9. Анализ романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
В 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над романом «Преступление и наказание» и заканчивает свой труд в 1866 году. В центре произведения - преступление, «идейное» убийство. За полгода до убийства главный герой романа Родион Раскольников, «молодой человек, исключенный из студентов университета, ... живущий в крайней бедности», написал статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи заключается «в том, что люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)... и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Но эта теория «двух разрядов» сама по себе уже есть преступление. Теория решает только один вопрос — кому жить, а кому умереть. Раскольников задумал убить и обобрать старуху-процентщицу Алену Ивановну. Герой романа мечтает на ее деньги сотворить тысячи добрых дел, в первую очередь спасти от позора и нищеты горячо любимых мать и сестру. Но это не единственная причина преступления: Раскольников, находящийся в плену «теории» о двух разрядах людей, стремится проверить, к какому из них принадлежит сам. Отнеся себя к «высшему разряду», Раскольников не может понять, что уже это возвышение над другими идет врозь с его желанием и стремлением делать добро, изменить жизнь человечества. Внутренняя борьба двух характеров героя проявляется и в его поступках. Это ярко показано в эпизоде встречи Раскольникова с девушкой на улице и городовым. Здесь как будто два разных человека. Один совершает доброе дело — спасает девочку, другой — совершает преступление, отрекаясь от нее. При спасении девочки им движет сострадание, добро, благожелательность, при отречении от нее — отчаяние, злоба, неверие. По своей теории Раскольников должен быть вместе с теми, кого он ненавидит, но он не может быть вместе со своими врагами. И он должен презирать и отступиться от тех, кого он любит. Для него все было бы проще, если бы он никого не любил и если бы его не любили. Тогда ему было бы все ясно. Есть теория, есть абстрактные люди, они «обыкновенные». Он — «избранный» и поэтому может делать с ними все что захочет. Он пока не думает ни о родных, ни о близких, ему важно сказать свое «новое слово» и сделать первый шаг. И тогда абстрактные «обыкновенные» люди превращаются в мать, сестру, любимую, Лизавету, Миколку. Раскольников несколько раз говорил о том, что он «убил для себя». Но для того, чтобы спокойно «убить для себя», нужно и быть одному, а быть одному - это значит быть без совести. «О, если бы я был один! » — для Раскольникова это мечта отделаться от совести, и это еще одно доказательство того, что преступление «по совести» невозможно. Преступление возможно только без совести. И Раскольникова спасают любящие его люди — мать, сестра, Соня. Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня недавно получила желтый билет. Их души еще не стали черствыми, не отупели, они еще обнажены для боли — и своей, и чужой. Раскольников хорошо понимает значение этого совпадения, и поэтому он выбрал Соню для себя. Но ему первое время было тяжело с ней. Он надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмет на себя и во всем согласится с ним. А она — вдруг не согласилась. «Тихая, слабенькая» Соня разбивает хитроумные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским заповедям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от «теории», воссоединиться с людьми и жизнью. На каторге Раскольникова стали одолевать муки сомнения. Он даже заболел. Его гордость была уязвлена. Именно на каторге он видит сон, который потом и заставит его страдать, потому что в этом сне, в этом бреду он как бы увидел со стороны свою теорию. Казалось бы, совершенное преступление должно было бы сблизить Раскольникова с каторжными. Но в действительности все вышло по-другому. Между ними была пропасть, и «казалось, он и они были разных наций... Его даже стали под конец ненавидеть - почему? Он не знал этого. Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее». Это произошло потому, что каторжный народ интуитивно почувствовал, что Раскольников и на каторге относит себя к «высшему разряду», а их и Соню (которую они полюбили) — к «низшему». Все изменилось с того момента, когда Раскольников понял, что только «бесконечной любовью искупит он теперь все страдания». Раскольников почувствовал, что теперь все изменилось, все должно быть по-другому. Ему казалось, что даже бывшие враги его — каторжане — смотрели на него теперь иначе. «Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково». Дорогой ценой заплатил Раскольников за свои ошибочные убеждения. Свою теорию он проверил на себе. Физически он убил другого, а духовно — себя. Но под влиянием любви и прощения он убедился в ложности своего пути. Только любовь близких людей спасла его, и благодаря этому он смог заново «переродиться» и начать новую жизнь. Трагедия Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорбленных», населяющих большой город, Петербург. Отношение автора романа к своим героям проявляется и в сочувственном описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольниковых), и в резком осуждении крупных и более мелких хищников (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и др. ), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции. Целью Достоевского было проследить «психологический процесс преступления», поэтому здесь ярко обозначилось своеобразие психологизма писателя. Он считает, что психологический рисунок зависит не от внешних воздействий среды, а от внутреннего состояния души. «Преступление и наказание» открывает новый, высший этап творчества Достоевского. Здесь он впервые выступает как создатель принципиально нового романа в мировой литературе, который был назван полифоническим (многоголосым). В основе драматического конфликта романов Ф. М. Достоевского — борьба одержимых идеями людей. Это и столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы, это и борьба теории с жизнью в душе каждого одержимого человека. Изображение общественной ломки, связанной с развитием буржуазных отношений, Достоевский соединяет с исследованием политических взглядов и философских теорий, которые влияют на это развитие. Поэтому роман «Преступление и наказание» называют социально-философским, психологическим и идеологическим произведением.
1. " Полифонический" роман " Преступление и наказание" считается " полифоническим" романом. Почему? Речь идет о полифДело в том, что, помимо главного героя, Раскольникова, в романе участвуют такие яркие персонажи, как чиновник Мармеладов, его дочь Соня Мармеладова, сестра главного героя Дуня Раскольникова, развратный барин Свидригайлов, хитрый делец Лужин и др. Жизнь каждого из этих персонажей представляет собой важную сюжетную линию в романе. Судьбы этих героев интересны каждая по-своему. При этом сюжетные линии этих персонажей пересекаются между собой. Это многообразие ярких равноценных персонажей создает ощущение многоголосия: каждый " голос" (то есть персонаж) важен по-своему. Поэтому " Преступление и наказание" называют " полифоническим", то есть многоголосным романом. 2. Временные рамки Роман " Преступление и наказание" отличается довольно внушительным объемом. При таком объеме в романе вполне могла бы " уместиться" многолетняя история (как например, в романе " Война и мир" ). На самом деле в романе " Преступление и наказание" события разворачиваются в течение всего около 2-ух недель (не беря во внимание эпилог). В эти 2 недели в жизни большинства героев " Преступления и наказания" происходят десятки судьбоносных событий. Эта сжатость повестования и насыщенность событиями являются отличительными особенностями романа " Преступление и наказание". 3. Особенности композиции На первый взгляд, композиция романа " Преступление и наказание" кажется вполне лаконичной и понятной. Роман содержит 6 частей и эпилог. Каждая из частей разбита на главы (по 6-7 глав в каждой части). Эту разбивку на части и главы можно считать вполне традиционной. Однако важной особенностью романа является то, что дни Раскольникова протекают в своем " ритме" и мало соотносятся с частями и главами. 1-ая часть романа, до преступления Раскольникова, выглядит относительно стройной: здесь автор описывает 3 дня из жизни Раскольникова, включая день преступления. Повествования протекает довольно размеренно. Начиная со 2-ой части, после преступления Раскольникова, события происходят более интенсивно, в сюжет вплетается все больше персонажей. В романе отсутствует " привязка" событий к разбивке на главы и части (см. Краткое содержание по дням и главам). Это отсутствие синхронизации между днями и главами, вероятно, можно считать задумкой автора. Таким способом Достоевский, вероятно, хотел подчеркнуть " потерянное" состояние Раскольникова, который после преступления живет в " своем мире", теряя ощущение времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: