Урок 25. Контрольный. Тема 5. Музыка в театре. Жанры музыкального театра. Урок 26. Опера. История рождения оперы. Строение оперы.
Урок 25. Контрольный
Тема 5. Музыка в театре. Жанры музыкального театра. Урок 26. Опера. История рождения оперы. Строение оперы.
Опера, подобно балету, представляет собой большое и сложное музыкально-театральное произведение. В опере соединяются различные виды искусств – театр и музыка, игра актёров и мастерство живописцев-декораторов. В её исполнении участвуют певцы-солисты, хор, симфонический оркестр и иногда танцоры. Опера – это музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение. Первый публичный спектакль был дан во Флоренции (Италии) в 1600 году на свадебных торжествах во дворце Медичи. Он назывался «Сказания в музыке об Орфее и Эвридике». Текст написал О. Ринуччини, а музыку – Якопо Пери, исполнивший в опере главную роль. Вскоре опера распространяется по всей Италии, а затем и по Европе. В ней пробуют свои силы такие известные композиторы, как Д. Каччини, Д. Перголези, К. Монтеверди. Первые создатели опер пытались возродить древнегреческую трагедию, то есть объединить в одном представлении драму, музыку и танец. Мелодия здесь полностью зависела от ритма стиха и представляла собой нечто среднее между пением и обычной разговорной речью. · Послушаем фрагмент оперы Д. Каччини «Эвридика». В конце 17 – начале 18 веков складываются основные разновидности итальянской оперы – опера-сериа (серьёзные) и опера-буффа (комические), связанные с бытовыми сюжетами. Опера-сериа писалась на возвышенные исторические или мифологические сюжеты. Её героями были Орфей и Эвридика, Самсон и Далила, Эней и Дидона и другие известные личности. Действие таких опер часто заканчивалось трагедийным финалом.
Опера-буффа появилась позже – в 30-е годы 18 века. Она отличалась более скромными размерами, комедийным бытовым сюжетом, быстрым, стремительным развитием действия, весёлыми шутками, розыгрышами, переодеваниями. Музыка приближалась к народным мелодиям. Первой оперой-буффа была «Служанка-госпожа», написанная Перголези в 1833 году. Позже появляются и другие разновидности опер: опера-пастораль, большая опера, лирическая опера, сказочная, историческая оперы. Строение оперы. Прежде, чем сочинять оперу, нужно выбрать сюжет и сделать по нему либретто – литературный текст оперы. Оперный спектакль разделяется на действия, картины, сцены, номера. Открывает оперу обычно увертюра – оркестровое вступление к опере. Это довольно большой музыкальный номер оперы, обычно написанный в сонатной форме. Здесь звучат основные темы оперы, настраивающие на характер предстоящего действия. Увертюра в сжатом виде выражает основную идею оперы.
Основу оперного спектакля составляют сольные иансамблевые вокальные номера. Сольные номера предназначены для одного исполнителя. К ним относятся ария, ариэтта, ариозо, каватина, песня, романс, монолог, куплеты и другие. Музыкальные портреты действующих лиц, их чувства воплощаются в больших, развёрнутых ариях. Итальянское слово «ария» переводится как «песня», «воздух», «ветер». Для арии характерна широкая, распевная, кантиленная мелодия. Ариям может предшествовать оркестровое вступление и речитатив – мелодия, похожая на говор, речь. Оперная ария обычно имеет законченную форму: куплетную, трёхчастную, вариационную или рондо, а речитатив – строится свободно, импровизационно. Ансамбль – законченный музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами. В зависимости от числа исполнителей ансамблевые номера называют дуэтами, трио, квартетами, квинтетами и т. д.
Дуэты в опере могут быть между героями-соперниками или друзьями. Хор – это коллективное действующее лицо оперного спектакля, «комментатор» событий. Хор может быть мужской, женский, смешанный, детский, хор мальчиков. Одни хоры имеют значение фона – например, крестьянские хоры из оперы «Евгений Онегин» (мы их слушали в 1 классе). Другие становятся активным участником событий – например, хор в сцене бала у Лариных, где происходит ссора друзей-соперников Онегина и Ленского.
Оркестровые номера – это законченные эпизоды для инструментального исполнения. Кроме увертюры к ним относятся антракты, балетные сцены, музыкальные картины. Антракты являются вступлением к действию оперы (вспомните музыкальный антракт «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»). Музыкальные картины – это программная музыка, связанная с изображением таких моментов в развитии сюжета, которые трудно показать на сцене. Это могут быть картины природы, сцены битвы и т. д. Например, «Полёт шмеля» из «Сказки о царе Салтане» или «Сеча при Керженце» из «Сказания о невидимом граде Китеже» того же автора. · Послушаем «Полёт валькирий» из оперы немецкого композитора Вагнера «Валькирии». Эта музыкальная картина изображает воинственных дев, собирающих души убитых воинов на поле брани.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|