Павел Филонов. Формула империализма. 1925 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Формула весны. 1928—1929 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Павел Филонов. Формула империализма. 1925 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Павел Филонов. Формула весны. 1928—1929 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. КАЗИМИР МАЛЕВИЧ (1878—1935) Как и многие крупные мастера авангарда, Казимир Северинович Малевич не получил систематического художественного образования. Сначала он занимался в художественной школе в родном Киеве, с 1904 г. — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в частной школе, но нигде не задерживался надолго. Первый этап творчества художника обычно связывают с импрессионизмом. Однако небольшой этюд «Цветочница» (1903 г. ) показывает, что Малевич пытался решать в его рамках новые задачи, такие, как сочетание объёмности и плоскостности в изображении человеческой фигуры, поиски декоративного эффекта в цветовых соотношениях. Фигура девушки с цветами на переднем плане написана жёстко и статично, Казимир Малевич. Цветочница. Этюд. 1903 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
КУБОФУТУРИЗМ Хотя влияние итальянской футуристической живописи на русских мастеров было достаточно сильным, футуризма в чистом виде в нашей стране не существовало. Однако в России возникло оригинальное направление — кубофутуризм, представители которого подчёркивали свою связь с французским кубизмом. В 1913—1914 гг. Малевич создал ряд работ, в которых стремился соединить черты кубизма и футуризма, т. е. не только представить любой предмет или сцену как сочетание абстрактных геометрических форм, что свойственно кубизму, но и придать им движение, присущее футуризму. Сам художник именовал это «кубофутуристическим реализмом». Полотно «Дама на остановке трамвая» (1913 г. ) на первый взгляд кажется произвольным сочетанием квадратов, треугольников и других фигур. Они словно наплывают друг на друга, сходятся и расходятся, и из их таинственного движения возникают вполне узнаваемые образы: вывеска, какое-то подобие натюрморта, голова мужчины. Вся композиция может восприниматься как картина, на миг появившаяся перед глазами, увиденная из окна движущегося трамвая.
Порой с помощью кубистических приёмов художник пытался передать сложные и странные образы, возникающие в подсознании. Так появилась работа «Корова и скрипка» (1913 г. ). Фигура животного и инструмент, наложенные друг на друга, могут вызвать различные толкования. Вероятно, это причудливое сочетание важно для мастера именно своей нелогичностью, изначальной несовместимостью. Не случайно на выставке 1916 г. Малевич назвал свои кубистические полотна «алогизмом форм». Выдающимися представителями кубофутуризма также были Давид Давидович Бурлюк (1882—1967), Надежда Андреевна Удальцова (1886— 1961), Ольга Владимировна Розанова (1886—1918). Казимир Малевич. Дама на остановке трамвая. 1913 г. Городской музей, Амстердам. Казимир Малевич. Корова и скрипка. 1913 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Казимир Малевич. Авиатор. 1914 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Ольга Розанова. Город. 1913—1914 гг. Краеведческий музей, Слободской Кировской области.
Надежда Удальцова. Кухня. 1915 г. Областной музей изобразительных искусств, Екатеринбург. Любовь Попова. Живописная архитектоника. 1918 г. Художественный музей, Нижний Новгород.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|