Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Обеспечение качества принимаемого решения




1. Суть и содержание понятий: качество, качество управленческой дея­тельности, качество управленческого решения

Качество управленческого решения есть частное проявление общего понятия качества. Последнее может быть определено как совокупность свойств и особенностей объекта и достигаемая в соответствии с этим степень удовлетворе­ния потребности в нем. Понятие качества имеет объективные характеристики, ко­торые фиксируются в нормативных документах (ГОСТы, ТО и т.п.). Однако для каждого конкретного потребителя качество имеет и свои индивидуализированные признаки, которые определяются особенностями данной личности и ее потребно­стью. Качество управленческого решения — это степень соответствия вырабо­танных теоретических рекомендаций по обоснованию цели и путей ее достижения той реальной проблеме, которая является предметом решения. Качество управ­ленческой деятельности — это степень соответствия ее общепринятым требова­ниям или стандартам. Обычно о качестве управленческой деятельности судят по качеству управленческих решений.

Осуществляя выбор альтернативы, лицо, принимающее решение, стремится обеспечить самое высокое качество выбора, возможное в конкретных условиях. Понятие качества управленческого решения достаточно неоднозначно:

во-первых, потому что в полной мере оно может быть оценено только после того, как решение реализовано;

во-вторых, недостатки в реализации могут свести на нет высокое качество решения на этапе его теоретического обоснования.

Некоторые авторы считают, что качество управленческого решения может быть выявлено только по совокупным результатам деятельности того объекта, на который данное решение направлено. С этим утверждением вряд ли можно согла­ситься, учитывая вышесказанное. Кроме того, каждое отдельное решение может быть вполне качественным, но в совокупности в силу каких-либо причин они не дадут того эффекта, на который можно было рассчитывать. Несомненно, такой от­рицательный результат может сложиться из-за резко изменившихся объективных условий или в связи с несоблюдением какого-либо принципа обеспечения высоко­го качества решения.

Методически, на наш взгляд, правильно раздельно рассмотреть качество решения на стадии его принятия и эффективность решения на стадии его реа­лизации, хотя в реальной жизни эти два показателя переплетены достаточно тесно.

Качество управленческого решения — это степень соответствия управленче­ского решения внутренним требованиям (стандартам) организации. При разработ­ке и реализации управленческого решения руководитель должен уделять внимание каждому этапу процесса разработки и реализации управленческого решения. Каче­ство каждого этапа вносит существенный вклад в общую оценку качества всего управленческого решения. Качество измеряется в относительных единицах от 0 до 1. Низшему качеству управленческого решения присваивается значение 0, а выс­шему — 1. Общее качество УР вычисляется как произведение значений качеств всех составляющих ее этапов, стадий и операций, выполняющихся последователь­но.

Пример. Каждое управленческого решения требует последовательного вы­полнения восьми процедур. Рассмотрим простейший случай, когда каждая проце­дура имеет только одну операцию. При этом значения качеств процедур оценива­лись следующими величинами:

-информационная подготовка — 0,8;

-разработка вариантов УР — 0,7;

-согласование вариантов —0,8;

-выбор одного варианта — 0,7;

-утверждение варианта УР — 0,8;

-реализация УР — 0,7;

-контроль выполнения — 0,7;

-информирование — 0,8.

Значение качества каждой операции само по себе хорошее. Однако общее качество управленческого решения будет равно 0,098. Это очень низкий уровень. Поэтому только при профессиональном отношении ко всем составляющим процес­са разработки и реализации управленческого решения можно обеспечить приемле­мое качество всего управленческого решения.

Низкое качество управленческих решений также связано с их огромным ко­личеством, неконкретным характером рекомендаций, имитирующих решение про­блемы (ускорить разработку, повысить качество, предотвратить), без указания кон­кретных мер и сроков, отсутствие делегирования, приводящее к чрезмерной пере­грузке руководителя и усилению отрицательного воздействия личностных факто­ров: низкий авторитет руководителя, решение которого вызывает сомнение у ис­полнителей и потому удлиняет сроки реализации решения, приводит к конфликтам в коллективе. Низкий авторитет руководителя может быть связан с переоценкой им собственной квалификации, неуверенностью в себе, неумением четко и ясно изло­жить свою позицию, взять на себя ответственность за принимаемое решение.

Необходимость постоянного повышения качества решения, таким образом, должна базироваться на правильном подборе кадров на должности, связанные с принятием решения. В основе подбора должны лежать прежде всего соответст­вующие личностные характеристики, поскольку недостаток квалификации может быть преодолен путем систематического ее повышения как в области общей тео­рии менеджмента, так и в теории принятия управленческих решений.

 

Условия качества

Первым общепринятым условием качества управленческого решения яв­ляется его научная обоснованность, т.е. знание объективных законов развития сис­темы и конкретного объекта, применительно к которому принимается решение. Необходимо уметь прогнозировать тенденции развития объекта управления, рас­полагать полной, достоверной, своевременной информацией, знать основные ре­комендации теории принятия решения. Столь серьезные требования к научной обоснованности достаточно остро ставят вопрос о широком привлечении в качест­ве консультантов как специалистов со стороны, так и сотрудников собственного учреждения. Вторым условием является системность, которая включает, с одной стороны, логическую связь между целями и методами их достижения, с другой — единство подхода к решению разных проблем, связанных между собою, вытекаю­щее из стратегии организации. Третье условие — своевременность принятия ре­шения, которая означает, что время, затраченное на принятие и реализацию реше­ния, должно соответствовать реальным условиям функционирования объекта, т.е. результат должен быть получен в тот срок, когда он может быть в полной мере эффективен.

Совершенно очевидно, что первые два условия находятся в противоречии с третьим, поскольку научная обоснованность включает сбор информации, который требует времени, а системность предполагает формулирование принципов построения системы решения, что также требует времени. В реальной жизни разрешение этого противоречия достигается на основе либо накопленного практи­ческого опыта, либо интуиции лица, принимающего решение.

Четвертое условие: следует помнить, что качество решения — понятие от­носительное, что при изменении ситуации возникает необходимость либо частично изменить, либо полностью отказаться от принятого решения. Это вовсе не означа­ет, что данное решение было в принципе неправильно. Психологически следует быть готовым к тому, что такая ситуация возникнет, необходимо рассматривать ее как совершенно нормальную и уделять больше внимания прогнозированию разви­тия ситуации и формулированию запасных вариантов реакции на эту ситуацию.

Вновь очевидно, что это условие противоречит второму, ибо вынуждает ино­гда под воздействием объективных условий переходить к совершенно иной систе­ме решений. Это логическое противоречие не является надуманным, а отражает реальные противоречия жизни.

Пятое условие — практичность. Любое самое великолепное решение будет абсолютно бессмысленным, если организация не располагает возможностями для его реализации в ограниченные сроки и при имеющихся ресурсах. Этот вопрос подробно рассмотрен выше.

Шестое условие качества решения — его правомочность. Это означает, что решение должно приниматься тем лицом или органом, которое имеет соответст­вующее законное основание его принимать.

Повышению качества решения способствует также четкая проработка проце­дуры принятия решения. Должны быть решены следующие вопросы:

1.где и кто принимает решение?

2.какие решения принимаются на отдельных ступенях иерархии?

3.с кем должно быть согласовано решение?

4.кто должен быть проинформирован о принятых решениях?

5.какие сроки и формы контроля установлены за исполнением принятых решений?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...