Вопрос 3. Бюджетный дефицит и государственный долг: сущность и социально-экономические последствия
Превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений в текущем году составляет бюджетный дефицит. Превышение доходов государства над его расходами образует бюджетный избыток (профицит). Большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом. По международным стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 5 % суммы валового внутреннего продукта. Способы финансирования дефицита госбюджета: денежно-кредитная эмиссия (монетизация); выпуск государственных займов; увеличение налоговых поступлений в госбюджет. В случае монетизации дефицита возникает сеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпов роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все хозяйствующие субъекты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. В условиях повышения уровня инфляции проявляется эффект Оливера—Танзи – сознательное оттягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в госбюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для откладывания уплаты налогов, так как за это время происходит обесценение денег, от которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти. При выпуске займов увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе и падению чистого экспорта. Проблема увеличения налоговых поступлений в госбюджет разрешается в долгосрочном периоде при осуществлении налоговой реформы при снижении налоговых ставок и расширении базы налогообложения.
Бюджетный дефицит существует в двух видах – структурный и циклический. Структурный дефицит представляет собой превышение государственных расходов над доходами в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Циклический бюджетный дефицит – это дефицит государственного бюджета, вызванный циклическим падением производства. В фазе циклического подъема объем национального продукта растет, поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате бюджетный излишек увеличивается и инфляционный бум сдерживается. В фазе циклического спада объем выпуска уменьшается, поэтому налоги автоматически снижаются, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада. Для уменьшения последствий бюджетного дефицита и стабилизации экономики государство проводит фискальную политику. Фискальная политика – это целенаправленное регулирование государственных расходов и налоговых поступлений для обеспечения полной занятости, стабильного уровня цен и экономического роста. Фискальная экономическая политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства и их использованию для решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика предусматривает привлечение государством денежных средств, их распределение и использование для воздействия на процесс воспроизводства. При осуществлении финансово-бюджетной политики государство регулирует экономические процессы, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, стимулирует эффективное использование производственно-экономического и научно-технического потенциала страны.
Фискальная экономическая политика государства включает дискреционную и недискреционную политику. Дискреционная (проводимая по усмотрению) фискальная политика представляет собой использование правительством государственных расходов и налогов для повышения реального ВВП и уровня занятости, уменьшения инфляции и стимулирования экономического роста. Дискреционная (дискретная) фискальная политика означает, что она вырабатывается государством в определенные периоды времени для того, чтобы гасить колебания экономического цикла, поддерживать в растущей экономике высокую занятость при умеренной инфляции. Фискальная политика является мощным методом воздействия на производство в масштабе страны и используется правительством для регулирования деловой активности. Экономическая политика государства проводится в условиях циклического развития экономики, в периоды подъемов и спадов производства. В связи с этим существуют стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада и направлена на экономический рост. В условиях спада происходит значительное сокращение инвестиционных расходов и совокупного спроса. В результате реальный ВВП уменьшается, падение производства сопровождается ростом циклической безработицы. Стимулирующая фискальная политика направлена на создание бюджетного дефицита, то есть превышения государственных расходов над налоговыми поступлениями. Государство осуществляет стимулирующую фискальную политику следующими методами: 1 – путем увеличения государственных расходов; 2 – путем уменьшения налогов; 3 – путем сочетания данных методов. Первым методом стимулирующей фискальной политики является рост государственных расходов. При росте государственных расходов в период спада в экономике происходит увеличение совокупного спроса, предприятия увеличивают инвестиции капитала в производство, повышается спрос на рабочую силу, растет объем национального продукта, сокращается безработица в масштабе страны.
Вторым методом стимулирующей фискальной политики в условиях спада является снижение налогов. При уменьшении налоговых ставок в масштабе экономики растут возможности предприятий и населения в увеличении деловой активности, увеличиваются инвестиции капитала, занятость рабочей силы, повышается объем реального ВВП. Сдерживающая, или ограничительная, фискальная политика осуществляется в условиях высокого уровня совокупного спроса, инфляционного роста цен. Увеличение совокупного спроса в экономике может быть вызвано резким ростом инвестиционных расходов или ростом чистого экспорта. Сдерживающая фискальная политика направлена на создание бюджетного избытка, то есть превышения налоговых поступлений над государственными расходами. Государство выполняет сдерживающую фискальную политику следующими методами: 1 – путем сокращения государственных расходов; 2 – путем повышения налогов; 3 – путем сочетания данных методов. Первым методом сдерживающей фискальной политики является снижение государственных расходов для замедления темпов инфляции. Снижение расходов государства вызывает сокращение совокупного спроса и уменьшение инвестиций. Цены опускаются до низкого уровня. При этом совокупный спрос сокращается на большую величину, чем снизились правительственные расходы. Вторым методом сдерживающей фискальной политики является повышение налогов. Следовательно, целью дискреционной фискальной политики является погашение колебаний экономического цикла и достижение высокой занятости без инфляции цен. В условиях недостаточных инвестиций в экономику и высокого уровня безработицы правительство путем изменения налогов и увеличения государственных расходов стимулирует частные инвестиции для достижения стабильной полной занятости. В условиях, когда частные инвестиции растут, повышаются цены и увеличивается конкуренция рабочей силы, правительство проводит политику высоких налогов и уменьшения государственных расходов. Занятость рабочей силы повышается, а темпы инфляции падают.
Таким образом, дискреционная фискальная политика помогает стабилизировать экономику, только если правительство своевременно определит тенденции в развитии экономики и быстро примет меры по регулированию закупок и налогов. Как же обеспечивается экономическая стабильность? В рыночной экономике существуют механизмы автоматической стабилизации независимо от действий правительства. Фискальная система включает, наряду с дискреционной политикой, недискреционные элементы автоматической стабилизации экономики. Существует механизм автоматического изменения величины поступающих налогов и расходов государства прямо пропорционально изменению величины ВВП. Недискреционная фискальная политика включает следующие автоматические, или встроенные, стабилизаторы экономики: 1 – автоматическое изменение налоговых поступлений; 2 – систему государственных трансфертов (в том числе пособия по безработице); 3 – систему участия в прибылях. В условиях подъема в экономике, активизации инвестиций, и увеличения объема производства на предприятиях растут доходы, что приводит к увеличению выплат налогов в бюджет без принятия правительством решений о повышении налоговых ставок. В результате повышения налоговых платежей сдерживается рост ВВП. В период инфляционного роста возникает превышение доходов над его расходами, что позволяет избежать «перегрева экономики» и наступления фазы спада производства в промышленном цикле. В условиях депрессии, сокращения производства и высвобождения рабочей силы происходит уменьшение ВВП и падение доходов. В результате поступление налогов в бюджет уменьшается без принятия решения правительством о снижении ставок налогов. Это приводит с созданию бюджетного дефицита, правительство увеличивает расходы для стимулирования инвестиций, выхода предприятий из депрессии и вхождения экономики в фазу подъема в промышленном цикле. Следовательно, действие налоговой системы является мощным фактором стабилизации экономики и смягчения колебаний промышленного цикла. Выплаты пособий по безработице и другие социальные выплаты. Фонд пособий по безработице формируется за счет налогов. В условиях экономического подъема резко возрастают выплаты в резервный фонд средств, что не допускает слишком больших расходов и повышения инфляции, приводит к замедлению роста ВВП. При спаде производства в периоды низкой занятости, когда увеличивается количество безработных, выплаты из фонда пособий по безработице увеличиваются.
Следовательно, резервный фонд пособий по безработице приводит к сдерживанию роста производства в фазе подъема экономического цикла. В фазе спада пособия по безработице вызывают увеличение доходов людей, а также стимулируют производство предметов потребления, что смягчает последствия спада. Система участия в прибылях. Стремление фирм сохранить уровень выплачиваемых дивидендов выступает стабилизирующим фактором при изменении доходов фирм, так как не позволяет значительно увеличивать выплаты при росте прибыли или уменьшать выплаты при падении прибыли. Аналогичным образом автоматическим стабилизатором выступают и личные сбережения. При росте доходов семьи стремятся часть дохода сберегать, что препятствует росту ВВП. При ухудшении экономической конъюнктуры семьи начинают использовать личные сбережения, что стимулирует развитие производства. Следовательно, система участия в прибылях и личные сбережения выполняют роль автоматических стабилизаторов в экономике и оказывают влияние на колебания ВВП в условиях промышленного цикла. Таким образом, автоматические, или встроенные, стабилизаторы в периоды экономических подъемов автоматически увеличивают налоговые поступления, сдерживают рост ВВП, способствуют созданию бюджетных излишков. В периоды спадов и сокращения ВВП они автоматически уменьшают налоговые поступления, стимулируют рост совокупных расходов и смягчают экономический спад, создают излишки бюджета. Однако встроенных стабилизаторов недостаточно для того, чтобы обеспечить полную стабильность экономики. Изменение налогов уменьшает размеры инвестиций фирм и размеры личного дохода, увеличивает склонность людей не потреблять, а сберегать. Кроме того, дискреционная фискальная политика, проводимая государством, позволяет осуществлять финансирование народного хозяйства, изменять ставки налогов, выполнять социальные программы. Внутренние стабилизаторы обеспечивают частичное уменьшение колебаний экономики. Для поддержания полной стабильности государство должно проводить политику государственных расходов и налогов. Для этого правительство формирует государственный бюджет за счет налогов и других поступлений, а затем использует бюджет для развития экономики и перераспределения доходов населения. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Даже бездефицитный госбюджет не является признаком здоровья экономики, если у государства имеется большой долг. Ежегодный дефицит может покрываться либо путем эмиссии денег, либо за счет роста государственного долга. Если в стране существует бюджетный дефицит, правительство вынуждено искать способы, чтобы покрыть превышение уровня своих расходов над величиной бюджетных поступлений. В большинстве случаев оно занимает средства у населения и фирм, продавая государственные облигации. (Облигация – это обязательство выплатить ее владельцу в определенный момент в будущем установленную сумму денег). Государственный долг представляет собой накопленную сумму задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг. Внутренний государственный долг – задолженность государства населению и фирмам данной страны, являющимся держателями государственных ценных бумаг. Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более что задолженность обычно увеличивается при росте ВВП. Целесообразно использовать относительные показатели задолженности, к которым относятся следующие: • показатели, характеризующие долговое бремя в долгосрочном периоде, то есть степень зависимости национальной экономики от прошлого притока иностранного капитала – отношение суммы долга к ВВП, отношение суммы долга к экспорту товаров и услуг; • показатели потока, в прямой зависимости от величины которых находится потребность в краткосрочной корректировке внешнеторговой и валютной политики, что обусловлено уравновешиванием платежного баланса: а) отношение суммы обслуживания долга к ВВП, б) отношение суммы обслуживания долга к экспорту товаров и услуг. Кроме того, в макроэкономическом анализе используется сравнительная динамика таких показателей, как отношение ВВП к численности населения страны и отношение долга к численности населения. Государственный долг увеличивается, когда возникает дефицит госбюджета, и правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, не возмещаемые за счет налоговых поступлений. При избытке бюджета, напротив, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, то есть погасить свой долг. Бюджетный дефицит и государственный долг имеют социально-экономические последствия. Рост государственного долга способен сократить запас капитала в экономике. Тот, кто владеет государственными бумагами, вместо них мог бы вложить средства в покупку акций предприятий или предоставление кредитов, финансируя инвестиции в физический капитал. Если по мере роста бюджетного дефицита сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга уменьшает акционерный капитал относительно его потенциальной величины. С сокращением запасов акционерного капитала уменьшаются и возможности выпуска продукции по сравнению с потенциальными. А это означает, что наличие бюджетного дефицита приводит к снижению уровня жизни в будущем. В промышленно развитых странах, имеющих приемлемые темпы инфляции, главная опасность дефицита заключается в эффекте вытеснения. Рост дефицита полной занятости вытесняет частные инвестиции в результате увеличения реальной процентной ставки. Чем больше дефицит, тем выше объем сбережений, используемых для государственных расходов, и тем меньше величина средств, доступных для финансирования инвестиций. Рост реальной процентной ставки и соответствующее ему сокращение нормы инвестиций рано или поздно приводят к снижению уровня жизни. В этом состоит бремя государственного долга. Процентные платежи по государственному долгу могут стать непомерно высокими. Правительство, регулярно выплачивая проценты по долгу, ищет способы облегчения этого бремени. Одним из вариантов решения данной проблемы является увеличение налогов. Однако рост налогообложения отрицательно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике. Так же, как подоходные налоги снижают само желание работать, налоги, увеличенные с целью выплаты процентов по долгу, отзываются сокращением выпуска продукции. Кроме того, правительство может столкнуться с политическими осложнениями. Возникает порочный круг: если долг велик, то и процентные выплаты по нему велики, однако именно из-за высоких процентных платежей правительству приходится прибегать к новым займам, чтобы выплачивать старые, а это означает дальнейшее нарастание долга. Использование такого источника финансирования дефицита госбюджета, как эмиссия денег, в конечном счете может привести к инфляции. Однако между государственным долгом, бюджетным дефицитом и эмиссией дополнительного количества денег не существует автоматической связи. Страна, имея дефицит госбюджета, еще достаточно долго не ощущает тяжести проблем, а небольшой дефицит способен сохраняться практически постоянно. В этом случае величина государственного долга относительно объема ВВП может даже уменьшаться, несмотря на факт наличия дефицита госбюджета. Причина заключается в том, что в экономике с устойчивым ростом доходов долг может расти, не выходя за пределы допустимых границ. И только тогда, когда дефицит увеличивается настолько, что рост долга ведет к значительному опережению роста доходов, экономика сталкивается с реальными трудностями. Действительно серьезной проблемой является продолжительный и значительный дефицит госбюджета, который при его финансировании может привести к инфляционной денежной эмиссии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|