7. Салтыков-Щедрин. Сказка «Премудрый пескарь».
7. Салтыков-Щедрин. Сказка «Премудрый пескарь». «Премудрый пискарь» — это эпическое произведение, сказка для взрослых. Однако она входит в число программных произведений вполне оправданно, потому что «сказка ложь», но, ясно, «в ней намёк». В данном случае это намёк на общечеловеческие пороки — общественные и личные, которые так или иначе могут быть понятны и молодому поколению читателей. И поскольку произведение небольшое по объёму, автор раскрывает по большей части два взаимосвязанных порока — боязнь любых опасностей и полное бездействие ради выживания. Главный герой — пискарь, иносказательный образ. Это и рыба, и живое существо одновременно. Композиция сказки бесхитростная: от зачина «жил-был» через рассказ о наставничестве со стороны родителей и описание образа жизни пискаря — к описанию его кончины. Автор не стремится запрятать глубоко в подтекст параллели между сюжетом и реальной жизнью. Вот как он характеризует своего героя: «Был он пискарь просвещённый, умеренно-либеральный». Данная фраза не оставляет сомнений в том, что текст имеет и связь с современными автору реалиями. О чём же рассказывает нам сюжет сказки? Перед читателем проносится жизнь пискаря, несложная по своему устройству, которая основана на страхе перед потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили долгую жизнь и умерли своей смертью. А перед тем, как отойти в мир иной, завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного мира, да и человек, в любой момент могут его погубить. Юный пискарь так хорошо усвоил науку своих родителей, что буквально заточил себя в подводной норе. Из неё он выходил только ночью, когда все спят, недоедал и круглые сутки «дрожал» — лишь бы не схватили! В этом мандраже он прожил целых 100 лет, действительно пережив своих сородичей, хоть и был маленькой рыбкой, которую всякий может заглотить. И в этом смысле его жизнь удалась. Но сбылась и другая его мечта — прожить так, чтобы никто не заметил. Всё сбылось в точности: никто так и не узнал о существовании премудрого пискаря. Перед смертью герой начинает задумываться о том, что бы было, если бы все рыбы жили так же, как и он. И прозревает: род пискарей прекратился бы вовсе! Мимо него прошли все возможности — завести друзей, создать семью, вырастить детей и передать им свой жизненный опыт. Ясно осознаёт он это перед смертью и, глубоко задумавшись, засыпает, а затем видит сон про то, как он выиграл 200 000 рублей, вырос в размерах и стал сам глотать врагов своих — щук. Расслабившись, пискарь невольно нарушает границы своей норы, и «рыло его» из норы показывается наружу. А дальше — простор для читательской фантазии. Потому что автор не сообщает точно, что случилось с героем — констатирует лишь то, что он исчез вдруг. Свидетелей этого происшествия не было, так что не только задача минимум прожить незаметно была достигнута пискарём, но и «сверхзадача» — так же незаметно исчезнуть. За всем этим «эзоповым языком» читатель без труда угадывает характерную манеру Салтыкова-Щедрина через гиперболические образы и гротескные ситуации изображать неприглядную сторону жизни современности. Это жёсткая сатира на действительность 1882–1883 годов — период, когда в политической жизни России лидирующим стало консервативное направление, активно поощряемое императором Александром III. Началось увеличение льгот, прав и всевозможных привилегий дворянства. Под видом пискаря Щедрин показал либеральную интеллигенцию России, которую волновало только выживание. С иронией называет автор своего героя «премудрым». Для него это человек-конформист, трусливый и пассивный как в социальной, так и в политической области, который своё приспособленчество возводит в ранг философии. Произведение впервые увидело свет в женевской эмигрантской газете «Общее дело» в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста» и не имело подписи, произведение пережило своё время и обрело характер сатиры на вечные пороки людей-перестраховщиков.
8. Анализ романа-эпопеи Л. Н. Толстого " Война и мир" Л. Н. Толстой утверждал, что «Война и мир» (1863— 1869) — не роман, не поэма, не историческая хроника. Ссылаясь на весь опыт русской прозы, он хотел создать и создал литературное произведение совершенно необычного типа. В литературоведении укоренилось определение «Войны и мира» как романа-эпопеи. Это новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе. Пятнадцать лет истории страны (1805-1820) запечатлены писателем на страницах эпопеи в следующем хронологическом порядке: I том - 1805 г. IIтом - 1806-1811 гг. IIIтом - 1812 г. IV том- 1812-1813 гг. Эпилог - 1820 г. Толстым созданы сотни человеческих характеров. В романе изображена монументальная картина русской жизни, насыщенная событиями огромного исторического значения. Читатели узнают о войне с Наполеоном, которую русская армия вела в союзе с Австрией в 1805 году, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 году и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель изображает события, свидетельствовавшие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, погубившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны. В романе отражены крупнейшие явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения). Картины великих исторических событий сочетаются в романе с бытовыми сценами, нарисованными с исключительным мастерством. В этих сценах нашло отражение то существенное, чем характеризуется социальная действительность эпохи. Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых. Картины антикрепостнических преобразований Пьера Безухова в деревне, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения московских ремесленников раскрывают перед читателем характер отношений помещиков и крестьян, жизнь крепостной деревни и городских низов.
Действие эпопеи развивается то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события, о которых рассказывается в I томе, происходят за границей, в Австрии. События Отечественной войны ( IIIи IV тома) происходят в России, причем место действия зависит от хода военных операций (Дрисский лагерь, Смоленск, Бородино, Москва, Красное и т. д. ). В «Войне и мире» отражается все многообразие русской жизни начала XIXвека, ее исторические, социальные, бытовые и психологические особенности. Главные действующие лица романа — Андрей Болконский и Пьер Безухов — заметно выделяются среди героев русской литературы нравственной незаурядностью, интеллектуальным богатством. По складу характера они резко различны, почти что полярно противоположны. Но в путях их идейных исканий есть общее. Как и многие мыслящие люди в первые годы XIXвека, и не только в России, Пьер Безухов и Андрей Болконский заворожены комплексом «наполеонизма». Бонапарт, только что провозгласивший себя императором Франции, по инерции сохраняет ореол великого человека, расшатывающего устои старого феодально-монархического мира. Для русского государства Наполеон — потенциальный агрессор. Для правящей верхушки царской России он дерзкий плебей, выскочка, даже «Антихрист», как именует его Анна Павловна Шерер. А у молодого князя Болконского, как и у незаконного сына графа Безухова, полуинстинктивное тяготение к Наполеону — выражение духа оппозиции по отношению к обществу, к которому они принадлежат порождению. Потребуется долгий путь исканий и испытаний, прежде чем оба былых почитателя Наполеона ощутят свое единство с собственным народом, найдут себе место среди сражающихся на поле Бородина. Для Пьера потребуется и еще более долгий и трудный путь, прежде чем он станет деятелем тайного общества, одним из будущих декабристов. С убеждением, что и его друг, князь Андрей, будь он жив, оказался бы на той же стороне.
Образ Наполеона в «Войне и мире» — одно из гениальных художественных открытий Толстого. В романе император французов действует в тот период, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Дневниковые записи Толстого в период работы над «Войной и миром» показывают, что он следовал сознательному намерению — совлечь с Наполеона ореол ложного величия. Писатель был противником художественного преувеличения как в изображении добра, так и в изображении зла. И его Наполеон не Антихрист, не чудовище порока, в нем нет ничего демонического. Развенчание мнимого сверхчеловека совершается без нарушения житейской достоверности: император просто снят с пьедестала, показан в свой нормальный человеческий рост. Образ русской нации, победоносно противостоящей наполеоновскому нашествию, дан автором с беспримерной в мировой литературе реалистической трезвостью, проницательностью, широтой. Причем широта эта — не в изображении всех классов и слоев русского общества (Толстой сам писал, что и не стремился к этому), а в том, что картина этого общества включает множество типов, вариантов человеческого поведения в условиях мира и условиях войны. В последних частях романа-эпопеи создается грандиозная картина народного сопротивления захватчику. В нем участвуют и солдаты и офицеры, героически отдающие свою жизнь во имя победы, и рядовые жители Москвы, которые, несмотря на призывы Ростопчина, покидают столицу, и мужики Карп и Влас, не продающие сено неприятелю. Но одновременно в «жадной толпе, стоящей у трона», идет обычная игра интриг. Толстовский принцип снятия ореола направлен против всех носителей неограниченной власти. Принцип этот выражен автором в формуле, навлекшей на него гневные нападки верноподданнической критики: «Царь есть раб истории».
В романе-эпопее психологические характеристики отдельных персонажей отличаются строгой определенностью нравственных оценок. Карьеристы, стяжатели, придворные трутни, живущие призрачной, ненастоящей жизнью, в дни мира еще могут выходить на авансцену, вовлекать в орбиту своего влияния людей наивно-благородных (как князь Василий — Пьера), могут, как Анатоль Курагин, очаровывать и обманывать женщин. Но в дни всенародного испытания люди, подобные князю Василию, или офицеры-карьеристы, подобные Бергу, стушевываются и незаметно выбывают из круга действия: они не нужны повествователю, как не нужны России. Исключение составляет лишь повеса Долохов, чья холодная жестокость и безоглядная отвага оказываются кстати в экстремальных условиях партизанской борьбы. Война сама по себе для писателя как была, так и есть «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Но в определенных исторических условиях война в защиту родной страны становится суровой необходимостью и может содействовать проявлению лучших человеческих качеств. Так, невзрачный капитан Тушин своей храбростью решает исход крупного сражения; так, женственно-обаятельная, щедрая душою Наташа Ростова совершает подлинно патриотическое дело, уговаривая родителей пожертвовать имуществом семьи и спасти раненых. Толстой первым в мировой литературе показал посредством художественного слова важность морального фактора в войне. Бородинское сражение стало победой русских потому, что на армию Наполеона впервые «была наложена рука сильнейшего духом противника». Сила Кутузова как полководца основана на умении чувствовать дух войска, поступать в согласии с ним. Именно чувство внутренней связи с народом, с солдатской массой определяет образ его действий. С Кутузовым прямо связаны философско-исторические размышления Толстого. В его Кутузове раскрывается с полной ясностью и разум, и воля испытанного полководца, который не поддается стихии, мудро учитывает и такие факторы, как терпение и время. Сила воли Кутузова, трезвость его ума проявляются особенно ярко в сцене совета в Филях, где он — наперекор всему генералитету — принимает ответственное решение оставить Москву. С высоким новаторским искусством дан в эпопее образ войны. В разнообразных сценах военной жизни, в поступках и репликах персонажей раскрывается настроение солдатской массы, ее стойкость в боях, непримиримая ненависть к врагам и добродушно-снисходительное отношение к ним же, когда они повержены и взяты в плен. В военных эпизодах конкретизируется мысль автора: «Поднимается новая, неведомая никому сила — народ, и нашествие гибнет». Особое место в кругу действующих лиц эпопеи занимает Платон Каратаев. В наивно-восторженном восприятии Пьера Безухова он — воплощение всего «русского, доброго и круглого»; деля с ним несчастья плена, Пьер по-новому приобщается к народной мудрости и народной доле. В Каратаеве как бы сконцентрированы свойства, выработанные в русском крестьянине веками крепостной зависимости, — выносливость, кротость, пассивная покорность судьбе, любовь ко всем людям — и ни к кому в особенности. Однако армия, состоящая из таких Платонов, не могла бы победить Наполеона. Образ Каратаева в известной мере условен, отчасти соткан из мотивов пословиц и былин. «Война и мир», итог долголетней исследовательской работы Толстого над историческими источниками, представляла собой в то же время и отклик художника-мыслителя на те наболевшие проблемы, которые ставила перед ним современность. Социальные противоречия России того времени затрагиваются автором лишь мимоходом и косвенно. Но эпизод крестьянского бунта в Богучарово, картины народных волнений в Москве накануне прихода туда французов говорят о классовых антагонизмах. И вполне естественно, что действие завершается (не «развязывается») вместе с развязкой главного сюжетного конфликта — поражением Наполеона. Развертывающиеся в эпилоге резкий политический спор Пьера Безухова с его шурином Николаем Ростовым, сновидение-пророчество юного Николеньки Болконского, желающего быть достойным памяти отца, — все это напоминает о новых потрясениях, которые суждено пережить русскому обществу. Философский смысл эпопеи не замыкается рамками России. Противоположность войны и мира — это одна из центральных проблем всей истории человечества. «Мир» для Толстого понятие многозначное: не только отсутствие войны, но и отсутствие вражды между людьми и народами, согласие, содружество — та норма бытия, к которой надо стремиться. В системе образов «Войны и мира» преломляется мысль, гораздо позже сформулированная Толстым в дневнике: «Жизнь — тем более жизнь, чем теснее ее связь с жизнью других, с общей жизнью. Вот эта-то связь и устанавливается искусством в самом широком его смысле». В этом — та особая, глубоко гуманистическая природа толстовского искусства, которая отозвалась в душах основных героев «Войны и мира» и обусловила притягательную силу романа для читателей многих стран и поколений. Главной в сегодняшнем чтении Толстого остается его волшебная сила, о которой он писал в письме в 1865 году: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, которым я неоспоримо установлю кажущее мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|