Урок 24. Сюита Э. Грига «Пер Гюнт».
Музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт» написана Григом в 1876 году. Ей сопутствовал огромный успех. В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы – Пер Гюнт – крестьянский парень из норвежской деревушки, фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг. Любовь к матери и Сольвейг, дар сказочника и фантазёра – лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нём верх над добротой и бескорыстием. За тяжкие проступки односельчане изгоняют Пера из родных мест. От горя умирает мать. Покинутая им Сольвейг остаётся одна. Долгих сорок лет она будет ждать Пера. В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты – сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет всё. Через сорок лет усталый, измученный ПерГюнт возвращается на родину. Он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту. Музыка Грига так понравилась публике, что для концертного исполнения композитор составил две сюиты. В них вошли лирические пьесы – пейзажи («Утро»), портреты («Танец Анитры», «Песня Сольвейг»), сказочно-фантастические картины («В пещере горного короля»). «Утро». Мелодия напоминает незатейливый пастуший наигрыш. Она построена на опевании мажорного трезвучия, а её основные звуки образуют пентатонику – пятиступенный лад. Уравновешенность подъёмов и спадов мелодии совпадает с равномерным чередованием в гармонии двух трезвучий. Эта музыка напоминает «пастораль» - картину природы или сельской жизни. Флейты и гобои, солирующие в пьесе, напоминают звучание пастушьей свирели, а валторна звучит как охотничий рог. Развитие пьесы вариационно: растёт звучность от piano к forte, в музыкальную ткань включаются всё новые инструменты, уплотняется фактура. Звучание становится мощным и ярким. Будто под лучами восходящего солнца из предутренней мглы всё ярче проступают очертания и цвета предметов. В центре среднего раздела мелодия исчезает, уступая место гармонии, красочным сочетаниям аккордов. Затем звучность постепенно ослабевает, становясь вновь прозрачной и тихой. В этой пьесе нарисована не только картина природы, но и чувства восторга перед её красотой.
« Смерть Озе». Этот музыкальный портрет решён в жанре траурного шествия. Пер сидит у постели умирающей матери и рассказывает одну из самых своих красивых сказок. Увлекаемая в волшебный сказочный мир, Озе засыпает… Печальная, строгая мелодия, тяжело поднимаясь к вершине, горестно ниспадает. Монотонный ритмический рисунок, строгость и торжественность аккордовой фактуры, сумрачная тональность си минор, медленный темп создают образ горестного оцепенения. Во второй части пьесы вдруг с вершины льётся свет, нисходящие мотивы мелодии сотканы из полутоновых «вздохов». Постепенно колорит музыки «темнеет»: тема переносится в низкий регистр, и движение, прерываемое паузами, застывает. В оркестровке пьесы преобладают струнные инструменты – самые тёплые, «поющие» тембры оркестра. «Танец Анитры». Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя – Анитра – пытается очаровать Пера своей красотой. Изящество этой пьесы определяется танцевальностью, разнообразием штрихов струнной группы оркестра. Мелодия исполняется скрипками, а аккомпанемент – виолончелями и контрабасами приёмом pizzicato, то есть щипком. В ажурном кружеве струнных нежный звон треугольника подобен сверканию драгоценных камней в наряде красавицы. Капризно-угловатый мелодический рисунок изобилует скачками, форшлагами и трелями. В среднем разделе пьесы звучат певучие фразы в восточном стиле. Их сменяют короткие насмешливые мотивы, повторяемые имитационно. В этих капризных сменах настроений угадывается непостоянный, своевольный нрав восточной красавицы.
«В пещере горного короля». Странствуя, Пер Гюнт попадает в царство троллей – фантастических, злых существ. Пер не подозревает об опасности и чуть не погибает в мрачной пещере, окружённый «духами тьмы». Тема троллей звучит настороженно и таинственно. Лёгкие штрихиpizzicato струнных в низком регистре изображают крадущиеся шаги троллей. Музыка напоминает сказочно-фантастический марш. Развитие темы вариационно. Неизменная мелодия повторяется в нарастающем темпе, динамике и жёсткости звучания. Такое мощное нарастание с ускорением и перемещением темы в высокий регистр превращает марш-шествие в дикую пляску. Вторжение резких аккордов и паузы прекращают её неожиданно. «Песня Сольвейг». Эта песня звучит в спектакле несколько раз. Она стала символом любви и верности. Песня обрамлена коротким вступлением и заключением – печальной напевной мелодией в народном духе. В песне два куплета, каждый из которых состоит из запева и припева. Мелодия запева повествовательна и спокойна. В музыке выражены и щемящая грусть, и покорность судьбе, и просветлённость чувства (см. текст песни). Гармония проста: на выдержанных в басу квинтах звучат аккорды тоники и доминанты. Припев звучит изящно и легко, в характере оживлённого танца. Музыка припева – воспоминание Сольвейг о первой встрече с Пером на шумном деревенском празднике. Он звучит всю жизнь в душе Сольвейг. Он для неё – музыка надежды и счастья. Подвижнее становится темп, на смену минорному запеву приходит мажор – словно солнце выглянуло из-за тучи, мир стал радостным и сверкающим. В заключении возвращается одноголосный первоначальный напев в миноре, который усиливает настроение печали.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|