Структура содержания начального курса географии
Учебный предмет «География» обычно включает следующие четыре школьных курса: · «Начальный курс географии» (6-7 классы); · «География материков и стран» (8-9 классы); · «География Беларуси» (10 класс); · «Общая география» (11 класс). «Начальный курс географии» имеет главную цель - в самой общей форме дать представление о Земле как крупном природном комплексе, его структуре, о взаимосвязях земных оболочек, о населении, политической карте, природных ресурсах, хозяйственной деятельности и структуре хозяйства. Основные задачи начального курса географии: · сформировать общее представление о Земле, её форме, размерах, движении, внутреннем строении; особенностях населения, структуре основных отраслей хозяйства; · представить начальные знания о географических картах, как особом языке географии, а также показать значение их в жизни и хозяйственной деятельности людей; · привить учащимся необходимые практические навыки ориентирования на местности и составления простейших планов, вычисления расстояний с помощью масштаба, определения географических координат с помощью географической сетки, проведения простейшей глазомерной съёмки; наблюдения за природными, производственными и социальными объектами и явлениями окружающей среды на краеведческом материале; · подготовить учащихся к изучению географии материков и стран, Республики Беларусь. В рамках данной курсовой работы мне хотелось бы рассмотреть те стороны изучения географии, которые особенно важны в реализации современных педагогических целей. При относительно малом объеме географической характеристики можно говорить лишь о доминирующих ценностных основаниях этого курса, хотя сами они пока еще в начале исследования. Ценности географического образования во многом связаны с реализацией его функций. К их числу относятся такие группы, как:
· познавательные; · развивающие; · мировоззренческо-воспитательные. В современной педагогике выдвигается идея рассматривать содержание как систему знаний, умений и ценностных ориентаций. Познавательная функция является исходной, базовой. Географическая картина мира, приоритетная цель школьной географии, не может быть полной без географии своей Родины, а система формирования этой картины − без ее изучения. Мировой опыт достаточно убедительно подтверждает это. «В том-то и состоит ценность географии, − подчеркивает французский историк Ф. Бродель, - что благодаря ей действительность предстает перед нами во всей своей густоте и протяженности, во всем многообразии составляющих ее элементов». Эту оценку прежде всего надо отнести к географии своей страны. Изучая его, школьники выявляют самое характерное в природном облике, населении и его хозяйстве, постепенно создавая образ той части географического пространства, на которой расположен свой край. Современное обучение должно опираться на личный познавательный и практический опыт учащихся, на знание своего ближайшего окружения, его особенностей и отличий, путей развития, учитывать потребности и интересы обучаемых, которые в значительной мере связаны со своей страной. Именно его познание имеет первостепенную важность, хотя и не сводится только к нему. Все чаще в научной, а вслед за ней и в учебной литературе используется понятие «уникальная территория». Ее уникальность чаще всего выражается в культуре населения, но не только. Компонентов уникальности много, каждое место уникально по-своему. Речь идет о концентрации памятников культуры и истории, своеобразии природы, единстве природы и жизни населения.
Вспомним хотя бы о Полоцке, крупнейшем православном центре Беларуси, о древнем городе Витебске на реке Двина и т.д. Они дополняют друг друга и воспринимаются как единое целое. На территории каждой области найдется много природных и историко-культурных объектов, рассматриваемых в единстве и, следовательно, с географической точки зрения. Осмысление пространства своей области как уникального - еще один элемент ценностного отношения к ней. В процессе изучения школьники выявляют самое характерное в природе, населении и его хозяйстве, постепенно создавая образ той части географического пространства, на которой расположен свой край. Изучая, например, Минскую область, учащиеся узнают, что значительную часть ее пространства занимают акватории живописных озер − Нарочь, Свитязь и т.д. Много ли на карте Беларуси подобных субъектов? А ведь они определяют многие природные и экономические стороны жизни населения. География, соединяя в себе природные и социально-экономические элементы знания, помогает создать яркую и сочную картину жизни в самых различных ее проявлениях. Важнейшая познавательная функция − научить учащихся умению самостоятельно получать информацию и прежде всего из книг и карты. Для местной географии это важно потому, что при ее изучении используется особенно большое количество самых различных источников информации и способов работы с ними. По мнению С.Ф. Егорова, курс географии «располагает большими возможностями удовлетворить социальные потребности учащихся». К социальным целям изучения географии своей области прежде всего отнесем возможности адаптации учащихся к жизни в социальных условиях своего края. Современная география любую территорию рассматривает как арену жизни людей с их социальными, культурными, национальными, духовными интересами, со своими потребностями и привязанностями. Многие проблемы социализации связаны с содержанием географии. Каждый из нас живет в трех мирах - мире природы, культуры, в социуме. География помогает познанию социального мира, обязана показать окружающий мир таким, каким он является на самом деле, сделать правильный выбор жизненного пути, освоить социальные роли. Многими нитями человек связан с тем местом, где он родился и живет. Ценность географии − в ознакомлении и истолковании текущих событий социально-экономического характера, природных отличий и тем самым в создании ценностных отношений. Географическое содержание не бесстрастно. Учащиеся не только усваивают знания и умения, но и с помощью учителя вырабатывают свое отношение к изучаемому.
Таким образом, содержание географического образования предполагает: а) осмысление учащимися места географии в жизни общества и усвоение истории её развития; б) приобретение умений ориентирования на местности, анализа и составления графиков, таблиц, карт, структурно-логических схем; пользования географической картой, статистическими материалами, справочниками, научной и научно-популярной литературой; в) формирование представлений о пространственном многообразии современного мира, о его общих и региональных особенностях и в динамике; о природных, этнических, социальных, хозяйственных, культурных, религиозных и других процессах, протекающих на разных уровнях, - материков, крупных регионов, стран, Республики Беларусь; г) выработку понимания причинно-следственных связей и пространственно-временных закономерностей между географическими явлениями и процессами, предвидения результатов тех или иных действий по отношению к природной среде; д) овладение умениями использовать физико-географические знания для объяснения и оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических явлений и процессов, интерпретировать и использовать географическую информацию в повседневной практике. Идти к личности можно разными путями, в том числе с помощью содержания. Каждому живущему в той или иной местности надо хорошо знать ее, свое природное и экономическое окружение, понимать, почему люди живут так, а не иначе, каковы возможности ее изменения к лучшему. Постепенно возникает чувство территории своей малой родины, понимание ее своеобразия и «особости». Есть «магия места». Психологи, да и географы знают, что место обладает колоссальной силой воздействия, каждая местность накладывает отпечаток на внешний облик, психический склад человека и другие стороны личности. Различен национальный характер представителей разных народов, но есть различия и у жителей разных мест. Минчане отличаются от жителей Бреста, гродненцы иные, чем гомельчане. Изучение местной географии помогает понять, да и объяснить эти различия. Человек должен понимать место, где он родился и живет.
Неоценима функция географии в воспитании любви к своей малой Родине. В формировании этого чувства чаще всего обращаются к ее прошлому, к ее истории, вспоминают великих людей. Это правильно, но недостаточно. Патриотизм - это чувство не столько рациональное, сколько эмоциональное. Обычно его трудно, а скорее всего невозможно выразить в словах. Когда мы вспоминаем о своей родине, то прежде всего перед глазами встает «домик окнами в сад». Одним из элементов патриотического чувства, несомненно, является любовь к родной природе и, следовательно, к родной земле. В. Солоухин утверждал, что при созерцании природы в душе человека возникают самые возвышенные, чистые, светлые чувства, высокие помыслы, и в этом драгоценное, необъяснимое свойство природы. Курс начальной географии вводит учащихся в мир личных смыслов и ценностей. Региональная география в этом отношении имеет много возможностей, поскольку объекты ее изучения хорошо знакомы, близки и небезразличны. Гуманитарные элементы в этом знании преобладают. Эмоционально-оценочная функция географического образования во многом связана с экологическим содержанием изучаемого. Базовая человеческая ценность, здоровье, по утверждениям медиков, на 20-25% зависит от состояния природной среды. Для многих современных школьников характерно потребительское отношение к природе. Экологическое, средообразующее значение природы, особенно в сельской местности, осознается меньшим числом детей. Если, изучая природный облик своей области, проанализировать и раскрыть многостороннее, универсальное значение природы, то доля учащихся, видящих в ней только ресурсную, потребительскую ценность, сокращается. Учащиеся не только усваивают знания, но и вырабатывают свое отношение к нему. В свою очередь, эти личностные образования лежат в основе формируемых убеждений и помогают в реализации мировоззренческой функции начального курса географии. Географическое содержание располагает многими возможностями для формирования у школьников общечеловеческих нравственных ценностей - любви к отечеству, земле, людям, труду, знаниям и др., система которых определяет позицию человека по отношению к окружающему его миру. Начальная школьная география раскрывает перед учащимися те стороны окружающей среды, которые особенно дороги каждому и близки нашему сердцу, нуждаются в заботе и внимании. И.Я. Лернер, занимавшийся проблемами формирования мировоззрения, отмечал взаимосвязь усвоенных мировоззренческих связей с фундаментальными личностными образованиями: потребностями и ценностными ориентациями. По его мнению, одним из показателей сформированности мировоззрения является соотнесенность знаний с адекватной им системой ценностей и жизненных принципов, ставших личной установкой, позицией человека.
Среди ценностных ориентаций первостепенное значение по праву принадлежит экологическим. Ценностные ориентации - это знания о значении природной среды как среды обитания и материальной основы жизни. Подвергаясь оценке, они становятся ценностными отношениями и, следовательно, личностно значимыми. Экологические проблемы своей страны доступны многим для непосредственного наблюдения, а местные - всем без исключения. Их изучение, по мнению многих географов и специалистов-педагогов, - основа экологического образования и воспитания. Знание экологических проблем служит обоснованности, аргументированности экологических отношений и убеждений учащихся. Многие из этих проблем соотносятся с проблемами глобальными. На примере своей области реализуется принцип «глобальное в местном». Вместе с тем экологические проблемы разнообразны и имеют региональную окраску. Таким образом, география своего края вносит существенный вклад в решение приоритетной задачи школы - воспитание глубоко нравственной личности с высоким уровнем экологической культуры. Понимание того, что окружающая природная среда нуждается в заботе и защите, - экологическая и нравственная ценность, а такое понимание возникает в процессе изучения природы и экологических проблем. Деятельностный компонент экологической культуры можно реализовать главным образом в местных условиях. Современная география изучает пространство в различных измерениях - историческом, культурном, выявляет его современные характеристики. На начальный школьный курс географии ложится задача придать его содержанию общекультурную, просветительскую функцию. Концепция ценностного подхода в изучении географии предполагает реализацию в ее содержании социокультурного направления и обращение к историзму как средству раскрытия культурных ценностей географического характера. География - важнейший элемент современной культуры. Соединение истории и географии расширяет поле географического анализа за счет изучения географии во времени, позволяет раскрыть особенности взаимодействия человека и природы в прошлом (этапы освоения территории, история создания промышленных предприятий, использующих природные ресурсы, и др.). Появляется возможность характеристики историко-культурного пространства, что придает дополнительный интерес изучению региональной географии (культурно-исторические центры Беларуси, памятники архитектуры в их природном окружении, обожествляемые в прошлом объекты природы и др.). В нашей стране доступными являются поездки в Несвижский и Мирский замки, экскурсии по крупным региональным рекам (Двина, Сож, Неман и др.) на короткие расстояния. Есть и другая счастливая возможность - у нас имеются известные на всю Европу заповедники (Беловежская, Налибокская пущи и др.). Все это усиливает эмоциональность учебного процесса, добавляет в него новые краски, придает дополнительный интерес изучению начальной географии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|