Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика формирования нравственности на уроке географии




 

«Все поразительные местоположения, великие явления природы,- утверждал Н.В. Гоголь,- должны быть окинуты яркими красками. Что действует сильно на воображение, то не скоро выбьется из головы».

Это высказывание можно взять за основу в своей работе по предмету география. Любой современный педагог, придя работать в школу, наверняка обращает внимание на низкую духовную и нравственную сторону детей. И главной задачей для педагога сегодня является следующая - научить школьников понимать прекрасное в природе, музыке, поэзии, прозе, изобразительном искусстве. А предмет география имеет большие возможности пробудить творческую мысль детей. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, родного края. Для того чтобы природа воспринималась как объект красоты, необходимо вызывать положительные эмоции. На первом же уроке (введение в предмет) следует создавать установку на увлекательность. Например, проводится урок в форме сказки, где сказочные персонажи рассказывают о предмете география и что он изучает. На фоне музыки идёт диалог с детьми:

· Что изучает предмет?

·   А нашу страну предмет география изучает?

·   Как правильно называется страна в которой мы живём (Беларусь, Республика Беларусь или Белоруссия, или Белая Русь?

·   Как называется область, в которой мы живём?

Далее демонстрируется презентация, из которой ребята узнают, что изучает предмет на примере Минской области (рельеф, реки, просторы полей в разные времена года (фотографии и картины белорусских художников), памятники культуры и архитектуры. Иногда поражает результат таких учебных игр, результат урока - дети, перебивая друг друга, рассказывали о красивых местах области, своего района. Один ученик под впечатлением экспромтом написал стихотворение

Школьная география помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит формирование и развитие у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе.

Для изучения своей малой Родины педагог может систематически организовывать туристические экскурсии, стараться их приурочить к памятным датам. Например, празднование дня Победы начинаем на уроках географии с презентации: По боевым страницам Беларуси, в которой отображено: географическое положение, рельеф, полезные ископаемые и их использование, историческое прошлое и настоящее родного края и красной нитью (с музыкальным сопровождением) проходит материал о боевых действиях на территории Беларуси. Затем мы посещаем музей Великой отечественной войны или же мемориал. После проведения таких мероприятий ученики становятся намного добрее, душевнее. Они дают возможность почувствовать величие подвигов нашего народа, зажечь жажду познания, стремление узнать о великом прошлом своего края, собирать и накапливать материал о земляках - участниках этих событий.

Задача каждого учителя состоит в воспитании у школьников чувства патриотизма потому, что возрождение великой Беларуси, будущее белорусского народа будет зависеть от тех, кто является настоящим патриотом своей Родины.

Не стоит забывать, что Беларусь в составе СССР послереволюционного периода в духовно-нравственном воспитании видела основную задачу в воспитании у подрастающего поколения патриотизма, преданности идеям социалистической Родины, и весь учебно-воспитательный процесс соответствовал этому направлению. Именно в это время ушли из нашего обихода слова «духовно», «духовность», приглушался дух противоречия, дух возмущения.

Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое воспитание - вот те слова, которые повсеместно встречались в период нашего детства. Во времена Советского Союза в рамках начального курса географии дети ухаживали за могилой неизвестного солдата, которая находилась рядом с церковью, построенной в 1673 году, занимались поиском солдат, что лежали в братской могиле. Победители поисковых групп награждались поездками в Москву. Сейчас, к сожалению, редко слышишь слова «нравственно-патриотическое воспитание» в школах. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезло слово добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние - отречение от зла, милосердие - как милость, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. Сейчас мать может сказать дочке, что она ей не нужна, что ее тяготит своим поведением. Злой дух вселился в сердце матери.

Множество хороших слов исчезло, опустошив души взрослых и детей. Люди все больше стали нетерпимее друг к другу, жестче, жестоко сердечнее. Мало доверия присутствует друг к другу.

«А ведь только Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста» (Евангелие от Луки).

Предлагая выполнить по географии домашнее задание детям в парах, педагог преследует цель не только интеллектуального развития, но и духовной близости ребят. Они помогают друг другу, переживают при выступлении, внимательно слушают сообщения, дополняя своими замечаниями. Дети радуются, получив хорошую оценку, не завидуют товарищу. В сердцах детей поселилось добро. Дух соревнования и взаимопомощи присутствует у учащихся на уроках, при работе в парах с использованием материалов ЕГЭ.

Для духовно-нравственного воспитания детей необходимы духовно здоровая семья и школа.

Географические открытия, историко-географические события географические вечера вызывают интерес не только у детей, но и у родителей. Они помогают своим детям подготовить индивидуальные домашние задания. Старшее поколение вспоминает географические события при освоении родного края, так как наш город - живая историко-географическая страница возрождения страны из разрухи, показывают детям фотографии, заметки из газет и журналов. Предлагают свои выступления перед школьниками, подчёркивая, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность, любовь к Отечеству.

Во внеурочной деятельности, учебной работе педагогу следует обращаться к нравственным ценностям православия, т. к. во все времена ядром белорусской культуры были православные и католические христианские устои, традиции народной жизни.

В процессе своей педагогической деятельности следует давать возможность детям найти точку опоры - покой. Развивать в душах ребят любовь к предмету, к белорусским людям, донесших до нас географическую информацию о великих просторах родной Беларуси, ее окраинах, природе, людях.

Семиклассники в необычной форме могут познакомиться с жизнью и деятельностью Тадеуша Костюшко. Учащиеся, например, могут показывать фрагменты театрализованного представления, читать свои стихи, выступать с сообщениями, разыгрывать ситуации из жизни путешественника и борца за независимость США, Польши, Беларуси.

Школьники, таким образом, убеждаются, что не оружием был силен Т. Костюшко, а духом крепким. Он не мог знать, что ему ждать от своих врагов: великой беды или благодеяний. Подарки, доброжелательность стали залогом дружбы Тадеуша с коренными жителями разных стран. Позже путешественник даже отмечал духовную близость со своими новыми родинами. Как христианин, Костюшко своим примером показывал, что надо уметь жить среди людей, сочувствовать им, переживать вместе с ними тревогу, опасности, печали, радости. Учащиеся получили пример жизни в семье, друг с другом.

Дети могут разыгрывать ситуацию раненого путешественника. Ребята делают вывод, что очень плохо может быть всем, когда тебя не замечают, равнодушно проходят мимо, не испытывают сострадания к беде знакомых, близких людей. Люди с очерствевшими душами уничтожают себя и губят окружающих. «Не суди, да не судим будешь»: дети осмысливали наследие прошлого, примеряли его к себе и убеждались, что разум - это, прежде всего источник добрых дел, залог единства мыслящих существ.

В преподавании географии следует широко использовать статьи о выдающихся отечественных географах. Эти материалы позволяют дополнительно обогатить духовный мир школьников, базовое содержание школьной географии.

В преподавании географии следует широко использовать современные материалы СМИ. Учащиеся готовят индивидуальные творческие сообщения, в которых показывают, что и в XXI веке сохранились в традициях народа Беларуси духовность, внутренняя моральная сила, любовь к Отечеству.

Белорусы, рискуя жизнью, летали еще во времена СССР в космос, сегодня в составе международных корабельных экипажей спасали от сомалийских пиратов международный флот, помогали ликвидировать последствия стихийных бедствий во всем мире, техногенных катастроф. Своими поступками, делами подтверждали нравственные стержни старшего поколения и возвышали духовность детей, так как они их наследники. Показ таких примеров побуждает школьников к действиям. Они закаляют свое здоровье, занимаются спортом. «В здоровом теле, здоровый дух», «Уныние - это грех».

Решая проблему духовно-нравственного воспитания, способствуя духовному становлению учеников, пробуждаю в них желание делать добро. Ведь только добрые люди занимаются охраной природы, создают зоопарки, живые уголки, используют ресурсосберегающие технологии. Учащиеся делают сообщения о производстве, работающем на отходах (щепа), которое применяется в производстве строительных блоков. Такой комбинат, например, уже работает в промышленной зоне «Шабаны» в черте Минска по австрийской технологии.

Старшеклассники при изучении темы «Хозяйство зарубежной Европы» могут подготовить сообщение о связях Минской области с европейскими странами. В селе Александрийское Минского района работает молочный комплекс. Его освятил Митрополит Минский и Слуцкий Владыка Филарет. Таким образом, школьник видит, что Минщина становится богаче, а значит добрее становятся наши люди. Живое дело - здоровому образу жизни белорусов.

География - единственный учебный курс, дающий целостное представление о Земле, который влияет на духовно-нравственное воспитание учащихся, но в 6 и 7 классах количество часов сокращено. Школьники должны понимать законы Земли, следствие, причины, закономерности, должны уметь читать карты.

Большую роль в географическом воспитании играет карта. Это особый вид изобразительного искусства, отражающий научную информацию. Именно в 6 классе педагог обязан научить ученика понимать и любить карту, ее историю. Карты позволяют зрительно, мысленно, эмоционально ощущать сопричастность с миром, прикосновение и радость «созерцания» любого уголка планеты. Незнание карты влечет за собой целую цепочку пробелов. И проблемы уже возникают.

Некоторые современники утверждают, что решение духовно-нравственной проблемы не зависит от отведенных часов на изучение предмета. Как, например, влюбить шестиклассников в географию, в карту? Как может школьник радоваться своему успеху при изучении тем «Масштаб, географические координаты». Ему просто не хватает времени в приобретении навыков работы с картой. У ребенка возникает радость общения с учителем географии тогда, когда он сам с помощью градусной сетки найдет на карте о. Пасха, г. Москву и другие географические объекты.

Меридианы помогают найти Браславские озера, Беловежскую пущу. По карте ученик без текста учебника составляет рассказ о Полесских болотах. Ребенок получает удовольствие, в его душе возникает источник радости - добро, которым он поделится с одноклассником. Так, урок географии помогает духовному становлению ученика, и создается духовная обстановка в классе. На уроках географии и во внеурочной работе можно использовать современные технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, видеомагнитофон и т.д. Просмотр отдельных кадров «Православная Гродненщина», «Крестный ход вокруг Беларуси «, «Витебск православный», «Святой Полоцк» позволяют в общеобразовательной школе находить общие точки соприкосновения светского и православного обучения. У детей возникает чувство любви к Родине. Возможно, с родителями ученик посетит Жировичский монастырь, и в нем заполнится еще одна ниша божьей благодатью.

После начального курса наступает вершина школьного географического образования - курс экономической и социальной географией мира в 10 классе.

Учащиеся имеют уже большой опыт работы с картой, они почти без проблем мысленно и зрительно переносят на карту дополнительный текст, который узнали, путешествуя одни или с родителями по святым местам. Старшеклассники становятся эрудированными личностями с широким кругозором. Школьники самостоятельно готовят презентации: «Минщина православная», «По святым местам Беларуси», «Замки и храмы Зарубежной Европы», прокладывают на карте маршруты поездок к святым местам.

На уроках географии и во внеурочной деятельности фрагментарно ввожу основы православной культуры; знакомлю учеников с историей, традициями своего народа, но эти знания требуют эмоционального подкрепления с помощью современных технических средств обручения, личных контактов с православными людьми святых мест и служителями храм, церквей. Учащиеся постепенно будут развивать не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; будут реализовывать интересы и склонности, вырабатывать нравственные личные убеждения, терпимость к другому образу жизни, бережно и заботливо относиться к окружающей среде и друг к другу, почитать культуру и традиции народов Беларуси.

Таким образом, духовно-нравственная проблема - комплексная. Решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.

Знание и понимание школьниками истоков отечественной духовной культуры, убеждает учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества, ведёт здоровый образ жизни, стремится к физическому самосовершенствованию, к отсутствию вредных привычек, относится к духовному и физическому здоровью, как к важной личной и общественной ценности. Настоящий верующий человек любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

 


Краткие выводы ко второй главе:

Сегодня важно создать школу оптимизма. Человек должен не только хорошо мыслить, хорошо работать, но и хорошо жить творить радость себе и другим. Таким образом, одно из наиважнейших современных требований к полноценному образованию состоит в нравственном и духовном воспитании на достаточно высоком уровне. Это необходимое условие для того, чтобы развитие человечества не пошло по тупиковому пути развития, более того, по пути самоуничтожения.

Развитие капиталистической формации привело к тому, что основной жизненной целью у белорусских людей стало приобретение материальных благ, устройство своей карьеры, стремление к власти, независимо от средств, с помощью которых это достигается. Для настоящего времени в отношениях между людьми стали типичными равнодушие, грубость, озлобленность, лицемерие, насилие, лживость. Задача педагога-географа - уже при начальном курсе географии в школе посредством специальных приемов повысить уровень нравственной культуры учащихся.

 


Заключение

 

По итогам написания курсовой работы на тему «Нравственное воспитание школьников в процессе преподавания начального курса географии» мною были сделаны следующие выводы:

. География как учебный предмет - это единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей.

Школьный учебный предмет «География» направлен на развитие интеллектуального и духовного потенциала молодёжи; подготовку учащихся к разносторонней деятельности в географической среде окружающего их пространства; достижение умения объективно оценивать события, происходящие в обществе; воспитание гражданственности и патриотизма.

. В период усиления глобализации процессов в мире география как одна из комплексных естественнонаучных дисциплин призвана изучать мировые проблемы человечества. Географические знания о динамике глобальных и локальных природных и социально-экономических, экологических процессов, происходящих в природе, позволяют наметить пути оптимизации взаимодействия человека и природы, стабилизации непрерывно возрастающего давления антропогенного влияния на природную среду обитания человека.

Главная цель начального географического образования в общеобразовательных учреждениях - формирование у учащихся системы взглядов на мир, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, необходимых для профессиональной деятельности и непрерывного образования.

. В условиях современной модернизации общеобразовательной школы в Республике Беларусь, которая захватывает все ее элементы, включая цели и содержание образования, еще большую остроту приобретает та сторона развития личности школьника, которая связана с познанием своей страны, своего края, его прошлого и настоящего.

Главным в изучении географии надо признать развитие личности учащихся. Это важно подчеркнуть потому, что учителя географии редко задумываются над воспитательными и развивающими возможностями учебного материала и способами их реализации. И в учебниках географии авторы пишут о том, что изучает тот или иной курс, но остается неясным, зачем его надо знать.

. Изменение целей общеобразовательной школы, актуальность задачи развития личности учащихся и создания благоприятных условий для этого предполагают пересмотр места курса географии в системе школьного географического образования Беларуси, его значения и содержания, делают неотложным его связь с потребностями и интересами учащихся.

. Духовно-нравственная проблема - комплексная. Решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей. Знание и понимание школьниками истоков отечественной духовной культуры, убеждает учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества, ведёт здоровый образ жизни, стремится к физическому самосовершенствованию, к отсутствию вредных привычек, относится к духовному и физическому здоровью, как к важной личной и общественной ценности. Настоящий верующий человек любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

 


Список использованной литературы

1. Абдулина О.А., Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: «Просвещение», 1989.

2. Алисов, Н.В., Хорев, Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник. - М.: «Гардарики», 2003.

.   Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: «Просвящение», 1983.

.   Болдырев Н.И., Гончаров Н. К., Есипов Б.П. и др. Педагогика. - М.: «Наука», 1998.

.   Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций / Калининградский университет, Калининград, 1995.

.   Егоров С.Ф. Ценность общего образования // Педагогика. 1995. № 3.

.   Котляков В.М., Агранат Г.А., Лаппо Г.М. Россия на рубеже веков // География. 2000. № 33.

.   Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2003.

.   Лебедев О.Е. Цели школьного образования // Открытая школа. 2001. № 2.

.   Лернер И.Я. Процесс формирования коммунистического мировоззрения как педагогическая проблема. // Процесс формирования коммунистического мировоззрения школьников. М. 1974.

.   Липец, Ю.Г., Пуляркин, В.А., Шлихтер, С.Б. География мирового хозяйства: Учеб. пособие для студентов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999.

.   Мышинская Р.П., Щенев В.А. Педагогическая практика студентов по географии в средней школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по географической специальности. - М.: «Просвещение», 1983.

.   Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

.   Подласый И.П. Педагогика. - М.: «Просвещение», 1996.

.   Тупикина Н.Ф., Самсонова Н.В. Педагогическая практика: Методическое пособие для студентов географического факультета / Калининградский университет, Калининград 1997.

.   Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., 1991.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...