Вопрос 2. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы бюджета
Главенствующее положение в системе финансов занимает государственный бюджет, который является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. (Англ. budget — сумка). Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении государства, и используемый им для выполнения своих функций путем распределения национального дохода. Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. По своей внешней форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). В разных странах мира бюджетная система имеет свои особенности, что обусловлено государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики и некоторыми другими специфическими чертами. Основными считаются две формы государственного управления: унитарная и федеративная. В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Англия, Польша), как правило, сосуществуют бюджеты двух уровней: государственный и местные. В федеративных государствах (Россия, Германия, США, Канада) — трехуровневые бюджеты: федеральный бюджет, членов федерации (республик, штатов, кантонов) и местные бюджеты. Разнообразием отличается и система местных бюджетов, отвечающая административно-территориальному делению соответствующей страны.
Бюджет выполняет следующие функции: • распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода); • контрольную (в движении бюджетных ресурсов проявляется финансовое состояние экономики, что упрощает контроль • регулирующую (через изменения расходов и доходов бюджета государство влияет на экономику: смягчает спады производства, снижает уровень безработицы, то есть проводит стабилизацию). Государственный бюджет состоит из двух частей: он имеет доходную и расходную части. Основным источником доходов госбюджета являются налоги. Расходная часть госбюджета предназначена для финансирования национальной экономики, проведения социальной политики, финансирования обороны, управления, внешнеэкономической политики и государственного долга. Существуют различные классификации государственных расходов. Выделяют так называемые трансформационные и трансфертные расходы. К трансформационным (государственные закупки) относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату из бюджета заработной платы. При трансфертных расходах затраты государства производятся в форме прямой передачи средств. Другая систематизация расходов связана с институциональным направлением. Принцип, на котором она основана, — распределение средств по исполнительным структурам государственной власти. Используется и функциональный принцип классификации расходов. На его основе расходы группируют по целевому назначению: • военные; • экономические; • на социальные цели; • на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность; • на содержание аппарата управления. Выполнение государством своих экономических функций посредством фискальной политики требует формирования государственных денежных средств путем налоговых поступлений. Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.
Налоги возникли в глубокой древности, при появлении товарного производства и государства, и выражают изъятие государством части валового внутреннего продукта для удовлетворения потребностей общества. Современная система налогообложения выполняет следующие функции: 1 – фискальную, то есть поступление денежных средств в государственный бюджет и обеспечение финансирования государственных расходов (Шотл. fisk – государственная казна); 2 – регулирующую, то есть стимулирование развития отдельных отраслей путем дифференцированных налоговых ставок; 3 – социальную, то есть смягчение неравенства в доходах различных социальных групп путем взимания более высоких налогов у более обеспеченных слоев населения. В функциях налогов наиболее полно проявляется их сущность. Фискальная функция налогов состоит в аккумулировании средств в государственном бюджете, связанной с производством общественных благ. Традиционной функцией налогов является перераспределение богатства и дохода. Рыночное распределение доходов приводит к тому, что некоторые члены общества не в состоянии воспользоваться результатами общественного производства. Чтобы устранить диспропорции в накоплении и предотвратить сокращение долговременного экономического роста, государство прибегает к налоговым инструментам. Регулирование экономики – функция, которая «дополняет» рыночный механизм. Она особенно актуальна в условиях, когда рынок не в состоянии обеспечить освоение всех экономических ресурсов (например, в случае прогрессирующей безработицы) или не способствует их рациональному использованию. Стимулирующая функция тесно связана с созданием условий для экономического роста. Если налоговая система побуждает каждого экономического субъекта повышать предложение товаров и услуг с одновременным увеличением эффективности, то именно в этом случае через стимулирование может достигаться экономический рост. Налоги классифицируют по нескольким признакам. По принципам построения (зависимости величины налога от величины дохода): - пропорциональный налог – величина налога растет пропорционально величине дохода, доля налога в доходе остается постоянной;
- прогрессивный налог – возрастание налога опережает рост дохода, у большего дохода изымается большая часть; - регрессивный налог – возрастание налога меньше, чем возрастание налога дохода. У большего дохода изымается меньшая часть. По способу взимания: - прямые налоги, уплачиваемые с дохода и имущества физических и юридических лиц; - косвенные налоги, уплачиваемые в цене товара. По сфере распространения: - общегосударственные налоги, поступающие в государственный бюджет; - местные налоги, поступающие в местные бюджеты. Основными видами налогов, формирующими доходы госбюджета, являются подоходный налог, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный налог и налог на недвижимость. Взимание подоходного налога обеспечивает основную массу поступлений в госбюджет. Подоходный налог с физических и юридических лиц является прямым налогом и взимается по прогрессивной шкале с личного дохода граждан и дохода предприятий и фирм после вычета необлагаемого минимума. Налог на недвижимость относится к прямым налогам и уплачивается за пользование производственными и непроизводственными фондами предприятий. Бюджетные организации налогом на недвижимость не облагаются. Налог на добавленную стоимость (НДС) является вторым по величине в доходной части госбюджета. Налогом на добавленную стоимость облагается заработная плата, амортизация, прибыль, процент за кредит, затраты на электроэнергию. НДС представляет собой косвенный налог и включается в оптовую цену товара, носителем данного налога является покупатель. Акцизный налог (акциз) выступает косвенным налогом, которым облагается продукция, имеющая монопольные цены и устойчивый спрос. Этот налог уплачивается в цене товара (на табачные, винно-водочные изделия, бензин, билеты на транспорт и другие), его носителем является покупатель. Формирование госбюджета на основе налоговых поступлений позволяет государству осуществлять финансирование национального хозяйства за счет средств госбюджета, то есть за счет государственных расходов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|