Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нико Пиросманашвили. Женщина с кружкой пива. Государственный музей искусств, Тбилиси.




Нико Пиросманашвили. Женщина с кружкой пива. Государственный музей искусств, Тбилиси.

Наталия Гончарова. Крестьяне, собирающие яблоки. 1911 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Наталия Гончарова. Евреи. Шабаш. 1912 г. Музей изящных искусств Республики Татарстан, Казань.

тягучих контурах фигур, в контра­стах плотных, чуть матовых красок Однако русские фольклорные тради­ции привлекали Гончарову столь же сильно. На полотне «Птица Феникс» (1911 г. ), обращаясь к сказочному об­разу, художница передаёт атмосфе­ру фантастического действа прежде всего через цвет — необычайно яр­кий, словно пламенеющий изнутри. Особенно хороши в творчестве Наталии Гончаровой картины, на создание которых её вдохновили иконы. Выразительный пример тому — «Спас в Силах» (1911 г. ).

МАРК ШАГАЛ

(1887—1985)

Творчество Марка Шагала, охваты­вающее почти всё XX столетие, ста­ло одной из интереснейших стра­ниц как русской, так и европейской живописи. Он принадлежит к тому редкому типу мастеров, которые, имея ярко выраженные националь­ные корни, удивительно естественно чувствуют себя в любой культур­ной среде, с лёгкостью осваивают традиции разных стран, эпох и сти­лей, сохраняя при этом свой неповторимый почерк.

«Как давно, мой город любимый, я не видел тебя, не слыхал, не бесе­довал с облаками твоими, не опи­рался о заборы твои. Подобно грустному вечному страннику, ды­ханье твоё я переносил с одного по­лотна на другое, все эти годы я об­ращался к тебе, ты мерещился мне как во сне», — писал в 1944 г. уже всемирно известный художник. Изображение родного и удивитель­но дорогого его сердцу провинци­ального белорусского города Витеб­ска, жизнь в котором казалась ему бесконечно далёкой от серых буд­ней, стало одной из тем творчества Шагала, не оставлявшей мастера до конца дней.

Шагал родился в семье грузчика рыбной лавки на окраине Витебска, в местечке под названием Пескова-тики, населённом в основном еврей­ской беднотой. В прошлом иудеям было запрещено заниматься изобра­зительным искусством: иудаизм яв­ляется иконоборческой религией. Вторая заповедь библейского про­рока Моисея гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже зем­ли». Карьера профессионального художника означала разрыв с рели­гиозной традицией, иногда весьма болезненный.

Образование Шагала началось с изучения Библии, потом он посту­пил в Витебское городское четырёх­классное училище; после его оконча­ния молодому человеку пришлось некоторое время поработать ретушё­ром. В конце концов мать, уступив просьбам сына, отвела его в Школу живописи и рисунка в Витебске. Зи­мой 1906—1907 гг. Шагал отпра­вился учиться в Петербург, раздобыв бумагу о том, что едет с коммерче­ской целью: только так еврей мог по­лучить вид на жительство в столице. Некоторое время он посещал раз­личные художественные школы; его

Марк Шагал. Я и деревня. 1911 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Витебск, его жители, их быт, не­затейливый провинциальный пейзаж показаны в дореволюци­онных работах мастера с теплотой и мягким юмором. Определить их стиль непросто, это хорошо чувствуется в одной из самых известных картин. На фоне абстрактной компози­ции из бело-красных полукру­жий выступают два профиля — ослика и мужчины. На втором плане Шагал изобразил деревню. Маленькие неказистые домики, мужчина с косой, женщина, стоя­щая вниз головой, соединяют в себе меткость натурной зари­совки и загадочность символа. Здесь тонко переплелись элемен­ты примитивизма, кубизма и фу­туризма, т. е. художник стремил­ся одновременно к предельной простоте выразительных средств и глубокой сложности содержа­ния. С одной стороны, это раз­мышления о взаимоотношениях личности с миром, а с другой — чудесная детская сказка.

педагогами были Николай Констан­тинович Рерих, Лев Самойлович Бакст и Мстислав Валерианович Добужинский. Уже в ранних про­изведениях Шагала появляется ха­рактерный приём его зрелого твор­чества — предметы сдвигаются с привычных мест, и на полотне со­здаётся совершенно особая загадоч­ная атмосфера («Смерть», «Жёлтая комната», 1908—1910 гг. ).

Тогда молодой художник ориен­тировался в основном на творчество французских постимпрессионистов, которое было ему знакомо по репро­дукциям. Он всей душой стремился в столицу нового искусства — Париж. «Почвой, в которой были корни мо­его искусства, был Витебск, но моё искусство нуждалось в Париже, как дерево в воде», — вспоминал живопи­сец. Деньги на поездку дал один из поклонников его таланта.

Так в 1910 г. Шагал впервые по­пал в Париж, где оставался вплоть до 1914 г. Он пережил, по собствен­ному выражению, «революцию ви­дения», познакомившись с тради­циями французской живописной культуры. Молодой человек оказал­ся в центре европейского авангарда, сблизился со многими художника­ми и литераторами; его другом был известный поэт Гийом Аполлинер. Шагал поселился на бульваре Монпарнас в знаменитом «Улье» — двенадцатиутольном доме со множест­вом дешёвых мастерских, где он жил по соседству с Фернаном Леже, Хаимом Сутиным, Амедео Модильяни, Осипом Цадкиным (позднее творчество этих художников полу­чило название парижской школы).

Здесь окончательно сложилась своеобразная манера живописца, построенная на выразительных преувеличениях, приёмах француз­ского кубизма и народного лубка. В Париже он вспоминал родной Ви­тебск, посвящая ему свои произве­дения: «Я и деревня» (1911 г. ), «Скри­пач» (1911 —1914 гг. ) и др. В 1914 г. в берлинской галерее «Штурм» про­шла первая персональная выставка Шагала; после неё он довольно бы­стро стал признанным авторитетом, его произведения начали коллекци­онировать.

В 1914 г. Шагал приехал в родной город на свадьбу сестры. Он соби­рался вернуться в Париж, но нача­лась Первая мировая война, и это оказалось невозможно. Большую часть 1915 г. живописец провёл в Витебске и его окрестностях. Он же­нился на Белле Розенфельд, которая стала подлинной музой мастера. Шагал писал: «Я не кончал ни одной картины или гравюры, не спросив у неё: да или нет». Этот счастливый брак был для него символом союза мужчины и женщины; художник ви­дел в нём нечто, лежащее в самой сердцевине бытия.

Образ жены есть во многих про­изведениях, например в «Прогулке» (1917—1918 гг. ). Любовь, по мнению Шагала, преодолевает разобщён­ность мира и несёт в себе творческое начало, обладая, как и искусство, способностью возносить над повсе­дневностью. Эта идея воплощена живописцем в картине «Над горо­дом» (1917 г. ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...