Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние паники на подготовку управленческих решений




Паника (состояние паники ) — это кратковременная потеря системности в мыслительной деятельнос­ти человека при подготовке и реализации решения. Системность выражается в логике мышления, ис­пользовании накопленных знаний и приобретенного опыта, представлении себя в качестве объекта и субъекта управления.

Паника — составляющая стресса человека. Стресс — это состояние или процесс повышенного нервного напряжения из-за наличия напряженных или исключительных ситуаций, вызывающих страх. Общие положения теории стресса были сформулиро­ваны Г. Селье в 1963 г. В состоянии паники человек (или группа людей) может временно потерять спо­собность разумно принимать или оценивать решения, нацеленные на преодоление обстоятельств, вызыва­ющих страх. Осмысленный процесс деятельности че­ловека или группы людей характеризуется использо­ванием имеющихся знаний и опыта для разработки решений в виде выводов или конкретных действий.

Состояние паники оказывает существенное влия­ние на мыслительную деятельность человека: снижа­ет эффективность интеллектуальных процессов мыш­ления и повышает действенность простых, много­кратно применяемых действий. Положительные аспекты: активизация психики и ускорение психи­ческих процессов, улучшение гибкости мышления и оперативной памяти. Отрицательные аспекты: ухудшение понимания и мышления, скованности или хаотичности движений (предложений), затруднение самоконтроля и прогнозирования, неоднозначность восприятия и обработки информации.

Выделяют особенности влияния индивидуальной и коллективной паники на трех этапах: при подготов­ке решения, при выполнении решения, при функ­ционировании результата решения.

Первый этап характеризует профессионализм бу­дущего решения. Разработка решения предполагает участие как специалистов в экономической, техно­логической и других сферах деятельности, так и ру­ководителей соответствующих подразделений орга­низации. Увеличение числа работников, принимающих участие в разработке решения, уменьшает влияние паники и может даже исключить ее полностью. Однако стоимость такого решения возрастает, что может су­щественно отразиться на себестоимости продукции. К непредсказуемым трудностям, вызывающим страх и панику, относятся: падение курса валют или акций, вы­ход на освоенный рынок продукции конкурента и т.д.

На втором этапе — выполнение решения — базой для паники может быть несоответствие реальных ус­ловий выполнения решения запланированным. И это естественно, так как с течением времени ряд пара­метров может существенно измениться. Для долго­временных процессов реализации решений сущест­вует опасность нереагирования на малые сигналы предстоящей опасности.

На третьем этапе – результаты выполнения решения – базой для паники могут служить прямые и косвенные отрицательные последствия уже выполненного решения в экономической, социальной, экологической и других областях. Уменьшению вероятности паники способствует соответствие решения действующему законодательству и уставным документам организации, получение сертификатов и актов независимых экспертов.

Причины паники. Работа в условиях паники.

Причины паники: внешние и внутренние. К вне­шним относятся три группы причин:

-патологические медицинские заболевания и психо­логические расстройства;

-особые социальные обстоятельства;

-случайное стечение обстоятельств.

Внутренние причины, определяемые условиями работы:

-устойчивая изнуренность и крайняя утомленность работников;

-сильно пониженный тонус сознательной активности;

-повышенный уровень эмоциональной возбудимо­сти и активности внешней среды;

-потеря веры в руководство;

-несоответствие сильной значимости ситуации сла­бым ожиданиям;

-назначение паникера на руководящую должность;

-стечение обстоятельств.

Методология работы в условиях паники:

- моделирование типовых напряженных ситуаций, вызывающих страх как у самого участника тренин­га, так и у людей, за которых он ответствен, и отра­ботка действий по преодолению стресса;

- создание и поддержание в постоянной готовности спецсредств для пожаротушения, борьбы с навод­нением, эвакуации населения и техники во время стихийных происшествий и т.д.;

- формирование неприкосновенных запасов питания, энергии и других элементов жизнеобеспечения лю­дей и животных;

- страхование людей и их ответственности при дея­тельности повышенного риска;

- отработка профессиональных навыков организа­торской деятельности;

- уяснение и осознание приоритетов потребностей и интересов человека и общества;

- умение выбирать приоритеты целей личности, кол­лектива и общества;

- отработка навыков брать на себя ответственность за действия и жизнь подчиненных или подопечных людей;

- отработка навыков организовывать отдельных лю­дей и коллективы на рутинные виды деятельности;

- отработка навыков автономной организаторской деятельности в течение нескольких часов или даже дней;

- отработка навыков самовнушения, самостимулирования и самооценки.

Вопросы для самоконтроля

1.Дайте характеристику понятию «паника».

2.Каковы этапы влияния паники на управленческие процессы?

3. Назовите причины паники.

4.Какова методология работы в условиях паники.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Выбор управленческого решения должен быть продиктован интересами дела, с одной стороны, с другой - должен основываться на учете мнений подчиненных, либо согласовываться с «мозговым центром» (штабом) предприятия, включающим заместителей, руководителей подразделений, ведущих специалистов и др. Нравственная ответственность руководителя в принятии решений заключается в наиболее полном учете всех мнений (специалистов, коллектива и коллегиального органов). Такое решение позволяет: выразить общее мнение по конкретной проблеме, способствует проявлению взаимопомощи в достижении цели, реализации системного подхода, усилению деловой активности, повышению квалификации работников. Кроме того, воспитывается общая заинтересованность, чувство значимости и причастности работников к процессу управления. Это поднимает их в собственных глазах; обостряет субъективное ощущение коллективной ответственности за исполнение принятых решений.

В заключение предлагается ряд популярных рекомендаций по принятию качественных управленческих решений.

Прежде чем вникать в детали, постарайся получше представить проблему в целом.

Не принимай решений, пока не рассмотришь все возможные варианты.

Сомневайся. Даже общепризнанные истины должны вызывать сомнение.

Старайся взглянуть на стоящую перед тобой проблему самых разных точек зрения, даже если шансы на успех кажутся минимальными.

Ищи модель или аналогию, которая поможет тебе лучше понять сущность решаемой проблемы. Это может быть математическая формула, графическая модель (схема, диаграмма), словесная модель, репродукция и т.д.

Задавай как можно больше вопросов. Правильно заданный вопрос может радикально изменить содержание ответа.

Не удовлетворяйся первым решением, которое придет тебе в голову. Поищи другие. Найди в обоих решениях слабые места, сравни их друг с другом, выбери оптимальное.

Перед принятием окончательного решения поговори с кем-нибудь о своих проблемах. Всегда стоит послушать, что говорят другие. Они нередко видят то, что может ускользнуть от твоих глаз.

Не пренебрегай своими чувствами. Нельзя преуменьшать значение чувств, переживаний и интуиции. Как правило, они не обманывают.

Помни: каждый человек смотрит на жизнь и возникающие проблемы со своей, особенной точки зрения.

В учебном пособии был рассмотрен спектр вопросов, связанных с процедурой разработки, выбора, реализации и оценки эффективности управленческих решений. Глубокое изучение, осмысление, применение на практике повысит качественный уровень принимаемых решений, а, следовательно, и эффективность управленческой деятельности.

 

ГЛОССАРИЙ

Альтернати́ва — необходимость выбора одной из двух или более исключающих друг друга возможностей, а также каждая из этих возможностей.

Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления, которое основывается на знании объективных законов в сфере функционирования управляемой системы и анализа информации об её функционировании.

Ме́неджмент — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

Экспе́рт — специалист, приглашаемый или нанимаемый за вознаграждение для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми, менее компетентными в этой области.

Стратегическое планирование — это процесс создания и претворения в жизнь алгоритмов действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.

Мотива́ция — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Договор — решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств в коммер­ческих и некоммерческих сферах деятельности.

Инст­рукция — решение, устанавливающее порядок и спо­соб выполнения каких-либо действий.

Контракт — решение, обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств.

Концепция — система взглядов руководителя, отраженная в каком-либо документе.

Модель какого-либо процесса или явления — реше­ние, включающее набор определенных элементов и связей, который о заданной точностью воспроизводит реакции реального процесса или явления на входные воздействия.

Оферта — решение, обычно коммер­ческого характера, о предложении конкретному или любому лицу заключить сделку на указанных условиях.

План — решение, отражающее цели и конкретные за­дачи деятельности, средства, методы и время их реа­лизации (бизнес-план, план мероприятий по рефор­мированию и реструктуризации компании).

Пресс- релиз — специальные бюллетени для срочной публикации в средствах массовой информации.

При­каз — решение руководителя, облеченного властью в организации или крупном его подразделении.

Прото­кол — решение об отражении каких-либо событий.

Устав — набор правил, регулирующих деятельность каких-либо организаций, установленный государственными, международными или общественными орга­низациями.

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов.

Систе́ма — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Анализ — метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования.

Неопределённость — отсутствие или недостаток определения или информации о чём-либо.

Информа́ция — сведения, независимо от формы их представления, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации.

Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения»; осознанный образ предвосхищаемого результата.

Указ – решение главы государства, утвержденное парламентом.

Распоряжение – это решение руководителя, не наделенного административными функциями.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бирман JI.A. Управленческие решения: Учебное пособие.- М.: Дело. 2004- 208 с.

Зуб А.Т. Принятие управленческих решений: Учебное пособие.- М.:ИД «ФОРУМ»-ИНФРА-М. 2010-400с.

Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие.7-е изд.. стереотип. - М.: Новое знание, 2004 - 336 с.

ЛитвакБ.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. - 6-е изд.. испр.и доп.- М.: Дело, 2006 - 440 с.

Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход/ Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ «Март»; Ростов на/Д; издательский центр «Март», 2007. - 608 с.

Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений Учебник. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2011. - 450 с.

Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 344 с.

Управленческие решения: учебник по специальности «Менеджмент организа­ции» / Л.И. Лукичева, Д.Н. Егорычев; под ред. Ю.П. Анискина. / 2-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2007. - 383 с.

Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения: Учебник. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 496 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...