Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синтаксическая ассимиляция




Синонимические (близкие по значению) слова и словосочетания могут управляться разными падежами. Это вынуждает с особой тщательностью относиться к грамматическим и стилистическим функциям этих слов и словосочетаний. В газетах часто встречаются случаи так называемой синтаксической ассимиляции, то есть неправильности выбора падежа управляемого слова. Так, например, в предложении "На смену устаревших методов хозяйствования пришли новые – рыночные" в результате подобной аналогии неправильно употреблен родительный падеж вместо дательного. Правильно это предложение звучит так: "На смену устаревшим методам хозяйствования пришли новые – рыночные". Чтобы избежать подобных ошибок, надо уметь различать управление при следующих синонимических словах и словосочетаниях:

• Адресовать кому? (другу), предназначать для кого? (для друга), рассчитывать на кого? (на друга).

• Беспокоиться о ком? (о сестре), тревожиться за кого? (за сестру).

• Вера во что? (в дружбу), уверенность в чем? (в дружбе).

• Вслушиваться во что? (в игру пианиста), прислушиваться к чему? (к советам)

• Внушать доверие кому? (людям), вселять доверие в кого? (в людей).

• Произносить, излагать, повторять что? (речь); рассказывать, описывать что? (случай), говорить, сообщать что? и о чем? (факты, о событиях).

• Гордиться, горд кем? – чем? (товарищем, достижениями); гордость за кого? – за что? (за товарища, за достижения).

• Дать оценку чему? (произведениям), оценить что? (мастерство).

• Делать различие между чем и чем? (между новыми и старыми подходами); отличать что от чего? (музыку от пения); различать что и что? (прибой и шторм).

• Достоин, достойный чего? (похвалы); достигнуть чего? (славы).

• Жажда чего? (знаний), потребность в чем? (в знаниях), стремление к чему? (к знаниям).

• Заслужить что? (уважение), заслуживать чего? (уважения).

• Жаловаться на что? (на отсутствие аппетита); обжаловать что? (решение суда).

• Избегать чего? (курения), уклоняться от чего? (от обязанностей), обходить что? (опасные места).

• Интерес к чему? (к русскому языку), интересоваться чем? (техникой).

• Мешать, препятствовать чему? (развитию), тормозить что? (развитие).

• Наградить чем? (грамотой); удостоить чего? (звания).

• Надеть что на кого? (пальто на мальчика); одеть кого во что? (девочку в платье).

• Недоволен, недовольна чем? (собой); разочарован, разочарована в чем? (в политике).

• Нужда в чем? (в инвестициях); нехватка чего? (инвестиций).

• Обвинять в чем? (в бездействии), осуждать за что? (за лень).

• Обратить внимание на что? (на недостатки), направить внимание на что? (на детали), уделять внимание чему? (работе над словом), задерживать внимание на чем? (на событиях).

• Опираться на что? (на опыт); базироваться на чем? (на фактах).

• Отчитываться в чем? (в проделанной работе), отдать себе отчет в чем? (в трудностях); предоставить отчет о чем? (о поездке); подвести итог чего? (работы).

• Осужден на что? (на забвение); приговорен к чему? (к штрафу).

• Поражаться чем? (достижениями), удивляться чему? (успехам).

• Поступаться чем? (своими правилами); уступать что? (место).

• Превосходство над кем? (над противником), в чем? (в профессиональных навыках); преимущество чего перед чем? (рыночных методов хозяйствования перед административными).

• Предупреждать о чем? (об опасности), предостерегать от чего? (от простуды).

• Презирать кого? – что? (труса, подхалимство), презрение к чему? (к зазнайству).

• Примириться с кем? – чем? (с обидчиком, с неудобствами), смириться перед кем? – чем? (перед победителем, перед могуществом).

• Потребность в чем? (в инвестициях); спрос на что? (на товар).

• Разрешить кому что? (сотрудникам – уходить в оплачиваемый отпуск один раз в год); допускать что для кого? – чего? (допускать использование бюджетных средств для финансирования предприятий).

• Уверять, заверять кого в чем? (партнеров в своих честных намерениях).

• Управлять чем? (машиной); регулировать что? (движение).

• Упрекать кого в чем? (правительство в бездействии), попрекать кого чем? (человека совершенными ошибками).

• Характерен для кого? – чего? (для политиков, для правительства); характеризуется чем? (высоким уровнем экономического развития); свойственен или присущ кому? – чему? (экономистам, данной стране); типичен для кого? – чего? (для предпринимателей, для этого климата).


Глава 11. Пресса и закон

Гарантии свободы прессы, предоставляемые Первой поправкой к Конституции США, не являются ни абсолютными, ни безоговорочными. Полная свобода выражения в печати или любым другим графическим способом регламентируется целым рядом документов. Для редактора прежде всего важны те из них, которые запрещают публикацию и наказывают за появление в печати клеветы, диффамации, т. е. заведомо ложных заявлений, которые могут нанести ущерб репутации какого-либо человека, опозорить его.

Есть и другие законы. Хотя публикация непристойностей и преследуется по закону, четкого определения, что же такое непристойность, так и не было разработано. Возникающие судебные прецеденты в этой области дают пищу для размышлений. В последнее время изменения в этой сфере происходили особенно быстро, может быть потому, что также быстро менялось общественное мнение в отношении сексуальной морали. Законы об авторских правах защищают право автора на его собственные работы. Вторжение в личную жизнь, новая и до сих пор неизученная область права, регулируется законом с целью защиты граждан от необоснованного придания гласности подробностей личной жизни. Фамилии выигравших в лотерею не публикуются согласно требованиям почтовых инструкций. Каждый аспект этих вопросов мы рассмотрим по степени важности для редактора.

Клевета (диффамация)

"Палки, камни больно бьют. А вот имена не так страшны" – этот английский детский стишок в очень лаконичной форме дает нам представление о различиях между физическим увечьем и оскорбленным самолюбием. Оскорбление кого-либо может не только обидеть, но и привести виновного к судебному иску и к выплате компенсации за нанесенный ущерб.

Клевета – очень сложный аспект, однако знания редактора о нем должны быть ничуть не хуже, чем у юриста. Возможно, в этой главе мы рассмотрим лишь некоторые важные аспекты проблемы. В школах журналистики обязательно присутствуют специальные курсы лекций по праву СМИ. Любой журналист и редактор должен быть достаточно информирован об основных признаках клеветы, чтобы уметь определять, какой заголовок или какое заявление в статье могут довести дело до судебного иска.

Если подобная проблема все же возникает, то есть два выхода из создавшейся ситуации. Потенциально опасная часть статьи может быть вычеркнута, если она не представляет особой важности. Если же, по мнению редакции газеты, материал имеет большое значение и общественность должна узнать об изложенных в ней фактах, редактор может проконсультироваться с адвокатом до публикации материала, чтобы выяснить все возможные последствия, к которым может привести огласка. Крупные газеты обычно имеют постоянное соглашение с адвокатом – специалистом в области клеветы. Многие газеты застрахованы от подобных случаев. Даже если адвокат придет к выводу, что опасность предъявления судебного иска велика, газета может решить рискнуть и все равно опубликовать какое-либо заявление, если она полагает, что общественность должна знать об этом.

В Соединенных Штатах вопросы диффамации являются прерогативой законодательства штатов. Это означает, что в каждом из 50 штатов действует свой закон. Несмотря на определенную схожесть в основных принципах, между ними существуют и важные различия. В этой связи журналистам следует ознакомиться с законами о клевете, действующими в их штате. В конечном счете, в каждом конкретном случае именно суд решает, что есть клевета. Из законов и судебных прецедентов можно почерпнуть общие принципы урегулирования подобных вопросов, но даже при идентичности обстоятельств в одних случаях публикация признается клеветой, а в других – нет.

Начнем с того, что дела, рассматривающие вопрос о клевете (как и любые другие), подразделяются на две категории: гражданские и уголовные. Гражданские дела, те в которых истец заявляет о несправедливости действий по отношению к нему (например, были нарушены условия договора или не был возвращен долг) и подает в суд на обидчика. При гражданском иске государство предоставляет средства для ведения дела (зал суда, например), а также и рефери (т. е. судью и присяжных). Стороны, представленные адвокатами, решают все вопросы непосредственно в суде. Если же речь идет об уголовных делах, под суд подпадают те, кто совершил преступление против общества, например, обвиняемые в убийстве, краже, изнасиловании или в совершении чего-либо, определяемого законом как преступление. Преобладающее число дел о клевете являются гражданскими (один человек судится с другим). Количество уголовных дел, где опубликованное заявление признается фактором, дестабилизирующим мир и спокойствие, ничтожно.

Целью гражданских исков является материальная компенсация, передача собственности или гарантия определенных прав, которые на данный момент являются предметом спора. В результате удовлетворения гражданского иска ни на кого не накладывается штраф (т. е. никто не обязан выплачивать деньги государству) и никто не отправляется в тюрьму, хотя суд может и обязать подзащитного выплатить штраф истцу. В уголовных делах государство берет на себя инициативу, действует от лица общества, арестовывая, привлекая к судебной ответственности подозреваемых в совершении каких-либо преступлений и, при условии признания их виновными, штрафуя или/и отправляя их за решетку.

Клевета может не только рассматриваться как уголовное или гражданское дело, но и подразделяться на две категории: клевета per se (сама по себе; по сути, непосредственно) и клевета per quod (при данных обстоятельствах; в этих условиях; в таком случае). В течение многих лет в США считалось клеветой, не имея на то оснований, обозвать кого-либо коммунистом. В таком случае это будет служить примером клеветы per se, т. е. клеветы по сути. В случае же с клеветой per quod истец должен представить доказательства того, что в результате клеветы в его адрес был нанесен ущерб его репутации. Во времена, когда полигамия была догматом Мормонской церкви, в Нью-Йорке было опубликовано сообщение, в котором раскрывалось имя мужчины, вступившего в эту церковь. Это сообщение могло бы лечь в основу судебного разбирательства на основании наличия в нем клеветы per quod, так как полигамия была нарушением закона, запрещающего бигамию (двоеженство).

Было бы целесообразно на данном этапе определить значение терминов "истец" и "ответчик". Истец – это тот, по отношению к которому, по его мнению, совершена несправедливость, и он предъявляет иск. Ответчик (подсудимый, обвиняемый – при разборе уголовного дела) привлекается в качестве ответчика по иску.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...