Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Недопустимость разглашения данных предварительного расследования




 

Интересы правосудия при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел требуют сохранения в тайне определенной конфиденциальной информации, полученной в ходе расследования.

Недопустимость разглашения данных предварительного расследования концептуально определена законодателем в ч. 1 ст. 161 УПК: «Данные предварительного расследования не подлежат разглашению...»

Необоснованное предание огласке данных предварительного расследования серьезно осложняет производство по уголовному делу, влечет нарушение прав и законных интересов граждан, затруднение правосудия, может повлечь утрату доказательств, собранных по делу, нарушить права и интересы участников процесса, возрастает возможность для подозреваемого и обвиняемого скрыться от следствия и суда.

Сведения, которыми располагает следствие и дознание, объективно представляют интерес для стороны, оказывающей противодействие расследованию.

Если раньше под противодействием расследованию понимали преимущественно различные формы и способы сокрытия преступлений, то в настоящее время это понятие наполнилось более широким содержанием и может быть определено как умышленная деятельность с целью воспрепятствовать расследованию и в конечном счете достижению назначения уголовного судопроизводства.

Наибольшую сложность в преодолении представляют формы и способы так называемого внешнего противодействия.

Субъектами внешнего противодействиярасследованию выступают должностные лица учреждений, организаций и предприятий (независимо от форм собственности), где было совершено преступление, действующие из личных корыстных интересов или под влиянием добросовестного заблуждения, а также коррумпированные представители властных структур и правоохранительных органов, лидеры и участники криминальных структур.

Как правило, в центре противодействия оказываются лица, производящие расследование, – следователи и работники дознания, а также носители доказательственной информации – свидетели, потерпевшие, другие связанные с ними лица. Противодействие может быть направлено и в целом на сам процесс расследования.

Наиболее эффективным средством преодоления противодействия расследованию является институт тайны предварительного расследования.

В ст. 161 УПК законодатель исходит из недопустимости разглашения «данных» предварительного расследования, однако понятие это слишком широкое и общее. Данные предварительного расследования охватывают всю информацию по делу, в том числе и ту, которая ни при каких обстоятельствах не может носить ограничительный характер. Фактически же в названной статье речь идет о недопустимости разглашения лишь части информации, а именно – сведений, составляющих тайну предварительного расследования.

Под тайной предварительного расследованияпонимается охраняемая уголовно-процессуальным и уголовным законом информация (сведения), отражающая интересы расследования по уголовному делу, конфиденциальность которой определяется следователем (дознавателем) либо прокурором и защищается в целях устранения реальной или потенциальной опасности причинения ущерба указанным интересам.

Задачей, которую ставят перед собой субъекты, осуществляющие противодействие расследованию, является получение информации, имеющей криминалистическое значение и находящейся в распоряжении органов расследования.

Основными способами получения указанной информации субъектами противодействия расследованию являются:1) получение информации через коррумпированных работников правоохранительных органов; 2) непосредственное наблюдение и анализ действий работников правоохранительных органов; 3)анализ выступлений работников правоохранительных органов в средствах массовой информации, а также журналистов, проводящих «журналистское расследование»; 4) установление прослушивающей аппаратуры и аппаратуры скрытой видео- и фотосъемки; 5) съем информации с технических каналов связи; 6) проникновение в компьютерные сети правоохранительных органов; 7) получение информации через специально внедренных в ряды работников правоохранительных органов субъектов; 8) провокации работников правоохранительных органов на неосторожное разглашение следственной тайны; 9) получение информации от родственников и иных близких работников правоохранительных органов, которым следственная тайна была разглашена этими работниками неосторожно; 10) получение информации через подозреваемых, обвиняемых, участвовавших в проведении следственных действий по делу; 11) получение информации через потерпевших и свидетелей, участвующих в расследовании; 12) получение информации через адвокатов, защищающих подозреваемых и обвиняемых; 13) получение информации через экспертов, специалистов, а также других участников уголовного процесса – переводчиков, законных представителей.

В числе факторов, которые облегчают преступникам доступ к следственной тайне, следует назвать: чрезмерную открытость следствия; утечку информации через коррумпированных либо бывших работников правоохранительных органов; невнимание руководителей правоохранительных ведомств к случаям разглашения тайны предварительного расследования.

В ходе расследования работникам следствия и дознания приходится обнаруживать и исследовать конфиденциальную информацию, относящуюся к тем или иным тайнам, охраняемым законом.

В случае обнаружения такого рода информации органы следствия и дознания должны принять меры к ее охране и неразглашению в силу прямого законодательного предписания. Под защиту следствия (дознания) берется информация, которая уже отнесена к разряду тайны законодателем. Принципиально важным представляется следующее положение: работники следствия и дознания не могут в ходе расследования иметь цель – раскрыть ту или иную личную либо служебную тайну.

Вместе с тем целенаправленное раскрытие тайны зачастую является необходимым в ходе расследования ряда уголовных дел (разглашения государственной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, тайны усыновления и т. д.). Нередки случаи, когда профессиональные тайны используются в качестве противодействия расследованию.

Лица, производящие расследование, могут быть допущены к государственной тайне, им могут быть раскрыты иные тайны, охраняемые законом, если данные тайны: 1) входят в предмет доказывания по уголовному делу; 2) их раскрытие является средством, без которого невозможно расследование особо тяжких, тяжких преступлений либо преступлений средней степени тяжести.

Особо осторожно следует подходить к возможности раскрытия сведений, составляющих адвокатскую тайну. В данном случае речь идет о субъекте уголовного процесса, который в большинстве случаев является стороной, противодействующей обвинению.

Раскрытие адвокатской тайны органами расследования может иметь место при наличии достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что адвокат совершил в ходе защиты по конкретному уголовному делу преступление против правосудия либо государственной власти, являлся посредником при передаче взятки работнику правоохранительного органа или суда (ст. 291 УК), выступал в роли организатора или подстрекателя к воспрепятствованию осуществления правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК) и т. п. В данном случае сведения, входящие в содержание адвокатской тайны, в том числе содержание бесед между защитником и подзащитным, входят в предмет доказывания по указанной категории дел.

Государство, допускающее законное вмешательство в личную жизнь граждан либо конфиденциальную служебную деятельность (речь идет о коммерческой либо личной тайне), несет ответственность за сохранность и неразглашение этой информации. Речь в данном случае идет о двойной правовой защите указанных тайн: с одной стороны, они охраняются нормами, закрепленными в различных нормативных актах, с другой стороны, если такие тайны раскрываются в ходе расследования, они должны быть защищены и уголовно-процессуальным законом. В ч. 3 ст. 161 УПК установлено: «...разглашение имеющихся данных о частной жизни участников производства по уголовному делу без их согласия не допускается». Для целей недопустимости разглашения данных предварительного расследования важно знать, о какой части «данных предварительного расследования» идет речь.

К сведениям, образующим тайну предварительного расследования, относятся:1) сведения, относящиеся к работникам правоохранительных органов и иным участникам уголовного процесса; 2) информация о следственных версиях, тактике проведения следственных действий, мерах безопасности, применяемых в отношении участников расследования; 3) сведения о личности, местожительстве и других идентифицирующих признаках участников расследования; 4) сведения о мерах обеспечения безопасности участников расследования; сведения, отражающие стратегию и тактику расследования, в том числе о планировании расследования и следственных версиях; 5) сведения о взаимодействии между следователем и работниками оперативных подразделений; 6) доказательства по уголовному делу, а также результаты анализа доказательственной информации.

Сведения о планировании расследования и о взаимодействии между следователем и работниками оперативных подразделений должны составлять следственную тайну при проведении всякого расследования и на всем его протяжении. Указанные сведения отражают стратегию расследования, их обнародование, как правило, существенно облегчает противодействие расследованию.

Сведения, содержащиеся в письменных поручениях о производстве отдельных следственных действий (оперативно-розыскных, розыскных мероприятий), которые следователь дает органу дознания в порядке и на основании ст. 38 УПК, а также результаты анализа доказательственной информации на стадии предварительного следствия также должны составлять следственную тайну.

Применительно к тактике следственных действий содержание следственной тайны могут составлять сведения:о тактических решениях, тактических приемах и тактических комбинациях; о месте и времени проведения отдельных следственных действий. Место и время могут являться следственной тайной лишь при проведении тех следственных действий, где используется фактор внезапности. Обоснованно относить внезапность к числу непременных условий эффективности обыска. При этом необходимо обеспечить возможность полной реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса. Если следственное действие проводится с участием подозреваемого (обвиняемого), он в силу положений уголовно-процессуального закона должен быть ознакомлен с содержанием следственного действия и обнаруженных при его производстве обстоятельствах. Протокол следственного действия прочитывается всем лицам, участвующим в производстве следственного действия, причем им должно быть разъяснено право делать замечания, подлежащие занесению в протокол (ст. 166 УПК). Безусловно, адвокат не может быть лишен возможности общаться со своим подзащитным по мотивам необходимости соблюдения тайны предварительного расследования.

Вместе с тем содержание некоторых следственных действий, которые проводятся без участия подозреваемых либо обвиняемых, а также их защитников, должно оставаться до конца предварительного расследования тайной для указанных субъектов уголовного процесса. Использование результатов данного следственного действия, являющегося тайной для обвиняемого, подозреваемого, позволяет применять следователю тактические приемы и комбинации, маневрировать информацией в целях преодоления противодействия со стороны обвиняемых (подозреваемых).

К сожалению, отсутствие в законодательстве понятия тайны предварительного расследования и сведений, которые ее составляют, дает основание некоторым работникам средств массовой информации пренебрежительно относиться к соблюдению указанной тайны. Главным в такой ситуации становится вопрос о перечне сведений, которые при расследовании уголовных дел не составляют содержание следственной тайны и могут быть преданы гласности. Как правило, не могут составлять следственную тайну сведения:о факте совершения преступления, если он не указывает на лицо, его совершившее; о возбуждении уголовного дела; о задержании, применении мер пресечения, предъявлении обвинения; об окончании расследования и составлении обвинительного заключения, прекращении дела либо его приостановлении; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Сведения о личности работника правоохранительного органа, а именно его фамилия, имя и отчество, принадлежность к тому или иному подразделению, не могут быть тайной, если он участвует в проведении следственных и иных процессуальных действий. Указанные сведения не могут быть тайной и для средств массовой информации.

Уголовно-правовые средства обеспечения недопустимости разглашения данных предварительного расследования представлены в действующем УК ст. 310 «Разглашение данных предварительного расследования» и ст. 311 «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса». Субъектами преступления, предусмотренного ст. 310 УК, как правило, являются «участники производства по уголовному делу» и другие лица. Например, в соответствии со ст. 182 УПК в месте, где производится обыск, могут оказаться лица, не являющиеся участниками производства по уголовному делу: почтальоны, врачи и т. д.

Не является субъектом рассматриваемого преступления обвиняемый или подозреваемый.

Адвокат, как и другие участники производства по уголовному делу, в порядке ст. 161 УПК может быть предупрежден о недопустимости разглашения данных предварительного расследования, и у него может отбираться подписка о неразглашении с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК. Это положение конкретизировано в ст. 53 УПК, в ч. 2 которой определено, что «защитник не вправе разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с осуществлением защиты, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, предусмотренном ст. 161 настоящего Кодекса. За разглашение данных предварительного расследования защитник несет ответственность по ст. 310 Уголовного кодекса Российской Федерации». При этом следует признать, что ограничение права адвоката вместе со своим подзащитным обсуждать всю известную им информацию по делу ограничивает законное право подозреваемого (обвиняемого) на защиту. Адвокат не может скрыть от подзащитного ставшие ему известными данные предварительного расследования, если они могут быть использованы в целях защиты. Коллизионность нормы общего характера нейтрализуется устоявшимся правилом, когда прокурор, следователь, дознаватель воздерживаются от предупреждения адвоката о недопустимости разглашения данных предварительного расследования подзащитному.

В общем порядке должен решаться вопрос об ответственности адвоката за разглашение сведений, составляющих тайну предварительного расследования, лицам, не являющимся его подзащитными.

Прокурору, следователю, дознавателю, иным работникам правоохранительных органов, а также суду запрещено разглашать сведения о мерах безопасности, предпринятых в отношении участников уголовного процесса, а также иные сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности указанных участников. В случае нарушения данного положения работники правоохранительных органов и суда несут ответственность в порядке, предусмотренном законом, – по ст. 311 УК.

Отдельную группу составляют уголовно-процессуальные средства, обеспечивающие недопущение разглашения тайны предварительного расследования. В УПК данные средства в основном закреплены в ст. 161. В ч. 3 указанной статьи определено: «Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства».

В законе особо подчеркнуто, что разглашение данных о частной жизни участников производства по уголовному делу без их согласия не допускается. Таким образом, предание гласности материалов дела об обстоятельствах частной жизни в большей степени зависит не от прокурора, следователя, дознавателя, а скорее от подозреваемого, обвиняемого и других участников.

Согласно ч. 2 данной статьи в необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника, эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без его разрешения данных предварительного следствия. У указанных лиц отбирается подписка с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК. Следует признать обоснованным распространение указанных действий не только в отношении лиц, присутствующих при производстве действий, но и на иных лиц, которым стала известна информация, составляющая тайну предварительного расследования.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.