2. И.С.Тургенев «Отцы и дети»
В феврале 1862 года И. С. Тургенев публикует роман «Отцы и дети». Автор попытался показать русскому обществу трагический характер нараставших конфликтов. Читателю открываются хозяйственные неурядицы, обнищание народа, разложение традиционного быта, разрушение вековых связей крестьянина с землей. Бестолковость и беспомощность всех сословий угрожает перерасти в разброд и хаос. На этом фоне развертывается спор о путях спасения России, который ведут герои, представляющие две основные части русской интеллигенции. Характер конфликта в романе основан прежде всего не на возрастных, а на общественных противоречиях. В 60-е годы XIX века в общественной жизни России появилось два направления: демократы-разночинцы и либералы. Характер борьбы этих течений и отражен в произведении. Роман имеет особую композицию: он построен в форме диалога, политических споров. Всего здесь 28 глав, причем последняя глава выполняет роль эпилога, а все главы следуют одна за другой по принципу «за» и «против». Конфликтной основой является спор Базарова и Павла Петровича Кирсанова (демократы — либералы). Начинается роман с экспозиции. В Марьино приезжает Аркадий вместе со своим другом Евгением Базаровым. В этом произведении имеется несколько сюжетных линий, а именно: Базаров — Павел Петрович Кирсанов, Базаров — Одинцова, Базаров — Аркадий, Базаров — Ситников — Кукшина. Но основной является линия: Базаров — Павел Петрович. В V главе начинают раскрываться некоторые подтекстовые моменты спора. Речь идет о нигилизме Базарова. Высказано несколько точек зрения. Объяснение нигилизма Николай Петрович пытается найти, обращаясь к этимологии этого слова. Павел Петрович в этот термин вкладывает пренебрежительный характер. И только Аркадий видит в данном слове общественный смысл. Нигилист — это человек, не признающий авторитетов, не склоняющийся перед ними. Далее рассказывается о героях. Чтобы составить более ясное представление о Павле Петровиче, Тургенев вводит предысторию его жизни, рассказ о княгине Р.
Третьим пунктом разногласий является отношение к существующим законам, постановлениям и нормам. Павел Петрович свято верит в то, что в России исполняются законы, а Базаров это отрицает. Их спор носит идейный характер и отражает два противоположных взгляда на самые актуальные проблемы того времени.
После девятой главы общественные ситуации как бы отходят на второй план. Развязкой этой линии является дуэль Базарова с Павлом Петровичем, внешняя причина которой — поцелуй Фенечки. А внутренняя причина заключается в том, что эти два человека — антагонисты. Вся сцена дуэли дана в пародийном плане. Тургенев психологически готовит Базарова к смерти, так как не находит ему места в жизни, показывает его депрессию. Накануне смерти происходит встреча Базарова и Одинцовой. Эта сцена, одна из немногих в романе написанная в романтическом ключе, раскрывает личность Евгения с совершенно иной стороны, показывает его благородство. В последней главе все сюжетные линии приходят к развязке. Николай Петрович и Аркадий в один и тот же день женятся, первый — на Фенечке, второй — на Кате Одинцовой. Кроме того, в эпилоге рассказывается о судьбе Павла Петровича Кирсанова. Автор показывает его не физическую, но нравственную смерть. Он живет в Дрездене, и единственное, что связывает Павла Петровича с Россией, — это пепельница в виде мужского лаптя. Мы видим, что он не нужен России. Тургенев вводит в роман лирическую концовку, которая содержит философские размышления автора. Он считал, что в жизни есть истины вечные, а есть приходящие и уходящие. Такой вечной истиной для него является природа, а человек — временная истина, поскольку он приходит в этот мир и уходит из него. Автор пишет о грешном и бунтующем сердце Базарова, ведь главный герой его произведения бросил вызов самой природе и самой действительности. «Отцы и дети» вызывали ожесточенную полемику во всей истории русской литературы XIX века. Да и сам автор с недоумением и горечью останавливался перед хаосом противоречивых суждений: приветствий врагов и пощечин друзей. В письме к Достоевскому он с огорчением писал: «Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо — а все толкуют, — зачем он так дурен? или — зачем он так хорош? » Тургенев верил, что его роман послужит делу сплочения общественных сил России, что русское общество прислушается к его предупреждениям. Но мечта о едином и дружном всероссийском культурном слое общества не сбылась.
3. Ф. И. Тютчев «Silentium! ” Молчи, скрывайся и таи Как сердцу высказать себя: Лишь жить в себе самом умей - Примером глубокой философии может служить стихотворение « Silentium », что в переводе с латинского означает «Молчание». Произведение относится к философской лирике, стиль его – романтический, открывающий многозначность смысла. Жанр – лирическое стихотворение. Оно воспринимается как пророчество человеческой души, обрекающее её на вечное одиночество. Каждого человека Тютчев воспринимал как космос, безграничный, бездонный мир, которому нельзя ужиться с другими мирами, т. е. душами. Название стихотворения звучит очень таинственно. В нём отражено мнение автора о существовании человека в этом мире, о его бытие. Человек очень глубок и непознаваем, как для других, так и для самого себя. Поэтому поэт обрекает его на вечное молчание. Стихотворение построено как своеобразное обращение к читателю, которое можно принять за совет или за поучение. Оно состоит из трёх шестистрочных строф. Каждая состоит из четверостишия с параллельной рифмовкой и двустишия. Начало стихотворения звучит как поучение. Автор советует читателю молчать и скрываться, ибо он всё равно обречён на духовное одиночество. В стихотворении « Silentium» автор рисует картину человеческой души, изображая её в виде вселенной, наполненной мириадами звёзд. В роли них выступают чувства и мысли человека, без которых он не может существовать. Контрастность стиха достигается при помощи различных художественных средств. Это эпитеты: «в душевной глубине», «волшебных дум» и т. д., метафоры: «чувства и мечты … встают и заходят», «жить в себе самом», «возмутишь ключи». Есть и сравнение: «безмолвно, как звёзды в ночи». Лирическим героем этого стихотворения является человек, к которому и обращается автор. Его внутренний мир очень сложен и непостижим. Герой находится в состоянии раздумий о себе. Он задаётся вопросами: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? … » Его волнует и то, как его принимают окружающие, и то, как ему понять самого себя. Поэтическая мысль в стихотворении движется поэтапно. Вначале автор говорит о человеческих чувствах и мечтах, потом о взаимоотношениях, а потом, в третьей строфе, он даёт объяснение: «Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей … » Человек в стихотворении ассоциируется с космосом, и это помогает читателю понять безнадёжность понимания человека человеком и самим собой. Поэтическая мысль достигает кульминации в третьей строфе: «Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей … » При этом употребляется развёрнутая метафора «жить в себе самом». Каждая строфа представляет собой законченную мысль, лирическое высказывание. Строфы заканчиваются одним и тем же словом - «молчи». Это своеобразное заключение, к которому приходит автор в результате своего размышления. В конце стихотворения после слова «молчи» стоит многоточие, которое указывает на незавершённость мысли. Стихотворение « Silentium » построено так, что в нём отсутствуют лишние мысли, оно полностью соответствует своей теме. В этом состоит мастерство автора.
4. Анализ стихотворения А. А. Фета " Я пришел к тебе с приветом... " Я пришел к тебе с приветом, 5. Гончаров «Обломов» Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения – «Сон Обломова» увидела свет еще в 1849 году «Литературном сборнике», став знаковым элементом сюжетного и идейного построения романа. «Обломов» является одним из произведений романной трилогии Гончарова, куда также вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв». В книге автор затрагивает как многие остросоциальные для его эпохи вопросы – становления нового русского общества и противостояния исконно русской ментальности европейским началам, так и «вечные» проблемы смысла жизни, любви и человеческого счастья. Подробный анализ «Обломова» Гончарова позволит более подобно раскрыть идею автора и лучше понять гениальное произведение русской литературы 19 века. Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др. , которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев. Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.
Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|