Урок 31. Из истории русского балета. Балеты П. И. Чайковского.
В России балет начинает развиваться со второй половины 18 века. Балетмейстеры Дидло, Вальберх, Глушковский стремятся воплотить принципы реформы Новерра. Герои античности приходят на русскую сцену – Апполон и Дафна, Ацис и Галатея, Зефир и Флора. В основе спектакля лежит драматическая танцевальная пантомима, рождается действенный танец –Pasdeaction. Однако музыка выполняет здесь лишь служебную роль, создавая ритмическую основу для танца. В большинстве случаев она даже не сочинялась специально, а «подбиралась» постановщиком из ранее написанных произведений. В 19 веке романтический балет проникает на русскую сцену, с гастролями французской труппы в Россию приезжает знаменитая Мария Тальони (1837-1842 годы). С этого времени балет становится излюбленным развлечением царского двора и аристократического общества. Новым словом в истории балетной музыки явились танцы в операх Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», где их музыка непосредственно связана с действием оперы и характеристикой героев. Вспомните польские танцы из оперы «Иван Сусанин» или танцы в садах Черномора из «Руслана». П. И. Чайковский первый из русских композиторов создаёт балет-драму. Три сказочных балета, получивших мировую известность прославили русскую балетную школу: «Лебединое озеро»(1877г. ), «Спящая красавица» (1890г. ) и «Щелкунчик» (1891г. ). Музыка этих балетов написана в традиционной форме: она содержит ряд обязательных для балета танцевальных номеров (па-де-де, па-де-труа, па-де-аксьон). Музыка с большой глубиной и психологической тонкостью раскрывает душевный мир героев, передаёт их радости и страдания.
Итак, сказка первая. Она называется «Лебединое озеро».
Представьте себе старый замок, бал в честь дня рождения принца. Все кружатся в вальсе. На следующий день бал продолжится, и принц должен будет выбрать себе невесту. Вдруг гости увидели стаю лебедей, словно плывущих по небу, и предложили принцу поохотиться на них. Долго продолжалась погоня в лесу за скрывшимися лебедями. Все вернулись назад, только принц продолжал бродить по лесу и вдруг оказался на берегу большого озера, по которому красиво скользили белые лебеди. Неожиданно один лебедь превратился в девушку. Она рассказала принцу, что злой колдун заколдовал её и подруг, превратив в птиц. По ночам они могут сбрасывать лебединые перья, а наутро опять становятся птицами. Только верная любовь юноши может снять это заклятье. Принц полюбил девушку, обещал спасти её. Но их разговор подслушал злой волшебник. Он задумал обмануть принца - привести на бал свою дочь, сделав её похожей на девушку-лебедя. На следующий день он явился на бал со своей дочерью. Она так была похожа на девушку-лебедя, что принц не понял, что его обманули. В конце бала он назвал дочь колдуна своей невестой. В это время в раскрытом окне показалась девушка-лебедь. Она горестно взмахивала белыми крыльями. Как только принц увидел её, он понял, что был обманут. Принц бросился бежать к озеру, чтобы найти её. Он признался ей, что любит только её. В это время появился злой колдун. Принц вступил с ним в бой, победил его и спас девушек. Так закончилась эта сказка. Центральным образом балета «Лебединое озеро» становится образ девушки-лебедя Одетты и её «лебединая песня». · Послушаем «Интродукцию» балета, построенную на этой теме. · «Лебеди». Музыка нежная, грустная, красивая. Прислушайтесь, как задушевно звучит мелодия. Она исполняется на гобое, это духовой инструмент (показывает его изображение). Он произошёл от народных инструментов типа свирели, рожка. Мелодия всё время возвращается к одному и тому же звуку, опускается, падает и снова поднимается, будто взмахи лебединых крыльев. А аккомпанемент играют скрипки - быстро, тревожно, взволнованно, как предчувствие беды. В аккомпанементе слышны и звуки арфы, словно всплески воды - нежные, переливчатые. Послушайте, как звучит мелодия в середине и в конце этого фрагмента. Она словно стремится ввысь, разрастается, расцветает, звучит то с мольбой, то напряжённо, встревоженно, порывисто. В конце вступает весь оркестр - грозно, беспокойно.
Эта тема лебедей встречается в балете несколько раз. Она меняет свою окраску в зависимости от того, что происходит в сказке. Звучит то нежно и грустно, то тревожно и грозно, то радостно и торжественно. В сцене, когда принц назвал своей невестой дочь колдуна, эта тема звучит с мольбой, тревожно, стремительно. Мелодия всё время прерывается зловещими, страшными возгласами - аккордами, которые как бы рассекают её, пытаются уничтожить. Эти злые, угрожающие интонации похожи на раскаты грома. Давайте сравним, как звучит эта мелодия в двух названных сценах. · А в «Финале» балета, где добро одерживает победу над злом, тема появляется в мажорной, гимнической окраске. Злые силы побеждены. Снова звучит знакомая мелодия, но как она преобразилась: стала торжественной и просветлённой, уже не прерывается злыми, грозными интонациями. · Танцы лебедей из 2 действия тоже составляют лирическую сферу балета. Особенно известен «Танец маленьких лебедей». Маленькие лебеди тоже захотели потанцевать, глядя на взрослых. Какая изящная, грациозная музыка. Темы принца Зигфрида также песенны и лиричны. Они выделяются особенно в парных танцах – па-де-де. · Послушаем «Адажио» из 2 действия. Совсем иначе звучат темы «злых» героев – колдуна Ротбара и его дочери Одилии. Их появление на балу в 3 действии отличается резкими, зловещими красками оркестра: уменьшенными гармониями, синкопами в ритмах, квартовыми скачками в мелодии. · Послушаем «Танец Одилии» из 3 действия. Массовые танцы рисуют быт замка – например, «Танец с кубками» в ритме полонеза, а также образы гостей, приехавших на бал – это испанское болеро, неаполитанский танец, венгерский чардаш, польская мазурка (мы их уже слушали в 1 классе). Балет «Лебединое озеро» стал первой лирической драмой в русской хореографии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|