Урок 27 - 29. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила».
Урок 27 - 29. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила».
В русской музыке первые оперы появились в конце 18 века, когда был открыт общедоступный Российский театр. Подлинного расцвета оперный жанр достиг в творчестве М. И. Глинки. От его двух знаменитых опер – народной музыкальной драмы «Иван Сусанин» (1836г. ) и сказочной оперы «Руслан и Людмила» (1842г. ) берут начало две линии в оперном творчестве русских композиторов – народно-историческая и сказочно-эпическая. Опера «Руслан и Людмила» написана по одноименной сказке А. С. Пушкина. Композитор по-своему истолковал поэму, придав ей эпический размах, подчеркнув богатырское начало в её образах. В опере пять действий – словно пять величественных древних фресок. Развитие событий течёт неторопливо. Но музыка полна огня и красочной фантазии. Содержание оперы. 1 действие – картина свадебного пира в Киевской Руси (интродукция оперы). Показ главных героев: певца-сказителя Баяна, князя Светозара, его дочери Людмилы, её жениха Руслана и его соперников – Ратмира и Фарлафа. Завершается действие сценой похищения Людмилы. 2 действие – погружает слушателя в сказочно-фантастический мир. Здесь показаны добрый волшебник Финн и злая волшебница Наина. Финн оказывает помощь Руслану – дарит ему волшебный меч, а Наина обещает помочь в поисках Людмилы Фарлафу. 3 действие – происходит в волшебном замке Наины. Девы-прислужницы своим пением завлекают в замок усталых путников. Их чары околдовывают Ратмира, а затем – Руслана. 4 действие – в сказочных садах Черномора, похитившего Людмилу. После сольных характеристик названных героев пленники Черномора исполняют разные восточные
танцы. В конце действия появляется Руслан, вступает в бой с Черномором, который успевает погрузить Людмилу в волшебный сон. Руслан побеждает в поединке отрезав бороду Черномору волшебным мечом, но разбудить Людмилу он не может. 5 действие – снова в хоромах Святозара в Киеве. Народ оплакивает спящую княжну. Руслан волшебным перстнем оживляет Людмилу. Могучий хор народа венчает оперу. Музыкальные номера оперы. · Увертюра – написана в сонатной форме со вступлением и кодой. Темы вступления и Главной партии – это темы народного ликования – стремительно летящие по звукам мажорной гаммы. Другая тема – побочная – это тема любви Руслана и Людмилы. Это певучая русская кантилена. С этими темами увертюры происходят волшебные превращения в разработке – среднем разделе формы. Фрагменты тем звучат таинственно и сумрачно. В последнем разделе (коде) появляется ещё одна тема – тема злого волшебника Черномора. Она звучит необычно – в виде гаммы по целым тонам («гаммы Черномора») у низких тромбонов. Завершается увертюра ликующими, праздничными аккордами.
Характеристики главных героев оперы даны в сольных номерах: песнях (Баяна), ариях (Руслана, Людмилы), каватинах (Людмилы), балладах (Финна), рондо (Фарлафа). Послушаем «Арию Руслана» и «Арию Людмилы». «Ария Руслана» (баритон) из 2-го действия - героическая, богатырская. Состоит из контрастных разделов: медленное речитативное вступление «О, поле, поле», за ним следует медленный лирический раздел арии, посвящённый размышлениям героя о грядущей своей судьбе («Времён от вечной темноты, быть может нет и мне спасенья»); затем звучит героическое allegro («Дай, Перун, булатный меч мне по руке»). В последнем разделе – сонатная форма без разработки, редкая для вокальной музыки. 2-я тема этого раздела (побочная партия) – лирическая тема любви Руслана и Людмилы из увертюры.
· «Ария Людмилы» (сопрано) из 4-го действия «Ах ты, доля, долюшка» - написана в жанре романса-элегии. «Поющий» голос скрипки дополняет характеристику героини. Форма арии – трёхчастна: 1 тема – близка русской протяжной лирической песне, её мелодия распевна. 2 тема – решительна, горда, героиня полна стремления бороться за свою любовь. · «Марш Черномора» – центральный эпизод 4-го действия. Этот персонаж не имеет в опере вокальной характеристики, только - оркестровую. Тема Черномора – властная и «неуклюжая», звучит у медных духовых инструментов. В теме слышны интонации окриков грозного владыки, мелодия не лишена торжественности. Но вдруг марш становится суетливым, «карликовым». Он звучит в игрушечно-высоком регистре у флейт и кларнетов (стаккато). Это и есть реальный облик героя. Ансамблевые сцены оперы. · Один из самых ярких ансамблей оперы – сцена похищения Людмилы. В разгар свадебного пира звучат раскаты грома, сцена погружается во мрак. Людмила исчезает. Все эти чудеса изображены музыкой. В грозных унисонах тромбонов слышна целотонная «гамма Черномора», печальные фразы флейты, кларнета и валторны «объясняют» происходящее слушателю. А дальше звучит квартет – ансамбль 4-х участников – Руслана, Ратмира, Фарлафа и Светозара. Их пение образует канон, передающий одно общее состояние героев – оцепенение чувств.
Хоровые сцены оперы. Мощный эпический образКиевской Руси помогают создать хоровые сцены в интродукции, финале 1-го и 5-годействий (картины свадебного пира) и в 5-ом действии (хоры-плачи по спящей Людмиле). · Персидский хор их 3-го действия исполняют девы-прислужницы в замке Наины. Основа хора – персидская народная песня. Она звучит в виде остинатных вариаций на неизменную мелодию сопрано. Восточный напев завораживает магическими повторами и сплетениями ритмических узоров. Каждый куплет песни имеет новый оркестровый и гармонический наряд. · Продолжают линию восточных образов в опере восточные танцы из 4-го действия: турецкий танец (уже нам известный), арабский танец и лезгинка. Они выстроены по принципу нарастания темпа. Все танцы отличаются красочной оркестровкой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|