Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути совершенствования протокола и безопасной деятельности российских парламентских делегаций за рубежом




 

В современных условиях проблемы физической, информационной, технической, психологической и других видов безопасности дипломатических структур остаются не менее актуальными, чем в прежние времена. Причем касается это всех без исключения стран и континентов. Особую значимость имеют они и для современной России. Объясняется это, тем, что внешняя политика постсоветской России представляет повышенный интерес для иностранных разведок. МИД России и его загранучреждения привлекают к себе исключительно пристальное внимание всякого рода спецслужб. Иностранные разведки, различные фонды, общества и движения, действуя скоординировано с другими государственными органами, играют весьма существенную роль в реализации внешней политики своих государств. Тем более что за последние 30- 40 лет возможности разведок, особенно их техническая составляющая, неизмеримо возросли.

Поэтому сегодня речь идет не об отдельных мероприятиях, а о целом комплексе специальных мер защитного характера. Осуществление таких мер призвано обеспечить нормальное функционирование представительства и работу каждого его сотрудника. Что, кстати, полностью соответствует требованиям и нормам Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях, в ст. 22 которой прямо говорится о неприкосновенности помещений представительства и недопустимости проникновения в них властей страны пребывания без согласия главы представительства.

Конвенция обязывает власти страны пребывания принимать все необходимые меры для предотвращения какого бы то ни было нарушения неприкосновенности и спокойствия загранпредставительств и их персонала. При этом устанавливает, что помещения представительств, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения, пользуются иммунитетом и не могут быть подвергнуты обыску, реквизиции или аресту. Специальными статьями Конвенции устанавливается неприкосновенность не только дипломатических агентов, но и архивов и документов независимо от их местонахождения. Более того, неприкосновенностью и защитой пользуются частные резиденции дипломатических агентов (т.е. квартиры дипломатических сотрудников), их корреспонденция, имущество. Неприкосновенны также дипломатическая почта и перевозящие ее дипломатические курьеры.

Аналогичные меры по неприкосновенности предусматривает и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., ст. 31 которой предусматривает меры, обеспечивающие неприкосновенность консульских помещений, ст. 33 неприкосновенность консульских архивов и документов, ст. 34, 35, 36, 38 - свободу передвижения и сношений.

Как правило, вопросы обеспечения безопасности возлагаются на специальный персонал, возглавляемый офицером безопасности. Охрану представительства своими силами помимо той охраны, которую осуществляют власти страны пребывания, иногда несут дежурные коменданты из числа гражданских лиц, а также военнослужащие пограничных войск.

Помимо осуществления общих мер по обеспечению безопасности представительств и делегаций многое зависит от поведения сотрудников. Необходимо помнить, что каждый дипломат, каждый дипломатический служащий и технический работник является объектом специального наблюдения со стороны иностранных спецслужб и общественности страны пребывания. Поэтому безупречность поведения, корректность и осмотрительность в общении с окружающими, точное следование имеющимся в этом отношении предписаниям является надежной гарантией от всякого рода провокаций. Неразборчивость в связях, сомнительные знакомства, установление любых контактов без ведома руководителя недопустимы.

Особую осторожность следует соблюдать и в разговорах. Нужно знать, когда, где и что можно говорить. Каждый дипломатический служащий должен четко представлять, что современный уровень развития техники позволяет спецслужбам зарубежных стран не оставлять наших сотрудников в «одиночестве» практически нигде и никогда. Неосторожность в разговорах с коллегами вне специально отведенных для этих целей мест может привести к разглашению информации, относящейся к государственной тайне. Причем самым неожиданным образом.

Первое упоминание об использовании зарубежными спецслужбами технических средств для подслушивания разговоров в официальных представительствах нашей страны относится к 1944 г., когда в городских телефонных аппаратах нашей военной миссии в Вашингтоне были обнаружены небольшие незаметные конструктивные доработки, позволяющие при положенных на рычаги трубках телефонных аппаратов прослушивать разговоры, ведущиеся в помещениях миссии. Появление полупроводников и связанное с этим бурное развитие электроники позволили создать миниатюрные радиоэлектронные устройства подслушивания, которые можно было устанавливать не только в ограждающие конструкции зданий, мебель и предметы интерьера, но и в автомашины, небольшие носимые предметы. В 70-80-х годах нашей Службой защиты было изъято большое количество техники подслушивания самых различных типов. Устройства подслушивания находились в служебных зданиях, в жилых комплексах, в домах, на территории дач. В одной из европейских стран техника подслушивания была выявлена в деревянных конструкциях старого причала на территории дачи - любимого места отдыха и рыбалки сотрудников.

Вести разговор служебного характера в автомашине также нельзя. Очень часто служебные машины дипломатических делегаций обслуживаются специальными фирмами, которые производят их ремонт и профилактический осмотр, а это создает реальные и трудно контролируемые возможности для установки в автомашинах подслушивающих устройств, позволяющих делать запись специальной аппаратурой того, что говорится в автомашине. По этой причине при необходимости срочно сообщить что-либо важное собеседнику, лучше всего остановить машину и выйти из нее. Не следует вести разговоры служебного характера в местах проживания, в ресторанах, кафе и других подобных местах, особенно если столик заказан заранее. Впрочем, даже тогда, когда столик не был заказан заранее, нет никакой гарантии, что вас не подслушивают.

Развитие компьютерной техники, вычислительных систем и современных средств связи привело к появлению новых, более опасных каналов утечки информации. Возникли новые угрозы информационного, технического, программно-математического и физического порядка. К ним относятся:

противозаконный сбор и использование информации;

внедрение электронных устройств в технические средства с целью ретрансляции или записи излучений, а также речевых сигналов;

несанкционированный доступ к информационным ресурсам;

манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие и искажение информации);

незаконное копирование данных в информационных системах;

внедрение программных закладок и компьютерных вирусов, позволяющих взламывать системы защиты, скрытно осуществлять доступ к информации, дезориентировать функционирование системы;

перехват побочных электромагнитных излучений и наводок средств вычислительной техники и связи;

перехват, дешифровка и внедрение ложной информации в сетях передачи данных и линиях связи;

незаконное копирование носителей информации.

В целях противодействия такого рода угрозам на постоянной основе должен проводиться комплекс организационно-технических мероприятий по защите средств вычислительной техники, связи и обрабатываемой в них информации. Прежде всего путем специальных проверок техники в специализированных организациях, имеющих соответствующую лицензию.

Защита от перехвата побочных электромагнитных излучений и наводок, которая является одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности при эксплуатации вычислительной техники, осуществляется за счет снижения до заданного уровня этих излучений путем экранирования излучающих элементов, «замешивания» маскирующих сигналов с информативными излучениями и т.п. При этом внутри служебной зоны должны применяться эффективные режимные меры, исключающие возможность бесконтрольного использования специальной аппаратуры перехвата или навязывания электромагнитных сигналов.

В современных условиях каждому дипломатическому служащему необходимо твердо знать и выполнять требования по информационной безопасности, проявлять особую осторожность при работе на компьютере, обращаясь к услугам, при использовании электронной почты и факсимильной связи, городского или сотового телефона.

Итак, можно сделать следующий общий вывод: несмотря на технический и гуманитарный прогресс, проблемы обеспечения безопасности дипломатической службы не только не потеряли своей актуальности, но в каком-то смысле наоборот их актуальность возросла. Профессия дипломата не стала менее опасной, а глобализация терроризма поставила ее перед лицом многих новых угроз. Технический прогресс многократно увеличил угрозы в области информационной безопасности, в результате работа по защите государственной тайны стала более сложной и ответственной. Мало того, в обозримом будущем снижения напряженности в работе по обеспечению безопасности дипломатической работы ожидать не приходится.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

К важнейшим субъектам международных отношений относятся международные организации, в состав которых входят государства. В мире насчитывается более 100 международных межправительственных и около 3000 неправительственных организаций, которые участвуют в обсуждении и регулировании экономических проблем. Вызванная экономическим кризисом потребность в оперативном реагировании на возникшие проблемы мировой экономики привела к возрастанию роли сравнительно нового типа взаимоотношений крупнейших экономик мира - поддержанию существующих международных экономических режимов через формат международных контактных групп. Речь, прежде всего, идет о группах С-8 и С-20, которые вырабатывают стратегические решения на глобальном уровне и затем «транслируют» их в глобальные международные экономические организации - МВФ, Всемирный Банк и ВТО. Эти международные институты различны по составу, размерам, функциям и влиянию на мировую экономику. Однако общей тенденцией является возрастание их роли в мониторинге и регулировании мировой экономики.

Международные межправительственные организации обладают международной правосубъектностью, что дает возможность квалифицировать их как субъекты международного права, наделенные качествами международного юридического лица. Комиссия международного права ООН утвердила для международных организаций качество субъектов международного права. Тем не менее, благодаря тому, что доктрина международного права трактует эту проблему по-разному, международные организации закрепляют факт своей правосубъектности или в учредительном акте, или в других договорах и конвенциях. Например, понятие международного юридического лица Организации Объединенных Наций закреплено в ст. 1 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН.

Следует отметить, что не всякая международная организация имеет качество субъекта международного права. Другими словами, само появление международной организации не означает обязательного возникновения нового субъекта международного права.

Участие в деятельности международной организации происходит посредством участия в этой деятельности представителей государств при международной организации и чиновников международной организации. Представители государств при международных организациях, в свою очередь, могут подразделяться на: а) постоянные представительства (миссии) государств-участников и б) делегации государств-участников в органах международной организации и на конференциях.

Международные контакты Российской Федерации за последнее десятилетие получили дальнейшее развитие. Они затрагивают весь спектр межгосударственных отношений, в том числе сферу экономического сотрудничества. Ежегодно в нашей стране принимают более ста иностранных делегаций на уровне глав государств, правительств и министров иностранных дел. Интенсивно осуществляются зарубежные визиты российского руководства. Важное место в программе таких визитов занимают встречи с представителями деловых кругов. Международно-экономическое сотрудничество стало одним из важнейших конструктивных составляющих дипломатических отношений.

Перед загранпредставительствами Российской Федерации поставлена задача повернуться лицом к экономике, активно участвовать в защите интересов российского бизнеса.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Барлтроп Крис Дж., Диана МакНотон. Организация работы в банках. Том 2. Интерпретирование финансовой отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 240с.

2. Бахин С.В., Л.Н. Галенская, В.С. Иваненко и др. Энциклопедия международных организаций. Том 1. Международные межправительственные организации. - СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2003. - 524с.

.   Дегтерев Д.А. Содействие международному развитию. Эволюция международно-правовых режимов и эффективность внешней помощи. - М.: Ленанд, 2013. - 322 с.

.   Дмитричев Т. Роль многосторонней дипломатии в современном мире. «Международная жизнь». 2007 г., № 8. - с. 113-119.

.   Европейское международное право. - М.: Международные отношения, 2009. - 408с.

.   Загорский А., М. Лебедева. Теория и методология анализа международных переговоров. М., 2011 г. - с. 228

.   Золотой фонд российской науки международного права. Том 1. - М.: Международные отношения, 2007. - 368с.

.   Койбаев Б.Г. Международные организации. Информация и безопасность на Ближнем Востоке. - М.: Издательство Михайлова В. А., 2006. - 240с.

.   Концепция внешней политики Российской Федерации. «Международная жизнь», 2010 г., № 8-9, - с. 56-64.

.   Левин Д.Б. Дипломатия, ее сущность, методы и формы. - М.: Соцэкгиз, 1962. - 175 c.

.   Международные экономические отношения. - М.: Российская политическая энциклопедия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2011. - 512с.

.   Перцовский Н.И., Спиридонов И.А., Барсукова С.В. Международный маркетинг. - М.: Высшая школа, 2011. - 240 с.

.   Петровский В. Дипломатия как средство благотворного управления. «Международная жизнь», 2011 г., № 5, - с. 64-70.

.   Роль Всемирной торговой организации в глобальном управлении. - М.: Весь Мир, 2014. - 298с.

.   Санников Н.Г. Conference Terminology. Англо-русский глоссарий-справочник по процедурной терминологии и праву международных договоров. - М.: Остожье, 1996. - 186 с.

.   Селянинов О.П. Практика дипломатических сношений государств - М., 1999. - 219 с.

.   Талалаев А.Н.. Право международных договоров. Том 2. Действие и применение договоров. Договоры с участием международных организаций. - М.: Зерцало, 2011. - 504с.

.   Энциклопедия международных организаций. В 3 томах. Том 2. Международные неправительственные организации. - СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2006. - 476с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...