Три главные энергии господа
Чтобы познать величие Святого Имени, мы должны попытаться оценить величие Господа. Однажды Харидас Тхакур сказал Господу Чайтанье: «Кришна есть вибху – всемогущий, всезнающий и вездесущий; Он – владелец вайбхав, бесчисленных энергий». Кришна тождественен Своему Имени и неотделим от Своих вайбхав. Три основные вайбхав можно описать следующим образом: 1. ЧИТ-ВАЙБХАВА. Эта духовная энергия Кришны, отвечающая за Его божественную обитель (планеты Вайкунтхи), Его многочисленные Имена и Его трансцендентные облики. Кроме того, чит-вайбхава побуждает Господа дарить преданным духовное блаженство, а также являть трансцендентные развлечения (например, раса-лилу во Вриндаване и санкиртану в Навадвипе) За духовные эмоции преданных отвечает чит – энергия, которая также созидает планеты Вайкунтхи. Чит-вайбхава подразделяется на три категории: А) сандхини: проявляет духовное разнообразие; Б) самвит: отвечает за духовное знание, а также за отношения между преданными и Верховным Господом; В) хладини: созидает духовные эмоции, духовные отношения и божественные расы. 2. АЧИТ-ВАЙБХАВА. Этот термин относится к материальным проявлениям, т.е. материальным вселенным. Материальные миры находятся под влиянием иллюзорной энергии Господа, поэтому их называют деви-дхамой, царством майи. Они сотворены из 5 грубых и 3 тонких элементов. «Майа-деви побуждает атеистов совершать греховные поступки, не посвящая их в таинство Святого Имени. Но если атеист служит святым вайшнавам, материальная энергия проливает на него свою милость и открывает ему доступ к лотосным стопам Кришны. Майя – верная служанка Господа Кришны; она наказывает тех, кто не желает служить Богу. Люди, поклоняющиеся майе, - обманщики, и им никогда не познать истинного счастья. Но тех, кто воспевает Святое Имя Господа, майа-деви щедро вознаграждает, помогая им пересечь океан материального неведения».
3. ДЖИВА-ВАЙБХАВА. Этот термин относится к живым существам, духовным по своей природе. Пребывая на совершенном духовном уровне, они способны испытывать безграничное блаженство. Живые существа, принимающие покровительство Кришны, остаются в духовном царстве (чит-вайбхаве) и наслаждаются общением с Кришной. Непокорные и эгоистичные живые существа получают материальное тело в одной из материальных вселенных (ачит-вайбхаве) и в полной мере испытывают на себе тройственные страдания материального существования. ПУТЬ В ДУХОВНЫЙ МИР Как же падшим живым существам избавиться от материального ига, если они восстали против Кришны и отвергли чит-вайбхаву, духовную реальность, променяв ее на ачит-вайбхаву? Будучи милосердным и сострадательным, Кришна нисходит как аватара, приняв облик Чайтаньи Махапрабху, который приносит в материальный мир Святое Имя. Он является в самые смутные времена, Кали-югу, когда иные методы духовной практики неэффективны. Чтобы освободить обусловленные души из-под власти материальной энергии, Кришна явился в материальном мире в облике священных писаний. Цель священных писаний – привести живые существа через карма-канду и гьяна-канду к упасана-канде. Для начала живое существо должно научиться посвящать Богу плоды своей материальной деятельности (карма-канда). Затем следует сосредоточить на Господе деятельность разума (гьяна-канда). Этот путь обязательно приведет живое существо к упасана-канде, служению Шри Кришне. Служение Всевышнему Господу допускает поклонение полубогам, которые являются полномочными представителями Кришны. Например, Господу Шиве следует поклоняться как величайшему преданному Санкаршаны, который помогает обусловленным живым существам избавиться от материальных отождествлений.
Подобным же образом можно поклоняться Господу Брахме как преданному Прадьюмне и, и благодаря этому, обрести разум. Иными словами, упасана-канда допускает любые виды поклонения, включая поклонение полубогам, при условии, что оно совершается правильным образом. Шрила Прабхупада говорил, что единственная цель упасана - канды – возможность служить Кришне: «Как сказано в «Бхагавад-гите»(15.15), единственная цель Вед – привлечь внимание людей к лотосоподобным стопам Господа Кришны». Священные писания открываю путь духовного совершенствования пред каждым, независимо от материальных качеств и склада ума. К сожалению, столь долгий и сложный процесс развития не эффективен в эпоху Кали. Современные люди слишком низко опустились и вряд ли способны следовать по этому нелегкому пути. Кроме того, в Кали-югу карма и гьяна отдалили человека от Кришны. Ярким примером вышесказанного могут служить современные индийцы, которые очень привязаны к поклонению полубогам; их совершенно не интересует отречение, не говоря уже о служении Кришне. Подобным образом, гьяни стремятся к одному – погрузиться в безличный брахман; у них нет ни малейшего желания предаваться Верховной Личности Бога, Шри Кришне. Карма и гьяна рассматриваются в Ведах как пути, ведущие к Кришне, но в Кали-югу они слишком тернисты. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху принес в Материальный мир Святое Имя Господа, подобно отцу, который дает своему ребенку сильнодействующее лекарство, желая поскорее вылечить его. Шри Чайтанья Махапрабху утверждал, что наиболее очевидным отличием бхакти от любой другой духовной практики является то, что путь и цель бхакти едины. Святое Имя Кришны – это путь к Господу, но оно также является и целью, Самим Кришной. В священных писаниях содержится история, наглядно иллюстрирующая этот момент. Однажды к царю пришел нищий и попросил показать ему, как выглядит золото. Царь ответил: «Хорошо. Поднимись по ступенькам, ведущим в мою сокровищницу, и открой последнюю дверь. Там полно золота». Нищий поднялся по ступенькам, открыл дверь и увидел комнату, наполненную золотом. Когда же он повернулся, чтобы спуститься вниз, он понял, что ступеньки, по которым он поднимался, тоже были из золота! Однако он не заметил этого раньше, поскольку не представлял, как выглядит настоящее золото. Святое Имя – Сам Кришна, и мы не осознаем этого только потому, что потеряли связь с Господом. Лишь тот, кто стал на путь бхакти, со временем откроет для себя величие Святого Имени.
КАЧЕСТВА ШРИ КРИШНЫ Поскольку прекрасная форма Кришны и Его Святое Имя неотличны от Него Самого, Его Имя тождественно Его облику. Таким образом, памятование о Кришне и воспевание Его святого Имени рождают в уме преданного прекрасный образ господа. В результате и Имя, и облик Кришны могут занимать ум одновременно, пребывая при этом в полной гармонии. Кришна обладает 64 божественными качествами. Шрила Рупа Госвами описывает эти качества следующим образом: «1) Господь очень красив; 2) на Его теле можно обнаружить все благоприятные знаки; 3) Его облик радует глаз; 4) он излучает сияние; 5) Он силен; 6) вечно юн; 7) Он знает множество языков; 8) правдив; 9) приятный собеседник; 10) красноречив; 11) высоко образован; 12) очень разумен; 13) гениален; 14) артистичен; 15) необычайно ловок; 16) искусен в различных делах; 17) благодарен; 18) непреклонен; 19) в совершенстве знает, как поступать согласно времени, месту и обстоятельствам; 20) на все смотрит сквозь призму Вед (священных писаний); 21) чист; 22) владеет собой; 23) решителен; 24) терпелив; 25) снисходителен; 26) непреклонен; 27) самодостаточен; 28) беспристрастен; 29) щедр; 30) религиозен; 31) отважен; 32) сострадателен; 33) почтителен; 34) учтив; 35) терпим; 36) скромен; 37) является защитником тех, кто предается Ему; 38) неизменно счастлив; 39) добр к Своим преданным; 40) им руководит любовь; 41) является всеблагим; 42) могущественен; 43) знаменит; 44) всеобщий любимец; 45) питает слабость к Своим преданным; 46) привлекателен для женщин; 47) является объектом всеобщего поклонения; 48) Он владеет бесчисленными достояниями; 49) почитаем всеми; 50) является верховным повелителем; 51) неизменен; 52) всеведущ; 53) вечно обновляется; 54) является сач-чид-анандой (обладает вечным и исполненным блаженства телом); 55) обладает всеми мистическими совершенствами; 56) повелевает непостижимыми энергиями; 57) является источником бесчисленных вселенных; 58) является изначальным источником всех воплощений; 59) дарует освобождение тем, кого уничтожил; 60) привлекает к Себе освобожденные души».
Ни одно из воплощений Господа не наделено этими божественными качествами в полной мере. Только Сам Шри Кришна обладает всеми этими 64 качествами. Некоторые воплощения, например Нараяна и Рамачандра, наделены 60 качествами, а Брахма и Шива лишь 55, и то частично. Обычным живым существам в той или иной степени присущи лишь 50 вышеперечисленных качеств. Среди четырех божественных аспектов (Имя, облик, качества и деяния) Святое Имя является изначальным, ибо оно дает возможность воспринимать остальные. Поэтому воспевание Святого Имени имеет для преданных первостепенное значение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|