Глава 2. Нравственное воспитание как приоритетное направление в педагогике
В настоящее время становится все более очевидным существование неразрывной связи между общественным и государственным благополучием и психологическим благополучием народа. По мировой статистике Республика Беларусь, как ни странно, - в числе лидеров по убийствам и суициду, по курению, по алкоголизму, на одном из последних мест по состоянию физического и психического здоровья населения, по продолжительности жизни людей. Мы - занимаем не самые лучшие места по всем главным показателям духовного благополучия и, прежде всего по тем, которые характеризуют нравственный уровень общества. К сожалению, мы поздно осознали масштабы тех угроз, которые несут с собой деструктивные перемены в общественной психологии - в ее ценностях, установках, нормах, настроениях. Очевидно, это объясняется тем, что перемены в человеческих душах обнаруживаются не сразу, а лишь тогда, когда они облекаются во внешние, «кричащие» формы. Поэтому забота о формировании и сохранении у детей здоровых ценностей - главное в воспитании. Бабанский Ю.К. отмечает, что ценности (все то, что привлекает, вызывает интерес, оценивается как добро) вырастают из потребностей человека. Но в воспитании мы имеем дело с целой системой потребностей. У человека есть одна универсальная потребность, которая наиболее ярко выражает интересы целого, и в наибольшей степени помогает личности расти и развиваться. Это - потребность в оптимизации. На уровне личности она выступает как стремление к более ценному и радостному, получению оптимальных результатов в процессе взаимодействия со средой. Это, коренная центральная черта человека, пронизывающая все его деяния. Потребность в оптимизации ведет к динамизации жизни, к непрерывному ее улучшению (больше нравится человеку).
Какие ценности больше радуют человека? Это ценности, которые, по мнению Ю.К. Бабанского: · дефицитны; · динамичны; · удовлетворяют наиболее значимые потребности. К ним относятся духовные ценности: · любовь и уважение окружающих людей; · общение с ними. Человек всегда испытывает дефицит доброты и тепла со стороны других. Потребность в любви и уважении окружающих - аффимеативная потребность (единение). Неудовлетворение этой потребности вызывает самые тяжелые последствия: чувство одиночества, подавленности, депрессии, разные соматические и нервно-психические болезни. Ребенок, которого не любят, часто болеет, отстает в физическом и умственном развитии, а главное - вырастает угрюмым, озлобленным, жестоким, становится человеконенавистником. У него не развивается совесть. Удовлетворение аффимеативной потребности является главным источником радости у растущей личности и стимулом ее нравственного развития. Любя ребенка, педагог не только радует его, но и пробуждает у него доверие и доброе отношение к другим. Уважая и возвышая его личность, мы развиваем у него чувство гордости, собственного достоинства и способность стыдиться дурного. Стыд - это переживания утраты уважения окружающих, а в более зрелой форме - утрата самоуважения, своего достоинства в собственных глазах. Иными словами, нравственные качества ребенка развиваются в процессе удовлетворения его аффимеативной потребности. И любовь к людям, и совесть - это психические образования, являющиеся духовными «продуктами» гуманного стиля отношений к личности в процессе ее социального становления. Говоря о нравственном развитии личности, как отмечает Егоров С.Ф., человек фиксирует внимание лишь на одной стороне воспитания личности, а личность - едино. Если заботиться только о нравственных ценностях ребенка, невозможно добиться успехов его воспитании. Надо развивать всю личность. Исходя из целостного подхода, можно выделить два главных направления развития ребенка: общее и нравственное. Вычленив второе направление, мы подчеркиваем особую роль нравственности в человеке. Если бы у людей не было нравственного сознания, они бы уподобились диким зверям - стали бы жить по законам джунглей, подчиняясь эгоизму, подавляя и уничтожая друг друга. Не случайно религиозная философия делит человека на две части - дух и тело. Дух, т.е. нравственность. Да, нравственность - это сверхценность, нечто святое. Есть еще одно направление воспитания. Это формирование созидательных потенциалов человека, таких его внутренних сил, которые позволяют ему самостоятельно творить радостную жизнь. Для этого необходимо, как считает Гребенюк О.С., воспитать в нем:
· систему ценностей; · способность реализовать эти ценности. Первое включает в себя развитие созидательных интересов, важных как для удовлетворения собственных потребностей, так и интересов социума. Второе предполагает формирование у человека знаний, умений, мастерства, творческих способностей, трудолюбия, воли и других качеств, необходимых для преодоления препятствий, мешающих реализации его разнообразных интересов и ценностных установок. Стремление человека к разнообразным ценностям, материальным и духовным, таит в себе мощный и созидательный заряд. Чем больше таких ценностей, тем больше предпосылок для строительства радостной жизни. Но стремления рождают радость тогда, когда человек способен успешно включаться в различные виды деятельности, прежде всего в труд. Если этого нет, то он начинает искать самые легкие асоциальные пути «добывания» радостей: воровство, наркомания, токсикомания, пьянство, грабежи, убийства и многие другие виды девиантного поведения (стимулируется дефицитом радости). Если они не способны сотворить здоровые радости, то для них остается лишь одно - «легкие радости», особенно если они не понимают их разрушительной силы. К сожалению, массово тиражируемая современная литература, телевидение с его ток-шоу и другими развлекательными программами мало уделяют внимания духовно-нравственным устоям человека. Особенно ощутимый вред они наносят, конечно, детям и подросткам, которые, видя на экранах телевизоров бесконечные сцены насилия, жестокости, убийств, начинают это воспринимать не как явления, которых не должно быть в жизни, а как нечто естественное и обыденное. В результате они не понимают, что жизнь - это чудесный дар, который надо беречь и лелеять, и на который никто не имеет права посягать. И поэтому важным направлением школы является возрождение духовных ценностей как основы консолидации общества. В настоящее время целью образования является формирование личности, способной добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределённости, решать глобальные проблемы современности.
Большая часть из перечисленных качеств формируется в процессе воспитания, которое мы рассматриваем как одну из функций обучения географии. Географическое образование является надёжной основой для воспитания как рачительного хозяина своей страны и Земли, так и общего дома человечества. Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о социально- экономическом окружении подростка. Географические знания могут стать базой для разнообразной практической деятельности, повседневным фактором творческого роста личности. География как учебный предмет направлена на создание ярких, целостных, запоминающихся образов. Из моих практических наблюдений - чем разнообразнее предоставляемая информация об изучаемом объекте, тем выше познавательный интерес к материалу, разнообразнее и плодотворнее деятельность учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|