Стране Времен Года тернистый и препятствий на нем очень много. Итак, получилась цепочка, состоящая из звеньев — Времен Года. А теперь попутешествуем по ней. Спросите ребенка: • Какое время года следует за зимой? • Какое время года перед летом? • Назови «соседей» осени. Выполнив несколько таких заданий, ребенок будет более полно понимать значение предлогов: «до», «после», «перед», «за». Дидактическая игра № 4 Цель — коррекция понимания эмоциональных состояний, изображенных на картинках, коррекция речи. Материалы: картинки с изображением четырех эмоциональных состояний, соответствующих 4 временам года: зиме, весне, лету, осени. 1. Взрослый сообщает детям, что к ним в гости пришли Зима, Весна, Лето, Осень. Но он не может разобраться, кто есть кто, и просит детей помочь ему. Дети рассматривают картинки и кратко характеризуют эмоциональные состояния времен года: «Какое лицо? » {Доброе, злое, веселое, радостное, грустное, плаксивое, счастливое, хмурое, печальное, унылое, сердитое... ) Теперь, когда каждое эмоциональ-
Как рассказать ребенку о временах года ное состояние описано, можно выбрать из них соответствующие Зиме, Весне, Лету, Осени. 2. Взрослый обращается к детям: «Как вы думаете, кто из них Осень? Почему? » Если получен правильный ответ, взрослый поясняет: «Солнце не светит. Птицы не поют. Идет дождь. Грустная картина. Осень». Если получен неправильный ответ, сразу возникает вопрос: «Может быть, ребенок не понимает эмоциональных состояний, изображенных на картинках? ». В этом случае возьмите лист бумаги и нарисуйте грустное лицо, а потом опишите его: «Брови опущены вниз. Уголки глаз опущены вниз. Между бровями — складка. Уголки рта опущены вниз. Это грустное лицо». Посмотрите в зеркало, изобразите грустное лицо. Предложите теперь ребенку попробовать «быть грустным» и посмотреть на себя в зеркало. Дети, как правило, готовы побыть «обезьянками» и покривляться перед зеркалом. Используйте этот момент — предложите им стать грустными, сердитыми, злыми, веселыми, удивленными. А потом проведите урок рисования — нарисуйте с детьми веселое, сердитое, радостное, грустное лица. И не забудьте описать их. Как только ребенок научится без проблем определять эмоциональные состояния, изображенные на картинках, можно показать ему эмоциональные состояния всех времен года и попросить выбрать для каждого времени года свое лицо: летнее, зимнее, осеннее, весеннее. А своим коллегам я предлагаю разместить эмоциональные состояния на картинках на фланелеграфе и каждый день спрашивать каждого ребенка о том, какой он в данный момент: веселый или грустный, радостный Осень Тренинг по сказкотерапии или сердитый, удивленный или злой. Этот прием способствует коррекции эмоциональной сферы, мимической мускулатуры лица и выработке четких артикуляционных движений губ (если вы будете не только спрашивать, но и показывать в зеркале). Необходимо заметить, что для детей с ДЦП это задание — достаточно сложное, но оно является одним из действенных способов коррекции мимической и дыхательной систем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|