Вопрос 1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса
Важнейшим условием функционирования национальной экономики является равновесие между произведенным и использованным объемом валового внутреннего продукта, или равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Главный вопрос макроэкономической теории состоит в следующем: может ли в рыночной экономике быть обеспечена макроэкономическая стабильность, или равновесие совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости рабочей силы? Рассмотрим основные положения модели совокупного спроса и совокупного предложения. Совокупный спрос – это общее количество товаров и услуг, которое могут приобрести домашние хозяйства, предприятия, государство, иностранные покупатели при данном уровне цен в стране. Основными компонентами совокупного спроса являются: 1 – потребительские расходы домашних хозяйств (C); 2 – инвестиционные расходы предприятий (I); 3 – государственные закупки товаров и услуг (G); 4 – расходы на чистый экспорт (Xn). Объем совокупного спроса равен сумме спросов на конечную продукцию и определяется по формуле: AD = C + I + G + Xn Совокупный спрос выражает обратную зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства. Чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели, и наоборот. Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено потребителями при каждом возможном уровне цен. Отрицательный наклон кривой AD объясняется тремя важнейшими эффектами в рыночной экономике: эффектом процентной ставки; эффектом богатства, или эффектом реальных кассовых остатков;
эффектом импортных закупок.
Кривая совокупного спроса AD Общий уровень цен
1. Эффект процентной ставки. При более высоком уровне цен в условиях неизменной денежной массы в экономике повышается спрос на деньги, происходит рост процентной ставки, что вызывает снижение инвестиций предприятий и объема национального производства. Следовательно, эффект процентной ставки состоит в том, что более высокому уровню цен соответствует меньший объем реального ВВП. Эффекту процентной ставки особое значение придавал Дж. М. Кейнс (1883-1946), поэтому его называют эффектом Кейнса. 2. Эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков. Реальное богатство домашних хозяйств в виде акций, облигаций и других финансовых активов при повышении уровня цен в экономике уменьшается, происходит обесценение ценных бумаг. В результате снижения реального богатства понижается спрос потребителей на товары и услуги. Эффект богатства называют эффектом Артура Пигу (1877-1959). 3. Эффект импортных закупок. При повышении цен на отечественные товары покупатели увеличивают спрос на импортные товары, цены на которые не изменились, происходит сокращение экспорта товаров за границу, превышение импорта над экспортом. В результате роста общего уровня цен сокращается чистый экспорт (экспорт минус импорт) в совокупном спросе. Все рассмотренные эффекты связаны с изменением общего уровня цен на товары и услуги, то есть с изменением величины совокупного спроса в результате действия ценового фактора. Но на спрос воздействуют и неценовые факторы, происходит изменение количества покупок при прежнем уровне цен, кривая спроса смещается в новое положение – вправо или влево. Таким образом, следует различать изменения объема совокупного спроса, вызванные изменением уровня цен, и изменения самого совокупного спроса под влиянием неценовых факторов.
Изменение совокупного спроса AD Общий уровень цен, P
u eG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAPcFAAAAAA== " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">
К неценовым факторам совокупного спроса относятся изменения в расходах: 1 – домашних хозяйств (C); 2 – инвестиционных (I); 3 – государственных (G); 4 – расходах на чистый экспорт (Xn). Рассмотрим данные факторы. 1. Изменения в потребительских расходах. Потребители могут изменить характер закупок товаров независимо от уровня цен под влиянием следующих факторов: благосостояние потребителей; ожидания потребителей изменения доходов и инфляции; задолженность потребителей при покупке крупных товаров в кредит; изменение налогов. 2. Изменения в инвестиционных расходах. Предприятия могут изменять инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства при данном общем уровне цен в результате действия факторов: изменение процентных ставок; ожидаемая прибыль от инвестиций; налоги с предприятий; применяемые технологии; избыточные производственные мощности предприятий. 3. Изменения в государственных расходах. Рост государственных заказов на закупку товаров и услуг при данном общем уровне цен приводит к увеличению совокупного спроса. 4. Изменения в расходах на чистый экспорт. Изменения закупок отечественных товаров зарубежными потребителями приводит к изменению чистого экспорта (экспорт минус импорт), то есть изменению совокупного спроса под воздействием следующих факторов: изменение национального дохода; изменение валютных курсов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|