Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изготовление скобелки из стальной полоски




Бондарную посуду перед обработкой скобелем укладывают вдоль на обычную скамью. Сверху на нее набрасывают веревку или ремень с петлями на концах. Бондарь садится верхом на скамью и вставляет ноги в петли. Натягивая веревку, он, словно тисками, удерживает бондарную посуду на скамье в определенном положении. Когда клепки на одном участке выравнены, ремень ослабляют, посуду поворачивают и фиксируют в этом положении. Так повторяют до тех пор, пока не будут полностью обработаны все клепки. При движении на себя скобелкой снимается тончайшая стружка: периодически накопившуюся стружку высыпают из бондарной посуды.

Для обработки крупной бондарной посуды, например чанов, бондарю приходится забираться в нее вместе со скобелкой. Именно такой момент изобразил на гравюре японский художник Хокусай, живший в позапрошлом веке.


Рис. 2 Обработка внутренней поверхности чана скобелкой (прорисовка с японской гравюры XIX века) Изготовление скобелки из полукруглого напильника. Внизу: скобелка-кривулина, для ручки которой использован естественный изгиб древесного ствола

 

 

Измерительные приспособления: бондарная скоба; рейсмус – приемы работы

Для измерения, разметки и проверки точности изготовления деталей бондарной посуды используют различные мерительные инструменты и шаблоны: линейку, треугольник, циркуль, матерчатый (портняжный) метр и бондарную скобу.

От бондарной скобы во многом зависит успех работы. С ее помощью бондарь контролирует кривизну выпуклой поверхности клепки, определяет скосы боковых кромок и ширину клепок у торцов и в пуке (в середине). Бондарная скоба — самый распространенный шаблон, используемый в бондарном деле на протяжении многих столетий. Для каждого вида бондарной посуды делают свою скобу. Чем разнообразнее она, тем обширнее набор скоб у бочара. Размеры их зависят от величины обручной посуды, а деления на них — от разницы отношений окружностей в самой узкой и самой широкой части. Форма бочки условно делится на два усеченных конуса, имеющих общее основание в ее середине (пуке). Эту же геометрическую форму имеют кадки, ушаты, ведра и другая бондарная посуда с прямыми ладами. Близость формы дает возможность при изготовлении кадок и бочек применять шаблоны, построенные по единому принципу. Поэтому рассмотрим на конкретном примере, как выполняется расчет бондарной скобы для бочки. Наиболее распространены бочки, у которых наружные диаметры на торцах меньше диаметра в середине на 1/2, 1/6 и 1/7 части.


Рис. 1 Принцип расчета и изготовления шаблонов

Предположим, что нужно изготовить скобу для бочки, у которой диаметры на торцах на 1/5 меньше диаметра в середине. Сначала вычерчивают шаблон на бумаге, а уже затем вырезают и наклеивают на тонкую дощечку или фанеру. На листе бумаги проводят дугу радиусом, соответствующим наибольшей окружности бочки (длину дуги делают равной примерно 1/10 части окружности). Это рабочая часть шаблона, все остальные контуры скобы можно нарисовать от руки, произвольно. Вырезанный бумажный силуэт наклеивают на дощечку или фанеру и выпиливают по контуру лобзиком или вырезают ножом. Таким шаблоном можно уже определить направление и угол скоса боковой кромки, а также кривизну выпуклой поверхности клепки. Но для работы этого недостаточно — нужно на шаблон нанести деления, которые позволили бы точно определять ширину клепки у торцов и в середине. На одном конце дуги отмечают точку А, на другом — точку О. Отрезок дуги АО будет соответствовать ширине средней части самой широкой клепки. Ширина же ее у торцов будет на 1/5 меньше. Циркулем делят дугу АО на пять частей, затем от точки А откладывают 1/5 часть и получают точку В. Потом отрезок ВО делят тоже на пять частей — получают точку С. Остальные деления получают аналогично. Не трудно понять, что каждый последующий отрезок на 1/5 меньше предыдущего. Следует запомнить еще одну закономерность: если ширина средней части клепки равна отрезку АО, то ширина ее на торцах будет равна отрезку ВО — и так для каждой клепки.

Бондари обычно буквенные обозначения на шаблоне не ставят, вместо них они ножом делают тонкие зарубки, а наклеенную бумагу снимают с поверхности дерева шлифовальной шкуркой или скобелкой. Определяя ширину узких частей клепки, каждый раз отступают вправо на одно деление. Но не всегда ширина измеряемой клепки соответствует какой-либо зарубке. Ее край может оказаться и между зарубками, поэтому, чтобы сделать шкалу более точной, между длинными зарубками наносят еще и короткие. Шаблон станет более удобным, если зарубки нанести и с обратной стороны.

Есть еще менее старый и более точный шаблон. Им можно определять ширину клепки в сантиметрах. Поэтому понятно, что он мог появиться только с введением в нашей стране метрической системы. На одной стороне этого шаблона дугообразный вырез соответствует большему диаметру бондарной посуды, на другой — меньшему. Большую дугу делят на сантиметры, например на 7 см, как показано на рисунке. На малой дуге откладывают отрезок на 1/5 часть меньше, то есть 5 см 6 мм, и разбивают его на 7 частей. Таким образом, каждая седьмая часть на малой дуге будет равна 8 мм, то есть на 1/5 меньше соответствующего деления на большой дуге.

Рассчитать шаблон для любой бондарной посуды можно и графическим способом. На листе бумаги из одного центра проводят две дуги, одна из которых соответствует большему диаметру посуды, а другая — меньшему. Большую дугу делят на 6, 7, 8... сантиметров, в зависимости от предполагаемых размеров самой широкой клепки. Через каждое деление из центра проводят лучи, которые разделяют малую дугу на соответствующее количество частей, находящихся в определенном пропорциональном отношении к отрезкам на большой дуге. Могут быть какие-то другие (произвольные) отношения, полученные практически после разработки формы бондарного изделия. Лучи из центра указывают направление срезок узких кромок.

Из чертежа аккуратно вырезают своеобразные выкройки. Каждая из них обязательно должна иметь часть дуги и луча. Выкройки наклеивают на фанеру или тонкую дощечку из однородной древесины лиственных пород (липы, березы, осины, бука). Дощечку аккуратно обрезают по начерченным линиям. Шаблону придают удобную и привлекательную форму. В данном случае части шаблона расположились так, что почти произвольно возник силуэт рыбки. И как ни странно, именно это обстоятельство делает шаблон намного удобнее.

Дело в том, что порой много времени уходит на то, чтобы разобрать: какой стороной измерять широкую часть клепки, какой — узкую? Здесь же зрительный образ упрощает эту задачу. Легко запомнить, что скобой, расположенной на спине рыбки, измеряют только широкую часть клепок, а расположенной на брюшке — узкую. Чтобы еще больше подчеркнуть разницу между большой и малой скобами, одну половину шаблона можно окрасить в какой-нибудь яркий цвет, например в красный. Яркая окраска позволяет быстро находить шаблон, который может случайно оказаться затерянным в щепках и стружках. Так что привлекательный вид инструмента — это вовсе не украшательство.

Пользоваться подобным шаблоном несложно. Измерив, например, бочечную клепку в середине, запоминают цифру, соответствующую ее ширине. На рисунке ширина клепки равна 5 см. Шаблон поворачивают и с помощью делений на малой скобе отмечают ширину для клепки у торца — она будет равна 5 делениям на малой скобе. Сделав отметки карандашом, стесывают лишнюю древесину. Но о том, как изготовлять клепки с помощью шаблона, будет рассказано несколько позже.

Края собранного бондарного остова опиливают по линии, проведенной специальным рейсмусом. Он состоит из подставки с закрепленным на ней вертикальным бруском, вдоль которого свободно может передвигаться колодка с металлической чертилкой или карандашом. В колодке между карандашом и вертикальным бруском выдолблено гнездо, в которое вставляют клин, фиксирующий одновременно колодку и карандаш в определенном положении. Для этой же цели, что и рейсмус, некоторые бочары используют острый стержень, вбитый в стену на заданном расстоянии от пола. Остов бондарного изделия прислоняют к кончику чертилки и вращают вокруг ее оси — появляется четкая риска, идущая строго по периметру. Хотя такой способ и вполне приемлем, все же лучше пользоваться универсальным рейсмусом. Чтобы подставка рейсмуса была более устойчивой, на нее кладут свинцовую шайбу. Отлить ее можно в консервной банке. Чтобы диск имел в середине прямоугольное отверстие, в банку помещают вылепленный из глины брусок.


Рис. 2 Самодельный рейсмус и проведение им уровенной линии на поверхности бондарной посуды

 

 

Типы деревянных обручей, применявшихся в Древнем Новгороде

Основа любой бондарной посуды — клепки и обручи. Из клепок собирают стенки и донца бондарной посуды, рациональная конструкция которой выверена многовековым опытом народных мастеров. Достаточно извлечь одну, хотя бы самую узкую клепку, как кадка или бочка тут же превратится в груду отдельных дощечек. В то же время бочка или кадка не распадется до тех пор, пока остается хотя бы один обруч. Но связь между клепками ослабевает настолько, что использовать такую посуду будет уже невозможно. Широкое распространение имели два вида обручей — железные и деревянные. Использование их в бондарном деле зависело от назначения посуды, условий ее эксплуатации, а также от доступности материала.

Бондарная посуда, стянутая деревянными обручами, становится плоть от плоти дерева. Замечательный природный материал наиболее полно раскрывает свои технологические возможности. Изделие, в котором удачно подобраны различные породы дерева и найдены гармоничные пропорции, становится порой истинным произведением декоративно-прикладного искусства. При этом, разумеется, оно не утрачивает своей утилитарности. Обручи не только связывают клепки конструктивно, но и композиционно, воспринимаясь глазом как простой, но выразительный рельефный узор.

Новгородским бочарам было известно три способа скрепления концов обручей. Так называемый жгутовый узел был известен уже в X веке. На одном конце обруча вырезали крючкообразное утолщение, вокруг которого обводили другой конец и скручивали в жгут. Последовательность вязки узла могла быть и несколько иной. На тонком конце заготовки скручивали петлю, которую затем надевали на крючкообразное утолщение. Второй способ соединения концов обруча заключался в том, что на его концах делали на одинаковом расстоянии друг от друга по два выреза. Концы обручей совмещали и обвивали вырезы лозой или гибкими корнями ели и сосны. В XIV веке стали появляться обручи с замковым соединением, которое применяется для вязки обручей и в наши дни.


Рис. 1 Типы деревянных обручей, применявшихся в Древнем Новгороде: а — со жгутовым узлом; б — с концами, скрепленными лозой; в — с замковым соединением

В древнем Новгороде обручи изготовляли исключительно из ветвей ели. Постепенно русские бочары стали осваивать и другие местные породы деревьев, древесина которых отвечала всем требованиям, предъявляемым к деревянным обручам: дуб, иву, вяз, ясень, лещину (орешник), рябину, черемуху, клен, черешню, иргу, сирень. Одни породы использовали довольно часто, другие сравнительно редко.

 

Еловые обручи; обручи из еловой щепы

Еловые обручи

Обручи из еловых веток имеют более высокую прочность, чем из ивовых побегов. Благодаря плотной смолистой древесине они меньше подвержены гниению. Но одно из самых больших достоинств еловых ветвей — необыкновенная гибкость. Гибкость у еловых веток — необходимое условие выживания дерева, особенно в суровые снежные зимы. Во время больших снегопадов, когда на ветви ложится, так сказать, критическая масса снега, они сгибаются так круто, что снег не в состоянии на них удержаться и, как с горки, стремительно скатывается вниз. Часто заснеженные ветки долгое время находятся под снежным гнетом, дожидаясь хотя бы незначительного толчка. Дунет ли ветерок, упадет ли последняя горсть снежинок, которая нарушит равновесие, и снежная шуба с шумом падает к подножью ели. А между тем ветка, стряхнув с себя остатки снега, как ни в чем не бывало возвращается в прежнее положение.

Еловые ветви имеют необыкновенную способность сжимать и растягивать волокна в зависимости от необходимости. Даже засохшие ветки чутко реагируют на изменение влажности воздуха: выгибаясь вверх при увеличении влажности и опускаясь вниз при наступлении сухой погоды. Мало того, они даже как бы опережают события. Поэтому нередко еловые ветки используют вместо барометров.

Для обвязки крупной бондарной посуды используют не только ветви ели, но и стволы молодых деревьев, выросших в чащобе. Тонкие прогонистые стволы елок заготовляют при прореживании частых ельников.

Хороший материал для обручей можно заготовить из различный частей елового выворотня. Если в лесу прошел ветровал, то прежде всего от него страдают ели, у которых корневища расположены близко к поверхности земли. Вывороченное корневище стоит, словно стена, рядом с ним зияет участок свежей земли. Корневище внимательно осматривают и отрезают острым ножом корни толщиной с карандаш и более. Они пойдут на обвязку мелкой бондарной посуды; на изготовление замковых и жгутовых обручей. Еловые корни (как свежие, так и распаренные) имеют настолько высокую гибкость, что их можно, словно веревку, довольно легко завязывать узлом.

Сырье для еловых обручей можно заготовить даже в городе, правда, только зимой, когда после новогоднего праздника множество елок выбрасывают за ненадобностью.

 

Обручи из еловой щепы

Во время ветровала ели, имеющие дупла, не выворачивает с корнем, а переламывает в том участке ствола, где имеются более сильные повреждения. Переломленная ветровалом ель может стать хорошим поставщиком материала не только для круглых, но и для плоских ленточных обручей. В месте перелома древесина обычно расщепляется по годичным слоям на полоски толщиной до 1 см. Внимательно осмотрев расщепленное дерево, отпиливают наиболее длинные и достаточно широкие полоски. Каждую полоску обрезают ножом, придав ей более правильную форму, а затем связывают в пучки. В таком виде их хранят в мастерской, на чердаке или под навесом. Приступая к изготовлению обручей, заготовки распаривают, и они приобретают большую гибкость. Еловые обручи имеют мягкий глянцевитый блеск и легкую желтоватую окраску древесины. После высыхания обручи прочно облегают тулово бондарной посуды. Со временем они темнеют и приобретают темно-золотистый цвет. В бондарном изделии они хорошо сочетаются со светлой древесиной лиственных пород — липы, осины, березы.


Рис. 1 Заготовка щепы с упавшей ели

 


Рис. 2 Получение щепы из полена и обработка пластей скобелем

Чем плотнее и прочнее древесина заготовок, идущих на обручи, тем они надежнее. На прочность древесины обращается особое внимание в тех случаях, когда обручи на бондарном изделии по каким-либо причинам приходится располагать не гнездами, а отдельно, как, например, у кумгана — кувшина для кваса.

 

Обручи из: сирени, ирги, черемухи, черешни, коры липы, ивы, дуба, ясеня, вяза, клена и орешника

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...