10. А.П.Чехов «Ионыч»
«Краткость – сестра таланта». Этот принцип поэтики А. Чехова хорошо известен. Читателя поражают концентрация глубокого философского содержания в рамках чеховского рассказа или повести. Свои взгляды на мир писатель воплощал во всей образной системе произведений – сюжете и композиции, характеристике действующих лиц, изображении их мыслей и чувств. В 1898г. Чехов создаёт рассказ «Ионыч». Автор сознательно пренебрегает внешне увлекательным сюжетом, избирая предметом изображения обыденные события. Но именно они раскрывает глубинные процессы психологии героев. Тема – это явление жизни, которые отражены в произведении. Тема рассказа – история превращения неглупого, трудолюбивого человека в пошлого, равнодушного обывателя. Проблема – сложный вопрос, поставленный в литературном произведении: решенный или оставшийся неразрешенным. Автор пытается исследовать причины, которые способствуют разрушению личности Дмитрия Старцева. Идея – главная мысль, выраженная в художественных образах. Чехов протестует против пошлости, обывательщины, духовного мещанства. Главная идея заключена в призыве: «Берегите в себе человека! ». Протестует и призывает писатель, как всегда, не громогласно и открыто, а тонко, делая акцент не на событийный ряд, а на психологию героев. Ведь особенность чеховского стиля и заключается в том, что основную смысловую нагрузку несёт не текст, а подтекст; внешний «быт» раскрывается через внутреннее «бытие». Чехов не подсказывает нам готовых ответов, а, доверяя читателю, учит его мыслить. Глубина содержания находится в гармонии с совершенной формой чеховского рассказа. Сюжет – ход событий, складывающихся из поступков героев, т. е. пространственно-временная динамика изображённого. Сюжет рассказа прост. Главный герой – Дмитрий Старцев, молодой талантливый врач, который живёт и практикует в губернском городке С. Он энергичен и трудолюбив, интересуется литературой, чувствует себя одиноким среди обывателей, они раздражают его своей пошлостью и ограниченностью. Познакомившись с семьёй Туркиных, увлекается Екатериной Ивановной, даже делает ей предложение и собирается жениться. Но Котик не принимает его чувства, они расстаются. Через несколько лет перед нами – преуспевающий врач: у него есть большая практика, шикарный выезд, несколько домов, счёт в банке… ожирение, отдышка, одиночество. Он, как и все, жаден, скучен, равнодушен. В данном рассказе сюжет и фабула совпадают. Нет ни экскурсов в прошлое, ни забеганий вперёд, т. к. Фабула – это хронологически последовательное изображение событий, изображенных в произведении. Композиция проста на первый взгляд. Композиция – это определённая организация, построение и соотношение частей произведения. Она состоит из сюжетных элементов: Мы помним, что основная динамика у Чехова – внутренняя. События и происшествия – это, прежде всего устремления, мысли и чувства Старцева. Если взять за точку отсчёта чувства героя к Екатерине Ивановне, то в экспозиции мы знакомимся с семьёй Туркиных; завязкой является зарождение любви Дмитрия; развивается чувство – развивается действие; кульминационная сцена объяснения и отказа почему –то не является для нас неожиданностью; на самом деле, перестрадав 3(! ) дня, герой остывает; и в эпилоге мы узнаём, что о предмете своей увлечённости он вспоминает с трудом. Внесюжетных элементов (вводных эпизодов и лирических отступлений) в прозе Чехова немного, краткость и объективизм – принципы его художественной эстетики. В основе сюжета лежит художественный конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. В «Ионыче» конфликт – в сознании героя. У Старцева внутреннее неприятие мещанской среды быстро угасает, и он сам всё больше подчиняется инерции обывательщины. Для проникновения в сущность конфликта нужно тщательно анализировать приёмы создания художественного образа персонажа: портрет, психологический анализ, характер героя (поступки, речь), сопоставление с другими лицами, изображение окружающей среды. Но особое внимание следует обратить на чеховскую художественную деталь – мельчайшие изобразительные или выразительные подробности. Первые предложения рассказа знакомят нас со «скукой и однообразием» жизни губернского города С. и указывают на самую «умную, интересную и приятную» семью Туркиных. Мы уже чувствуем иронию в подтексте. Ирония и в «говорящей» фамилии – Туркины (от «турки»? ); первоначальная версия в черновиках Чехова – Филимоновы. Каждый из них обладает доморощенным «талантом». Но в картину описания семейной идиллии и просторного гостеприимного дома диссонансом врезается деталь – запах жареного лука. Он становится символом пошлого мещанского мирка.
Именно тогда и появляется главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев. Он молод, однако фамилия подсказывает, что процесс душевного старения у него не зависит от возраста. Интересно и отчество – Ионыч, ведь именно оно вынесено в название рассказа. Поэтику названия объясняет библейская легенда, согласно которой кит проглотил Иону, но подавился и выплюнул. Так и Ионыч в конце повествования становится одиноким, никому не нужным, «выплюнутым» из «полноценной» жизни. А пока он полон желания работать, наслаждаться жизнью и даже верить в любовь. Портрет героя в начале рассказа не нарисован. Портрет – изображение внешности человека, его лица, одежды, жестов. Но мы видим Старцева, который идёт пешком, т. к. «своих лошадей у него ещё не было». Несколькими штрихами обрисованы члены «приятного» семейства. «Большинский роман», «здравствуйте пожалуйста» - и перед нами бездарный домашний остряк Иван Петрович. Роман о том, «чего никогда не бывает в жизни», - детище глупой и жеманной Веры Иосифовны. Нежное прозвище «Котик» никак не гармонирует с тяжёлой, грубой игрой Екатерины Ивановны. И вообще в рассказе «Ионыч» общую смысловую атмосферу низости и пошлости ограниченной, тупой мещанской жизни помогают воссоздать и понять запахи (жареного лука, осенних листьев) и звуки (песня «Лучинушка», вой собак). А так же передать душевное состояние героев помогают лаконичные пейзажные зарисовки. Пейзаж – описание природы в литературном произведении, которое противопоставляет или уподобляется внутреннему состоянию человека. Первое знакомство героев – весной, красота Екатерины Ивановны говорит «о весне, настоящей весне» чувств; разговор в саду – «приближалась осень»; в день объяснения «накрапывал дождь», а в момент последней встречи просто «было темно»! Между событиями I и II части прошло более года. Время здесь – важная художественная деталь. Старцев пребывает в трудах и одиночестве. Будучи приглашенным вторично в дом Туркиных, влюбляется в Екатерину Ивановну. Выбор предмета страсти – лучшая характеристика героя. Какова же героиня? Умна и начитана? Из знакомства с книгой Писемского запомнила только его странное отчество. Увлечена искусством? Но игра её напоминает камнепад (в её пользу свидетельствует пусть позднее, но всё-таки понимание своей бездарности). Остроумна и весела? Но хохочет невпопад она во время серьёзного разговора, а шутка о свидании на кладбище была пошлой и жестокой. Такова Котик. Но влюблённый Старцев, интуитивно чувствуя, ещё всего не видит. И на странное свидание приезжает (благо, уже есть пара лошадей), и даже начинает размышлять о вечных ценностях. И тут опять врывается нота «глухой тоски небытия, подавленного отчаяния» Это голос грядущего, пока ещё очень тихий, но именно в этот момент герой и ощущает, что любви нет. В дальнейшем действии рассказа не происходит, можно сказать, качественных скачков. Только количественные изменения. Художественные детали повторяются, видоизменяясь. Прошёл не год, а четыре. У Старцева не пара лошадей, а тройка. О деньгах он не думает не только в связи с приданным, а всегда. Раздражают его не только обыватели, но уже и пациенты.
Образы Туркиных статичны. Екатерина Ивановна, возвратясь, была всё так же красива, худа и шумна в игре. А Ионыч толст и стар, одинок и скучен, хотя ему едва за 30. Личность, по Чехову, начинает разрушаться, когда идеалы, счастье, смысл жизни начинают принимать материальные формы. Но страшно не только стремление к наживе. На примере счастливой семьи Туркиных особенно ясно становится, что опасны не внезапные перемены, не резкие повороты в человеческой судьбе, страшно только одно: человеческая жизнь, которая совсем не меняется, в которой ничего не происходит, в которой человек равен самому себе. Это и есть, по Чехову, безвыходно страшная жизненная ситуация. Изображая её, писатель напоминает нам, что надо беречь в себе лучшее, святое, чистое; ставить цели и добиваться их; верить в любовь и быть искренним; всегда оставаться Человеком. 11. А. П. Чехов «Вишнёвый сад» Впервые А. П. Чехов сообщил о начале работы над новой пьесой в 1901 году в письме своей супруге О. Л. Книппер- Чеховой. Работа над пьесой продвигалась очень трудно, это было вызвано тяжелой болезнью Антона Павловича. В 1903 году она была завершена и представлена руководителям Московского художественного театра. В 1904 году состоялась премьера пьесы. И с этого момента пьесу «Вишневый сад» анализируют и критикуют уже на протяжении ста лет.
Пьеса «Вишневый сад» стала лебединой песней А. П. Чехова. В ней заключены размышления о будущем России и ее людях, копившиеся в его мыслях годами. А само художественное своеобразие пьесы стали вершиной творчества Чехова-драматурга, еще раз показав, почему именно его считают новатором, вдохнувшего в весь русский театр новую жизнь. Пьеса «Вишневый сад» - последнее драматургическое произведение, в котором Антон Павлович Чехов отдает дань своему времени, дворянам и такому обширному понятию, как «имение», столь ценимое автором во все времена. Очень своеобразна жанровая принадлежность пьесы. Чехов назвал «Вишневый сад» комедией. Первые постановщики увидели в ней драму. А многие критики сошлись во мнении, что «Вишневый сад» – это лирическая комедия. Лейтмотивом всех сцен в пьесе служит вишневый сад, ведь это не просто фон, на котором происходит целый ряд событий, но и символ хода жизни в усадьбе. На протяжении всей своей карьеры автор тяготел к символике, не поступившись ею и в данной пьесе. Именно на фоне вишневого сада развивается как внешний, так и внутренний конфликты. Читатель (или же зритель) видит владельцев дома, сменяющих друг друга, а также продажу имения за долги. При беглом прочтении, заметно, что в пьесе представлены все противодействующие силы: молодежь, дворянствующая Россия и начинающие предприниматели. Конечно, социальное противостояние, зачастую принимаемое в качестве основной линии конфликта, очевидно. Тем не менее, более внимательные читатели могут заметить, что ключевой причиной к столкновению является вовсе не социальное противоборство, а конфликт ключевых персонажей с окружающей их средой и действительностью. «Подводное» течение пьесы не менее интересно, чем ее основной сюжет. Чехов строит свое повествование на полутонах, где среди однозначных и неоспоримых событий, воспринимаемых как факт и как должное, время от времени появляются бытийные вопросы, всплывающие на протяжении всей пьесы. «Кто я и чего хочу? », спрашивают у себя Фирс, Епиходов, Шарлотта Ивановна и многие другие герои. Таким образом, становится очевидно, что ведущий мотив «Вишневого сада» - вовсе не противостояние социальных слоев, а одиночество, преследующее каждого героя в течение всей жизни. Авторская позиция в пьесе. Несмотря на кажущийся трагизм происходящего, герои у самого автора не вызывали никакого сочувствия. Он считал их недалекими людьми, неспособными к глубоким переживаниям. Эта пьеса стала больше философским размышлением драматурга о том, что ждет Россию в недалеком будущем. Тэффи описала «Вишневый сад» лишь одним изречением: «Смех сквозь слезы», анализируя это бессмертное произведение. И смешно, и грустно, читать его, осознавая, что оба конфликта, поднятые автором, актуальны и по сей день. Темой пьесы «Вишневый сад» послужила ситуация продажи с аукциона родового гнезда обедневших дворян. К началу ХХ века такие истории были не редкостью. Аналогичная трагедия произошла и в жизни Чехова, их дом, вместе с лавкой отца был продан за долги еще в 80х годах ХIХ века, и это оставило неизгладимый след в его памяти. И уже, будучи состоявшимся писателем, Антон Павлович пытался понять психологическое состояние людей, лишавшихся своего дома.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|