Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процессорные технология РУР




Это инструментальные средства для реализации целевых технологий разра­ботки и реализации управленческих решений. Для успешного выполнения каждая целевая технология разработки и реализации управленческих решений имеет свой набор процессорных технологий, представляющих механизм реализации целевых технологий.

Рассмотрим технологию: Управление по результатам. Эта технология основана на приоритете конечных результатов над планированием и прогнозирова­нием. Основной функцией, реализуемой руководителями, является координация (корректировка) действий и решений в зависимости от полученного результата.

Данная технология хорошо реализуется для средних и малых организаций или подразделений, в которых:

-время между принятием решений и результатом их выполнения минималь­но (часы, несколько дней);

-отсутствуют непреодолимые трудности в быстром приобретении требуемых ресурсов или возврате невостребованных;

-профессионализм руководителя организации или руководителя проекта достаточно высок;

-характер производства преимущественно механизированный.

В рамках данной технологии руководитель:

-разрабатывает перечень и объем ресурсов, необходимых для функциониро­вания сформированного набора элементов системы управления;

-разрабатывает или выбирает вариант первоначального решения;

-контролирует ход использования ресурсов;

-корректирует ход процесса реализации решений исходя из величины откло­нения текущего результата от запланированного;

-корректирует ход использования выделенных ресурсов.

Основу данной технологии составляют бизнес-план и разработки по принятию управленческих решений в условиях возможных неопределенностей. Известно, что наиболее необходимые факторы для разработки эффективного управленческого ре­шения либо неизвестны, либо точно неопределимы. Эти факторы относятся как к внешней, так и к внутренней среде организации. Например, заранее трудно рассчитать и подобрать персонал, требуемые материалы и производственную техно­логию, учесть влияние неблагоприятных факторов и т.д.

В зависимости от ситуации и конечного результата руководитель должен по­стоянно корректировать расстановку и обучение кадров, технологию и организацию труда, номенклатуру и качество применяемых материалов, реализацию продукции и прибыльность организации. Жизненный цикл продукции также требует постоянной корректировки решений в области объема, качества, номенклатуры, стоимости и рынков сбыта на всех его этапах.

Реализация данной технологии требует проведения аналитической работы ли­бо силами самого руководителя, либо с помощью специалистов, владеющих зна­ниями в области психологии, социологии, маркетинга, экономики и в других необ­ходимых областях деятельности. Эта работа базируется на анализе текущей инфор­мации, проведении опросов, определении проблем и подготовке предложений по корректировке тактических и стратегических решений, создании информационной базы.

Данная технология эффективна для самообучения руководителя или специа­листа в области управления на собственных ошибках и достижениях. Она самая де­шевая среди остальных технологий, так как не требует затрат на разработку деталь­ных планов и расчета средств на реализацию решений. Однако ее применение может привести к общему удорожанию произведенной продукции из-за неизбежных оши­бок.

Технология предусматривает два основных этапа в реализации:

-разработка нового или выбор типового решения и его реализация до по­лучения первого результата;

-сравнение результата с нормативными показателями. Если отклонение фактического результата от нормативных показателей превышает допустимые вели­чины, то проводится корректировка решения. Если отклонения допустимы, то по­следняя версия решения не корректируется и цикл продолжается.

Действие технологии завершается по достижении цели, зафиксированной в технологии целевого управления.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Какова основная цель управленческого решения?

2.Назовите пять признаков цели.

3.Что такое технология РУР?

4.Какие целевые технологии применяются при РУР и в чем сущность каждой из них?

5.Чем отличается регламентная технология от процессорной?

 

ТЕМА 7. ОБОБЩЕННАЯ СХЕМА ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И РЕА­ЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

1. Структура и содержание функций, процедур и операций при разработке управленческого решения

Основные элементы, необходимые для принятия решения:

1) наличие сознательного выбора;

2) ориентация на одну или несколько целей;

3) наличие завершающего действия, т.е. решения.

Субъекты отношений. В процессе разработки и реализации управленческого решения выделяют три ключевых субъекта: заказчик, разработчик и исполнитель решения. Каждого субъекта могут представлять несколько человек, групп или орга­низаций.

Заказчики решения могут быть и разработчиками и исполнителями в одном лице. Разработчики решения могут быть и его исполнителями. В любом случае в процессе разработки и реализации управленческого решения им необходимо при­держиваться определенного набора функций, процедур и операций.

Согласно общей методологии управленческой деятельности в теории управле­ния, разработка и реализация управленческого решения включает иерархию функ­ций, процедур и операций, показанную на рисунке 3.

Каждая конкретная функция (КФ) разработки и реализации управленческого решения должна включать весь набор общих функций (ОФ), а каждая общая функ­ция должна включать весь набор процедур (Пр), и, наконец, каждая процедура должна включать необходимый набор операций (Оп).

В общем виде функция - это совокупность действий, относительно однород­ных по некоторому признаку, направленных на достижение заданной цели и подчи­ненной общей цели управления.

К конкретным функциям относятся разработка и реализация управленческого решения в области:

-коммуникаций с внешней средой;

-стратегического планирования;

-управления персоналом;

-управленческого консультирования;

-управления производственной и обслуживающей деятельностью;

-управления управленческой деятельностью;

-формирования системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм).

В зависимости от трудоемкости и сложности конкретные функции разработки и реализации управленческого решения могут быть разделены на более мелкие. Ка­ждая из них имеет свои особенности в разработке и реализации.

К общим функциям разработки и реализации управленческого решения отно­сятся:

-прогнозирование различных методов разработки, реализации и возмож­ных последствий каждого управленческого решения;

-планирование состава и содержания выбранных методов разработки и реализации будущего управленческого решения;

-организация (техническая, финансовая и др.) разработки и выполнения управленческого решения;

-стимулирование объектов, выполняющих действия по разработке и выполнению управленческого решения;

-координация, т.е. изменение принятого ранее порядка выполнения дей­ствий в связи с возникшими и непредусмотренными ранее обстоятельствами, ме­шающими или способствующими его выполнению;

-контроль выполнения действий;

-информирование инициатора разработки или реализаций управленче­ского решения о ходе выполнения задания.

Каждая общая функция может включать этапы и процедуры. Этапы состоят из подготовки управленческого решения и реализации управленческого решения. Пол­ный набор процедур включает: информационную подготовку, разработку вариантов управленческого решения, согласование вариантов с необходимыми специалистами, выбор одного управленческого решения, утверждение управленческого решения, организацию выполнения, контроль. Как уже сказано выше, процедуры могут быть разделены на операции, а операции — на подоперации и т. д.

2. Последовательность процесса принятия и осуществления управленче­ского решения

Существуют две основные функциирешений.

1. Фильтру­ющаяфункция решений объясняется тем, что реше­ния всегда находятся между осмысленной и реали­зующей фазами управленческого процесса. Решение есть результат фильтрации из многих возможных ва­риантов дальнейшей деятельности.

2. Связующаяфункция решений состоит в том, что в процессе их принятия и реализации взаимодействуют все функ­ции менеджмента.

Этапы организации разработки УР: информаци­онный, оценки ситуации, определения и диагностики проблемы, разработки и оценки альтернатив, приня­тия решения.

На информационном этапе осуществляются: сбор, обработка, сжатие и хранение информационных мас­сивов о состоянии макросреды, среды прямого влия­ния и микросреды. Основным предметом данного этапа выступает управленческая информация — со­вокупность сведений о процессах, протекающих внутри организации и ее окружении.

На основе информации, полученной в результате выполнения операций первого этапа, происходит оценка ситуации. Ситуация — совокупность условий, возникающих под влиянием внутренних и внешних воздействий. Ситуации могут иметь как внешний, так и внутренний источник, т.е. являться результатом на­рушения взаимодействия подсистем организации между собой и с внешней средой. Управленческая ситуация — это характеристика сложившегося со­стояния производственной организации, которое, с точки зрения субъекта управления, может быть удов­летворительным или неудовлетворительным. В по­следнем случае ситуация становится проблемной, она характеризует реальные несовпадения желаемо­го и действительного уровней удовлетворения по­требностей субъекта.

Ситуационное управление основано на выявлении ситуаций, их классификации и выполнении различных преобразований, приводящих к их разрешению.

Для каждого типа ситуаций характерны три этапа: 1) исследование причин и источников возникновения ситуаций, а также объектов, на которые может быть на­правлено управленческое воздействие с целью разре­шения ситуации; 2) разработка методов формирования процедур управления, адекватных целям разрешения всей совокупности ситуаций и соответствующим цик­лам управления; 3) выявление последовательности, объема и содержательного разнообразия информа­ционных процессов, совершаемых в рамках процедур разрешения ситуаций.

Все ситуации связаны в первую очередь либо с реа­лизацией ранее установленной цели, либо с форми­рованием новых целей. Однако существует еще и третий вид процессов, которые условно называют адаптивными или переходными. В таких процессах различают определенные этапы накопления проблем и знаний, необходимых для их решения.

Основными ступенями процесса принятия решения являются:

-диагноз проблемы, целью которого является уяснение проблемы, выявление ее причин, формулирование цели принятия решения и определение типа принимае­мого решения;

-определение ограничений и критериев, позволяющих задать границы, в ко­торых должно быть принято решение, показателей успешности достижения цели в результате принятия и реализации решения;

-анализ альтернатив возможного достижения цели и их оценка по ограниче­ниям и критериям второго этапа;

-выбор альтернативы, т.е. принятие решение;

-реализация решения;

-оценка принятого и реализованного решения.

Рассмотрим более подробно последовательность процесса принятия и осуще­ствления управленческого решения.

Этап 1. Принятие управленческого решения.

Процедура 1. Диагноз проблемы.

Операции:

-характеристика ситуации на основе собранной информации;

-формулировка проблемы;

-определение причин возникновения проблемы;

-формулирование цели принятия решения и вида принимаемого решения;

-выбор метода принятия решения.

Процедура 2. Разработка вариантов управленческого решения.

Операции:

-определение ограничений;

-определение критериев;

-подбор альтернатив методов достижения цели.

Процедура 3. Принятие решения.

Операции:

1) обеспечение качества решения;

2) оценка возможных последствий;

3) выбор альтернативы.

Этап 2. Реализация управленческого решения.

Процедура 1. Составление плана.

Процедура 2. Организация осуществления реализации.

Процедура 3. Контроль выполнения решения.

Процедура 4. Оценка эффективности реализации управленческого решения.

Содержание процесса принятия управленческого решения

Принятие управленческого решения представляет собой процесс, состоящий из отдельных актов и процедур, предполагающий обязательное осознание целей и средств действия, моделирование действия, оценку и анализ условий, в которых принимается решение.

Осознание включает увязку целей, на реализацию которых направлено реше­ние, и средств, необходимых для ее достижения. Если цель инициирована извне, то процесс осознания нужен для установления взаимосвязей между нею и имеющими­ся средствами ее достижения. Если цель самостоятельно сформулирована лицом, принимающим решение, то исходя из условий принятия решений следует осмыс­лить еще и средства, которые необходимы для достижения этой цели, и сформули­ровать оптимальные связи между этими двумя категориями.

Практическим результатом осознания является моделирование процесса осу­ществления решения, т.е. установление определенной последовательности действий и оценка вероятных последствий этих действий. Оценка и анализ должны касаться полученной информации о содержании и состоянии ситуации, в которой принима­ется решение, и выбора тех способов достижения цели, которые принесут максимальный эффект.

Совершенно очевидно, что все эти процедуры в большой степени зависят от личности, принимающей решение, т.е. субъективного, волевого фактора, который имеет решающее значение в момент выбора одной из возможностей установления связи между целью и средствами, анализа доводов «за» и «против» при формулиро­вании модели и, наконец, при определении критериев, определяющих эффектив­ность осуществляемых действий.

Принятие решений является основной составляющей любой управленческой деятельности. Именно вокруг принятия решения вращается жизнь организации. Ре­шение может рассматриваться как конечный результат управленческого труда, а его принятие — как процесс, ведущий к появлению этого конечного результата. Под управленческим решением можно понимать обдуманный вывод о необходимости начала процесса осуществления непосредственных действий, связанных с достиже­нием поставленных перед организацией и ее работниками целей и задач, либо, на­оборот, вывод об отказе от этих действий. Необходимость принятия решений обу­словлена возникновением в процессе жизнедеятельности организации проблем, т.е. сложных теоретических вопросов или практических ситуаций, характеризующихся разрывом между тем, что есть в действительности, и тем, что должно быть.

Принятие решения представляет собой сознательный выбор из существующих вариантов и альтернатив, сокращающих, как говорилось выше, разрыв между же­лаемым и действительным положением дел в организации. Данный процесс включа­ет много различных элементов, но в нем непременно присутствуют такие состав­ляющие, как проблемы, цели и задачи, альтернативы и решения как выбор альтернативы.

Принятие решений в организации характеризуется как:

-сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;

-поведение, основанное на достоверной входящей информации, а также миссии организации;

-процесс четкого взаимодействия членов организации;

-выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния орга­низационной среды;

-одна из основных частей общего процесса управления;

-одна из основных функций ежедневной работы менеджера;

-важная составляющая выполнения всех других функций управления.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Какие элементы необходимы для принятия решения?

2.Что относится к общим функциям РУР?

3.Какие основные функции решений существуют?

4.Назовите этапы процесса принятия и реализации управленческого решения?

5.Что такое принятие решений в организации?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...