Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уголовно-процессуальное задержание подозреваемого




 

Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения применяется органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ч. 1 ст. 5 УПК).

Согласно ст. 92 УПК после доставления лица в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания подозреваемого (см. приложение 12 к УПК). В нем указываются: дата и время составления протокола; дата, время, место, сведения о подозреваемом; основания и мотивы задержания; объяснения подозреваемого и результаты его личного обыска. Протокол объявляется подозреваемому, при этом ему разъясняются его права, о чем в протоколе делается соответствующая отметка. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

При задержании производится личный обыск у подозреваемого лицом одного пола с обыскиваемым в присутствии понятых и специалистов того же пола (ст. 93, 170, 184 УПК).

При принятии решений о задержании необходимо руководствоваться следующими положениями. Не могут быть задержаны:1) Президент РФ (ст. 91 Конституции РФ); 2) глава представительства или член дипломатического представительства (ст. 29 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.); 3) консульские должностные лица, за исключением случаев преследования за совершение тяжкого преступления (ст. 25 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 23 мая 1966г.).

В соответствии со ст. 449 УПК не могут быть задержаны: член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий. Если они были задержаны в порядке ст. 91 УПК, после установления их личности они должны быть немедленно освобождены. Исключение составляют случаи задержания вышеперечисленных лиц на месте преступления.

Если фактическое задержание было применено в отношении лиц, обладающих дипломатической или иной неприкосновенностью, то задержание длится до установления их личности: предъявления дипломатической, консульской карточки, иных документов о том, что указанные лица обладают той или иной неприкосновенностью.

В соответствии со ст. 91 УПК орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда очевидцы, в том числе потерпевшие, укажут на данное лицо, как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления; 4) при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Первые три основания задержания связаны с наличием прямых доказательств, свидетельствующих о совершении преступления конкретным лицом, подвергающимся задержанию. Четвертое основание связано с наличием косвенных доказательств совершения преступления конкретным лицом, подкрепленных одним из вышеперечисленных обстоятельств. Иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, могут стать основанием задержания только в совокупности с одним из этих обстоятельств. При этом пребывание подозреваемого вне своего постоянного места жительства в связи с выездом в другую местность в командировку, в гости, на отдых, лечение и т. д. не может расцениваться как отсутствие постоянного места жительства. Равным образом личность подозреваемого не может считаться неустановленной, если он потерял документы и занимается их восстановлением.

Для принятия решения о задержании должны быть произведены неотложные следственные действия, направленные на проверку сведений об основаниях задержания и установления мотивов задержания. Факт нахождения лица на месте преступления не всегда означает, что данное лицо совершило преступление. И не всякий побег с места преступления свидетельствует о его совершении убегающим. Задержание по одному лишь факту нахождения лица на месте преступления или побега с места его совершения без установления причинно-следственных связей между этими действиями и общественно опасными последствиями может оказаться незаконным и необоснованным.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого (ч. 3 ст. 92 УПК). Дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому (ч. 1 ст. 96 УПК). При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части (ч. 2 ст. 96 УПК). Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то не позднее 12 часов с момента задержания об этом уведомляется посольство или консульство этого государства (ч. 3 ст. 96 УПК).

При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с санкции прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним (ч. 4 ст. 96 УПК). В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего ОРД, с подозреваемым с разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которого находится уголовное дело (ч. 2 ст. 95 УПК).

Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя, прокурора, если: 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления; 2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу; 3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложил принятие решения об избрании меры пресечения. При отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания (ч. 6 ст. 108 УПК).

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора (ч. 3 ст. 94 УПК).

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя, прокурора об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения (ч. 4 и 5 ст. 94 УПК).

Меры пресечения

Меры пресечения – это предусмотренные законом средства воздействия на обвиняемого, подозреваемого для обеспечения надлежащего поведения при производстве по уголовному делу. Уголовно-процессуальное законодательство различает понятия «избрание меры пресечения» и «применение меры пресечения». Избрание меры пресечения– это «принятие дознавателем, следователем, прокурором, а также судом решения о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого» (п. 13 ч. 1 ст. 5 УПК). Применение меры пресечения– это «процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения» (п. 29 ч. 1 ст. 5 УПК).

Мера пресечения, как правило, избирается в отношении обвиняемого. В исключительных случаях при наличии оснований и с учетом соответствующих обстоятельств мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого (ст. 100 УПК). При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу–в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

Меру пресечения избирает дознаватель, следователь, прокурор, а также суд при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда; 2) может продолжать заниматься преступной деятельностью; 3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного процесса, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствует предварительному расследованию и судебному разбирательству уголовного дела; 4) создаст препятствия для исполнения приговора (ст. 97 УПК).

При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определения ее вида, помимо оснований, должны учитываться также тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 УПК). Эти обстоятельства необходимо устанавливать для того, чтобы реально оценить возможность лица воспрепятствовать нормальному процессу расследования и рассмотрения уголовного дела.

Решение об избрании меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или судья формулирует в постановлении, а суд – в определении. В нем должно содержаться указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и основания для избрания этой меры пресечения. Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено (его защитнику или законному представителю – по их просьбе). Одновременно лицу, в отношении которого избрана мера пресечения, разъясняется порядок обжалования этого решения прокурору или в суд в порядке, предусмотренном ст. 123–127 УПК.

Если в ходе дальнейшего расследования будут установлены дополнительные данные, свидетельствующие о неправильности ранее избранной меры пресечения, или если в ней отпадает необходимость, она отменяется либо изменяется на более строгую или более мягкую. Применение более строгой меры допустимо только в случаях, когда появились новые доказательства того, что лицо совершило более тяжкое деяние, чем то, в связи с которым была ранее избрана мера пресечения, установлены новые эпизоды его преступной деятельности или новые данные, свидетельствующие о его желании воспрепятствовать осуществлению правосудия.

Отмена или изменение меры пресечения производится по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда. При этом действуют следующие правила. Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства прокурором, а также следователем, дознавателем по его письменному указанию, может быть отменена или изменена только с согласия прокурора. Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом (ч. 4 и 5 ст. 110 УПК).

Согласно ст. 98 УПК мерами пресечения являются: 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.

Подписка о невыезде и надлежащем поведениисостоит в письменном обязательстве подозреваемого или обвиняемого: 1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда; 2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд; 3) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу (ст. 102 УПК).

Применяя подписку о невыезде, следователь, дознаватель обязаны разъяснить лицу сущность данной меры и предупредить о возможности ее изменения на более строгую в случае неисполнения соответствующих обязательств.

Подписка о невыезде применяется в случаях, когда необходимо обеспечить присутствие обвиняемого, подозреваемого в месте производства по уголовному делу при наличии оснований полагать, что он намерен отлучиться или скрыться с места жительства либо временного нахождения. Применение данной меры пресечения ограничивает свободу передвижения обвиняемого, подозреваемого путем установления запрета отлучаться без разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда и иным путем препятствовать расследованию уголовного дела. Подпиской о невыезде обеспечивается нахождение лица в определенном месте, неуклонение от органов расследования, своевременная явка его по вызовам, безотлучное нахождение в месте постоянного или временного жительства. Под страхом применения более строгой меры пресечения подписка о невыезде призвана предупреждать ненадлежащее поведение обвиняемого, подозреваемого и обеспечивать нормальный ход уголовного процесса.

Процессуальное решение об избрании меры пресечения в виде подписки о невыезде оформляется постановлением (см. приложение 45 к УПК). Кроме того, обвиняемый, подозреваемый оформляет саму подписку о невыезде и надлежащем поведении (см. приложение 46 к УПК). В ней указывается дата и место составления документа; фамилия, имя, отчество, место жительства и точный адрес лица, дающего подписку. В постановлении (определении) и в подписке указывается содержание обязательств, возлагаемых на обвиняемого. В подписке обвиняемый заверяет подписью тот факт, что он ознакомлен с обязательствами без разрешения не покидать постоянное или временное место жительства, в назначенный срок являться по вызовам, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Лицу также разъясняется, что при нарушении данных обязательств к нему может быть применена более строгая мера пресечения. Подписка подписывается обвиняемым и лицом, избравшим меру пресечения. Дата вынесения постановления (определения) об избрании меры пресечения является и датой получения подписки о невыезде. Однако по разным причинам подписка о невыезде может быть оформлена в другой день явки обвиняемого к следователю. Мера пресечения начинает применяться (действовать) со дня получения у обвиняемого (подозреваемого) подписки о невыезде.

Правильное решение вопроса об избрании подписки о невыезде основывается на характере совершенного преступления (тяжести предъявленного обвинения), личности обвиняемого, роде его занятий, возрасте, состоянии здоровья, семейном положении и других обстоятельствах. С учетом перечисленных обстоятельств она может быть применена и к лицам, обвиняемым в совершении тяжкого преступления.

Личное поручительствосостоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица в том, что оно ручается за надлежащее поведение подозреваемого или обвиняемого являться в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд и иным путем не препятствовать производству по уголовному делу (ч. 1 ст. 103 УПК).

Личное поручительство основывается на доверии следователя, дознавателя, прокурора, суда к поручителю и самому обвиняемому. Обвиняемому должен доверять не только следователь, но и поручитель. В основе доверия поручителя могут быть личные отношения родства, товарищества, сотрудничества, взаимных материальных интересов и т. д.

Заслуживающими доверия у органов расследования могут считаться граждане, достигшие совершеннолетия и способные нести предусмотренную законом ответственность в случае ненадлежащего поведения подозреваемого, обвиняемого и неявки по вызовам. К заслуживающим доверия могут быть отнесены лица, которые имеют постоянное место жительства в данной местности, хорошую репутацию и могут оказать реальное влияние на подозреваемого, обвиняемого, которое гарантировало бы надлежащее поведение и своевременную явку по вызовам.

Избрание личного поручительства в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которого дается поручительство (ч. 2 ст. 103 УПК). Поручителю разъясняется сущность подозрения или обвинения, а также его обязанности и ответственность поручителя, связанные с исполнением личного поручительства (ч. 3 ст. 103 УПК).

В случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено судом денежное взыскание в размере до 100 МРОТ в порядке, установленном ст. 118 УПК.

Таким образом, негативные последствия в случае нарушения обвиняемым меры пресечения наступают как для поручителей, так и для обвиняемого, в отношении которого личное поручительство может быть заменено более строгой мерой пресечения.

Эта мера пресечения применяется при наличии общих оснований (ст. 97 УПК). Инициатива в избрании в качестве меры пресечения личного поручительства может исходить от обвиняемого, его защитника, законного представителя, лица или лиц, изъявляющих намерение быть поручителями, а также органов и должностных лиц, в производстве которых находится уголовное дело.

Поскольку личное поручительство избирается с согласия поручителей, то они вправе просить дознавателя, следователя, прокурора, суд освободить их от принятых обязательств, если по объективным причинам поручители не имеют возможности обеспечить надлежащее поведение обвиняемого и его явку по вызовам силой своего авторитета и своего влияния на обвиняемого. Поручитель (поручители) ставит перед соответствующими органами вопрос об аннулировании его обязательств по личному поручительству, об отмене этой меры пресечения. Заявление поручителя рассматривается по существу, и при наличии доказательств бесперспективности личного поручительства мера пресечения отменяется, после чего решается вопрос о новой мере пресечения с учетом оснований и обстоятельств уголовного дела. Поручитель, своевременно поставивший вопрос об аннулировании личного поручительства, не несет ответственности в виде денежного взыскания. Ответственность поручителя наступает лишь в том случае, если органы расследования, прокурор и суд располагают данными о недобросовестном отношении его к своим обязанностям, что повлекло за собой ненадлежащее поведение обвиняемого.

О применении личного поручительства в качестве меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор и судья выносят постановления (см. приложение 45 к УПК), а суд – определение. У личного поручителя (поручителей) отбирается письменное обязательство, в котором он ручается за надлежащее поведение и явку обвиняемого, подозреваемого по вызовам. В письменном обязательстве указывается: место и время его составления; фамилия, имя, отчество и место жительства поручителя; содержание обязательства; расписка в том, что поручителю сообщено о возможности денежного взыскания в случае, если обвиняемый будет уклоняться от следствия и суда или иным путем препятствовать расследованию и судебному разбирательству уголовного дела.

Личное поручительство как мера пресечения начинает действовать (применяться) с момента подписания поручителем письменного обязательства.

Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы,состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, для того чтобы лицо в назначенный срок являлось по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд и иным путем не препятствовало производству по уголовному делу (ч. 1 ст. 104 УПК). Уставы Вооруженных Сил РФ к указанным мерам относят следующие запреты: обвиняемые военнослужащие и военнообязанные, призванные на учебные сборы, лишаются на время применения к ним в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части права ношения оружия, постоянно находятся под наблюдением своих непосредственных и прямых начальников, лиц суточного наряда, не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул. Такие лица не увольняются из расположения части, не направляются в краткосрочный отпуск, в необходимых случаях военнослужащий может быть отстранен командованием от занимаемой должности на время действия меры пресечения.

Законодатель не устанавливает ответственность командования воинской части за нарушение обвиняемым, подозреваемым меры пресечения. Однако это не означает, что такая ответственность исключается. В соответствии с уставами Вооруженных Сил при наличии вины командиров и начальников в непринятии мер по обеспечению надлежащего поведения и явки обвиняемого по вызовам на них могут быть наложены дисциплинарные взыскания, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в должности или в воинском звании, предупреждение о неполном служебном соответствии и т. д.

При нарушении обвиняемым военнослужащим меры пресечения к нему применяется более строгая мера в порядке, предусмотренном ст. 110 УПК.

Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого (ч. 2 ст. 104 УПК).

Постановление (определение) об избрании меры пресечения должно содержать следующие данные: когда и кем оно составлено; сведения об обвиняемом, подозреваемом; сущность предъявленного обвинения (подозрения); основания для избрания мерой пресечения наблюдения командования воинской части. Постановление направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения (ч. 3 ст. 104 УПК). Об установлении наблюдения над обвиняемым военнослужащим командованием воинской части издается приказ, о чем в письменной форме уведомляется лицо, избравшее меру пресечения. С этого момента действует (применяется) в качестве меры пресечения наблюдение командования воинской части.

В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование немедленно сообщает об этом в орган, избравший меру пресечения (ч. 4 ст. 104 УПК).

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемымсостоит в обеспечении его надлежащего поведения родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство (ч. 1 ст. 105 УПК).

Назначение данной меры пресечения обусловлено особенностями привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних и процессуального порядка проведения расследования и судебного разбирательства уголовных дел в отношении подростков.

Цель отдачи несовершеннолетнего под присмотр в качестве меры пресечения заключается в том, чтобы обеспечить явку несовершеннолетнего по вызовам следователя, прокурора и в суд, а также его надлежащее поведение, не препятствующее производству по уголовному делу (ст. 102 УПК).

Отдача несовершеннолетнего под присмотр избирается по общим основаниям (ст. 97 УПК). При избрании данной меры пресечения следует также учитывать тяжесть предъявленного обвинения, личность несовершеннолетнего обвиняемого, возраст, род занятий, состояние здоровья, семейное положение, условия жизни и воспитания, причины и условия, способствовавшие совершению им преступления, наличие взрослых подстрекателей, соучастников.

Данная мера пресечения применяется как по ходатайству перечисленных в ст. 105 УПК лиц, так и по решению следователя, прокурора, суда. Инициатива избрания данной меры пресечения может исходить от несовершеннолетнего обвиняемого, его защитника и законного представителя.

В любом случае данная мера пресечения избирается лишь при согласии родителей, опекунов, попечителей, других заслуживающих доверия лиц, а также должностных лиц специализированного детского учреждения, которым следователь, прокурор или суд разъясняет существо подозрения или обвинения и ответственность, связанную с обязанностями по присмотру, выражающуюся в денежном взыскании в размере до 100 МРОТ в случае невыполнения ими своих обязательств (ч. 2, 3 ст. 105 УПК).

Перед принятием решения об избрании в качестве меры пресечения присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым следователь, прокурор, суд должны убедиться, что лицо, заявившее ходатайство об этом, реально сможет осуществлять контроль. Избрание этой меры нецелесообразно, если родители являются соучастниками совершения преступления или ранее судимы, злоупотребляют спиртными напитками, ведут антиобщественный образ жизни либо ввиду особого характера трудовой деятельности часто отсутствуют дома и т. д. Должностные лица специализированных детских учреждений могут принимать на себя обязанности по присмотру только в тех случаях, если несовершеннолетние в них проживают или находятся длительный период времени.

После вынесения постановления (определения) у каждого из родителей или иного поручителя отбирается письменное обязательство об обеспечении надлежащего поведения несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и его явки по вызовам в органы расследования и в суд.

Приняв решение об отказе осуществлять присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, указанные лица своевременно должны представить следователю, прокурору или в суд письменное уведомление с указанием мотивов и обстоятельств, послуживших причиной отказа. В этом случае они не подвергаются наложению судом денежного взыскания. В отношении несовершеннолетнего ранее избранная мера пресечения заменяется иной по общим правилам, предусмотренным ст. 110 УПК.

Залогсостоит во внесении подозреваемым или обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения явки к следователю, прокурору или в суд подозреваемого, обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений. Вид и размер залога определяются органом или лицом, избравшим данную меру пресечения, с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого, обвиняемого и имущественного положения залогодателя (ч. 1 ст. 106 УПК).

Залог в качестве меры пресечения может быть избран судом, прокурором, а также дознавателем и следователем с согласия прокурора в любой момент производства по уголовному делу (ч. 2 ст. 106 УПК).

Об избрании меры пресечения в виде залога составляется постановление (см. приложение 47 к УПК).

Если внесение залога применяется вместо ранее избранных мер пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый, обвиняемый остается под стражей или домашним арестом до внесения на депозитный счет суда залога, который был определен органом или лицом, избравшим эту меру пресечения. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю (ч. 2 ст. 106 УПК). Структура протокола определена в приложении 48 к УПК.

Если залог вносится лицом, не являющимся подозреваемым, обвиняемым, ему разъясняются сущность подозрения, обвинения, в связи с которым избирается данная мера пресечения, а также связанные с ней обязательства и последствия их нарушения и невыполнения. Последствием нарушения или невыполнения подозреваемым, обвиняемым обязательств, связанных с внесенным им или за него залогом, является обращение залога в доход государства по решению суда.

При надлежащем поведении обвиняемого, подсудимого суд при вынесении приговора, определения, постановления о прекращении уголовного дела решает вопрос о возвращении залога залогодателю. При прекращении уголовного дела прокурором, следователем, дознавателем залог возвращается залогодателю, о чем указывается в постановлении.

Залогодатель вправе отказаться от взятых на себя обязательств до появления обстоятельств, вызывающих обращение залога в доход государства. В этом случае он должен обеспечить явку подозреваемого, обвиняемого в органы расследования для изменения в отношении него меры пресечения, а залог подлежит возвращению залогодателю.

Домашний арестзаключается в ограничениях, связанных со свободой передвижения подозреваемого, обвиняемого, а также в запрете: 1) общаться с определенными лицами; 2) получать и отправлять корреспонденцию; 3) вести переговоры с использованием любых средств связи (ч. 1 ст. 107 УПК).

Домашний арест в качестве меры пресечения избирается подозреваемому или обвиняемому по решению суда при наличии общих оснований, позволяющих полагать, что лицо скроется от дознания, предварительного следствия или суда; может продолжать заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. При избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения учитываются также возраст подозреваемого, обвиняемого, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.

В постановлении суда (определении судьи) об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения указываются конкретные ограничения, которым подвергается подозреваемый, обвиняемый (передвижения, общения или связи с внешним миром), а также указывается орган или должностное лицо, на которые возлагается надзор за соблюдением установленных ограничений.

При необходимости избрания в качестве меры пресечения домашнего ареста прокурор, а также следователь и дознаватель – с согласия прокурора, возбуждают перед судом ходатайство. Структура постановления о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста определена в приложении 49 к УПК. В постановлении о возбуждении ходатайства приводятся мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в домашнем аресте и невозможно избрание иной меры пресечения. В нем также указываются все или некоторые ограничения из числа предусмотренных ст. 107 УПК, об установлении которых заявлено ходатайство.

К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство возбуждается в отношении задержанного подозреваемого, то постановление и протокол задержания должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения домашнего ареста подлежит рассмотрению единолично судьей районного или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого, обвиняемого, прокурора, защитника, если он участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания в течение 12 часов с момента поступления материалов в суд.

Задержанный подозреваемый доставляется в судебное заседание под конвоем. В судебном заседании вправе участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, следователь, дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства.

В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор или по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений: 1) об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде домашнего ареста; 2) об отказе в удовлетворении ходатайства; 3) об откладывании принятия окончательного решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств необходимости применения домашнего ареста.

В постановлении или определении суда об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения указываются конкретные ограничения, которым подвергается подозреваемый, обвиняемый, а также указываются орган или должностное лицо, на которые возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений (ч. 3 ст. 107 УПК).

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому, обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.

Повторное обращение в суд с ходатайством об избрании домашнего ареста в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость домашнего ареста.

Если вопрос об избрании в отношении обвиняемого в качестве меры пресечения домашнего ареста возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе. Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет родственников подозреваемого, обвиняемого, командование воинской части арестованного военнослужащего, органы, на которые возлагается осуществление надзора за соблюдением ограничения домашнего ареста.

Заключение под стражусостоит в помещении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, в специально оборудованные места с целью лишения его свободы передвижения до разрешения уголовного дела по существу. Местами предварительного заключения являются следственные изоляторы. При производстве следственных действий заключенные под стражу могут содержаться в тюрьме, в местах содержания задержанных, в штрафных изоляторах исправительных учреждений, дисциплинарных изоляторах воспитательных учреждений, на гауптвахте (военнослужащие).

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению, которое принимает единолично судья соответствующего уровня, по ходатайству прокурора, а также следователя и дознавателя – с согласия прокурора. Порядок разрешения судьей ходатайства о заключении под стражу предусмотрен ч. 3–12 ст. 108 УПК (изложен выше, при избрании в качестве меры пресечения домашнего ареста).

Следует также иметь в виду, что данные полномочия не могут быть возложены на одного и того же судью на постоянной основе. Они должны быть распределены между судьями соответствующего суда пропорционально их общей нагрузке.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.