Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место географии в системе школьного образования




Введение

Выбранная мною тема для написания курсовой работы по географии - «Нравственное воспитание школьников в процессе преподавания начального курса географии» - имеет достаточно большую актуальность в современных условиях преподавания. Связано это с тем, что из-за ориентации системы образования Республики Беларусь в последние годы на развивающие аспекты образования и перехода на личностно-ориентированное обучение особую актуальность приобретает вопрос «Для чего учить школьников?». Ценности географического школьного образования до сих пор раскрыты, на мой взгляд, недостаточно. Они выводятся, как правило, из содержания изучаемого, а не из функций учебного предмета.

Причина состоит в том, что длительное время в педагогике господствовала материалистическая философия, пренебрегавшая исследованиями духовных сторон человеческого бытия. К тому же ориентация образования исключительно на изучение основ наук не требовала выяснения его гуманитарной сущности и личностных предпочтений обучаемых. Современному учителю надо осознавать, в чем состоят цели обучения предмету, каковы его гуманитарные функции и как их реализовать в своей школьной практике.

Главная цель работы - всесторонне и комплексно исследовать способы нравственного воспитания школьников в процессе преподавания начального курса географии. Исходя из поставленной цели, можно выделить задачи, которые надо решит в процессе написания работы, а именно:

1. Дать характеристику географии как учебному предмету.

2. Определить место географии в системе школьного образования.

.   Проанализировать структуру содержания начального курса географии.

.   Выявить возрастные особенности учащихся.

.   Охарактеризовать нравственное воспитание как приоритетное направление в педагогике.

.   Описать основные методики формирования нравственности на уроке географии.

Объект исследования - современные методические принципы и правила преподавания в школе. Предмет исследования - современные концепции преподавания географии в школе.

При написании работы мною были использованы исследования отечественных авторов по вопросам преподавания географии, педагогики, школьного образования. Наиболее ценными оказались исследования и монографии следующих авторов: Бабанского Ю.К., Краевского В.В., Лебедева о.Е., Мышинской Р.П., Самсонова Н.В., Тупикиной Н.Ф., Щенева В.А. Полный список использованных источников представлен в конце работы.

Курсовая работа имеет стандартную структуру и состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы.


Глава 1. География как учебный предмет

Место географии в системе школьного образования

 

География как учебный предмет - это единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы).

Объект изучения географии - законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География - одна из древнейших наук для преподавания. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 в н. э. Расцвет западной географической традиции приходится на эпоху Возрождения, которая отмечается переосмыслением достижений эпохи позднего эллинизма и значительными достижениями в картографии, которые принято связывать с именем Герхарда Меркатора. Основы современной академической географии в 1-й половине XIX века заложили Александр Гумбольдт и Карл Риттер.

Школьный учебный предмет «География» направлен на развитие интеллектуального и духовного потенциала молодёжи; подготовку учащихся к разносторонней деятельности в географической среде окружающего их пространства; достижение умения объективно оценивать события, происходящие в обществе; воспитание гражданственности и патриотизма.

Посредством предоставления учащимся возможностей получения знаний о закономерностях развития природы, населения и экономики осуществляется формирование географического мышления.

География даёт всесторонние знания о мире и его регионах, необходимые для объективного познания природных, социальных, экономических и политических процессов, позволяет понять, что развитие природы и общества - единый процесс, формирует чувство личной ответственности за современное и будущее состояние окружающей среды и человеческого общества.

В период усиления глобализации процессов в мире география как одна из комплексных естественнонаучных дисциплин призвана изучать мировые проблемы человечества. Географические знания о динамике глобальных и локальных природных и социально-экономических, экологических процессов, происходящих в природе, позволяют наметить пути оптимизации взаимодействия человека и природы, стабилизации непрерывно возрастающего давления антропогенного влияния на природную среду обитания человека.

Как отмечают Мышинская Р.П. и Щенев В.А., «посредством географии формируется понимание экологических, экономических и социальных проблем в мире». Противоречия между возрастающими масштабами хозяйственной деятельности людей и географическим пространством приводят к нарушению устойчивости природных систем, к необратимым их изменениям. Роль географии заключается в изучении деятельности человека как геологической силы и поиске путей предотвращения глобальной экологической катастрофы, связанной с антропогенным воздействием на природу. Культурологический подход в изучении географии содействует формированию у молодёжи ценностных ориентаций.

География как комплексная наука развивает два основных географических направления: естественно научное (система физико-географических наук) и общественное (система наук социально-экономической и политической географии). Географии как предмету отводится ведущая роль в познании закономерностей развития природы, населения и его хозяйства, в решении жизненно важных проблем взаимодействия общества и природы в мире и Республике Беларусь.

Каковы цели учебного предмета начального курса географии?

Главная цель начального географического образования в общеобразовательных учреждениях - формирование у учащихся системы взглядов на мир, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, необходимых для профессиональной деятельности и непрерывного образования. В процессе усвоения учебного предмета решаются определенные задачи.

Так, в области усвоения основных знаний и умений ставятся следующие цели:

· овладение системой терминов, понятий и теорий, объясняющих размещение и развитие природных и хозяйственных процессов на Земле;

·   познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях;

·   уяснение причинно-следственных связей между явлениями и процессами, происходящими в географической оболочке;

·   усвоение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства отдельных территорий и стран земного шара;

·   усвоение знаний о географии Беларуси, включая геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы и особенности рационального природопользования;

·   усвоение закономерностей размещения населения и хозяйства в связи с природными, социальными и пространственными факторами, особенностями адаптации человека к условиям проживания;

·   формирование умений и практических навыков составлять характеристики природных и хозяйственных объектов и явлений с помощью разных источников информации; работать с картографическими материалами;

·   развитие умений ведения наблюдений за природными и хозяйственными процессами и комплексного анализа их результатов;

·   углубление географических знаний о Земле, совершенствование методологических подходов в изучении географии.

Далее перечислим цели в области формирования личности:

· формирование географической культуры, воспитание культуры труда, настойчивости, такого качества, как умение преодолевать трудности в достижении поставленной цели;

·   развитие пространственного и логического мышления учащихся, смысловой и механической памяти, воображения, способности восприятия различных видов наглядности;

·   формирование у учащихся опыта самостоятельной творческой деятельности.

В области формирования мировоззрения можно выделить такие цели:

· понимание взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, комплексного географического подхода в решении проблемы устойчивого развития своей страны;

·   оценка влияния международного географического разделения труда, социально-экономических контрастов и региональных конфликтов на мировую и региональную политику и экономику;

·   восприятие научной картины природы Земли как среды обитания и трудовой деятельности людей;

·   воспитание любви к природе и бережного отношения к национальным богатствам;

·   воспитание патриотизма, формирование интереса к географическим объектам и явлениям, к географической науке;

·   формирование умений применять географические знания для объяснения событий внутригосударственной и международной жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...