Возрастные особенности учащихся
Не стоит также забывать, что воспитание - это формирование жизнеутверждающих потенций у личности. Он будет успешным лишь тогда, когда мы опираемся на главную движущую силу ребенка - на его потребность в радости жизни. Если главным смыслом жизни является добывание и приумножение радости, то ведущим принципом воспитательных учреждений должен быть принцип организации восхождения детей к радости. Это главная траектория движения. Она состоит из трех ступеней: · детства (младшие классы); · отрочества (средние классы); · ранней юности (старшие классы). Эти ступени отражают жизнеутверждающие ценности детей по мере их взросления. В младших классах для детей главная ценность в школе - это высокие баллы. Именно оценки, успеваемость, а не учение как таковое. Но что стоит за оценками, какая животворная сила? Оказывается, оценки для ребенка - это знаки любви, доброго отношения учителей и родителей. За хорошие оценки его хвалят, целуют, гордятся им, одаривают. Это вызывает у ребенка счастливое настроение, изгоняет его сомнения и тревоги, придают уверенности в себе и в завтрашнем дне. Ведь счастье - это когда в твоей душе поселилась радость, покой и надежда. Главный источник радости в этом возрасте - одобрение любимого и любящего учителя. Поэтому первую ступень школы можно назвать ступенью любви. Подросток находится на второй ступени. У него другие ориентиры. В этом возрасте актуализируются ценности, связанные с утверждением своего Я. У подростка начинает «прорастать» чувство собственного достоинства, обостряется самолюбие. Его волнует вопрос: заслуживает ли он уважения других. Чего он стоит как личность? Ему нужна не только любовь, но и признание со стороны близких, сверстников, всех тех, с кем он общается. Это возраст широкого социального единения, вхождения в разные группы, поиска друзей. А помешать этому может один барьер - непризнание. Отсюда острая реакция на мнение ближайшего окружения о своей личности, большая ранимость, подозрительность, страсть к самокопанию. Радость для подростка - принятие в референтную группу, ее одобрение, солидарность. Не только свои действия, но и внешность, успехи и неудачи он оценивает через призму их значимости, через признание. Любовь и доброта окружающих сохраняют свою ценность.
Феномен любимого учителя сохраняется, но меняет форму: он должен не только любить, но и уважать подростка, видеть в нем личность, обладать высоким тактом. Итак, второй этап - школа самоутверждения. Третья ступень - самоопределение. Старшеклассник - почти взрослый и способен на многое. Как отмечает Гребенюк О.С., «его внутренние потенциалы позволяют глубже познать ценности мира: добра и зла, любви, красоты, творчества, общения и дружбы, настойчивого труда, радости успехов в учебе и победы». Он готов включатся в различные виды деятельности и добиться «взрослых» результатов. Но главная проблема старшеклассника - это неясность дальнейших перспектив, т.е. барьер неопределенности. Но преодолев его, старшеклассник не найдет покоя. Неопределенность угнетает. Чтобы снять его, нужно найти будущую профессию, учебное заведение. Потребность в самоопределении вносит коррективы в отношения с учителями (11 класс). Им больше нравятся педагоги, помогающие углубить и расширить свои познания. Такие педагоги прекрасно знают свой предмет, если нужно, могут повторить и ответить на вопросы, требовательны. Эти качества воспринимаются как выражение доброго отношения к учащимся, забота о них. Любовь к учителям зависит от теплоты и искренности его отношения к учащимся, уважения их достоинства и умения их замечать. Значит: аффимиативные потребности - первоочередные условия оптимизации эмоциональных состояний. В целом, старшеклассник черпает радость в трех основных сферах:
· в аффимиации (включая половую любовь) · в интересных видах деятельности · в профессиональном самоопределении (дает основные дивиденды спустя годы, когда молодой человек найдет свое место в жизни). Конечно, по мере взросления меняются механизмы аффимиации. Но отношения с людьми остаются важной смыслообразующей ценностью во всех возрастных группах и ведущим фактором личности, ее эмоционально-ценностной сферы и поведения. Несомненно, школа открывает большие возможности для восхождения детей по ступеням ценностей, воспитывает у них жизнелюбие и способность к творчеству с учетом специфики этого процесса в разных возрастных группах.
Краткие выводы к первой главе: В условиях современной модернизации общеобразовательной школы в Республике Беларусь, которая захватывает все ее элементы, включая цели и содержание образования, еще большую остроту приобретает та сторона развития личности школьника, которая связана с познанием своей страны, своего края, его прошлого и настоящего. Главным в изучении географии надо признать развитие личности учащихся. Это важно подчеркнуть потому, что учителя географии редко задумываются над воспитательными и развивающими возможностями учебного материала и способами их реализации. И в учебниках географии авторы пишут о том, что изучает тот или иной курс, но остается неясным, зачем его надо знать. Изменение целей общеобразовательной школы, актуальность задачи развития личности учащихся и создания благоприятных условий для этого предполагают пересмотр места курса географии в системе школьного географического образования Беларуси, его значения и содержания, делают неотложным его связь с потребностями и интересами учащихся. Цели школьного образования, как известно, делятся на педагогические и социальные. С точки зрения автора данной курсовой работы, такое деление в значительной мере условно, поскольку одна из функций школы - адаптация своих воспитанников к жизни в реальных условиях бытия, и этой функции подчинены многие, а скорее всего все направления деятельности школы. Кроме того, школа обязана удовлетворить различные потребности личности - социальные, культурные, нравственного совершенствования. Удовлетворение этих потребностей относится к числу не только педагогических, но и социальных целей. Некоторые из них наиболее достижимы прежде всего на местном материале. Именно поэтому курс географии является логичным и необходимым элементом всего школьного образования и географического в частности.
география нравственный воспитание школьник
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|