Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян




 

УРОКИ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1 класс

 

 

Пособие для учителя

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

Часть 1. 9

Раздел «Мы и наш мир». 9

Раздел «Наш класс». 31

Раздел «Наш дом и семья». 64

Часть 2. 96

Раздел «Город и село». 96

Раздел «Родная страна». 127

Раздел «Человек и окружающий мир». 144

 


ВВЕДЕНИЕ

Вниманию учителя предлагается методическое пособие по курсу «Окружающий мир» в линии учебно-методических комплектов «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник»). Особенность данного курса состоит в том, что он реализует культурологический подход к созданию картины окружающего мира в восприятии ребенка, гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Благодаря этому, по замыслу авторов, курс должен послужить содержательной основой для интеграции всех дисциплин начальной школы; явиться смысловым стержнем для построения целостного процесса обучения и воспитания младших школьников в первую и вторую половину дня; дать объединяющее ценностное начало для взаимодействия школы с родителями, педагогами дополнительного образования, работниками учреждений культуры.

Курс 1 класса занимает особое место в реализации программы, так как он призван обеспечить эффективность продолжительной работы в последующие годы по намеченным выше направлениям. Именно в 1 классе объемно и предметно раскрывается структура понятия окружающий мир в единстве трех его составляющих: природа, культура и человек как культуросозидающий субъект. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества, благодаря чему вводятся ведущие содержательные аспекты курса и определяются главные педагогические подходы к освоению предмета — коммуникативно-деятельностный, культурно-исторический, духовно-ориентированный. Так решаются общие задачи курса: формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики; воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу (селу), своему Отечеству; развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого, своего внутреннего мира; расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность, идеал. Одновременно с помощью средств учебного предмета решаются общие задачи начальной школы: развитие у ребенка познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств, формирование целого комплекса ключевых компетентностей — коммуникативной, информационной, социальной, нравственной и др. Специально в описании урока общие задачи не указываются.

В пособии представлены разработки всех уроков для 1 класса начальной школы. Обращаем внимание на то, что все темы учебника раскрыты в шестидесяти уроках. Оставшиеся 6 часов учебного времени — это ресурс для учителя. Он по своему усмотрению любую тему может распределить на два урока, в том числе и построить один из них целиком на основе национально-регионального компонента, провести экскурсию. Необходимо отметить, что наряду с разработками данного пособия возможно использование учителем собственных вариантов занятий.

Описание каждого урока начинается с рубрики, определяющей специфические задачи каждого урока применительно к его конкретному содержанию и видам деятельности, которые связаны с тем или иным компонентом окружающего мира — природы, культуры или феномена человека. Это распознавание природных и культурных объектов и их практическое исследование; моделирование объектов и явлений окружающего мира; эколого-этическая и духовно-нравственная деятельность, направленная на освоение культуры эмоционально-положительного отношения к миру природы и людей.

Вторая рубрика описания характеризует планируемые достижения учащихся. Она поможет учителю выявить наиболее важное направление в его работе и работе детей, покажет уровень требований к результатам урока.

Третья рубрика содержит описание оборудования, необходимого для проведения урока. В перечне не называется оборудование, которое постоянно присутствует на уроке: учебник, рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры. Это же касается кукол Мальчика и Девочки, которым при первой же встрече следует вместе с детьми выбрать имена, ориентируясь на традиционный именослов, характерный для народов вашего края. Таким же постоянным предметом-персонажем является и волшебный клубочек, который помогает учителю в создании положительной эмоциональной атмосферы на уроке, используется для организации временных детских групп при выполнении творческих коллективных заданий. С помощью волшебного клубочка проводится жеребьевка при распределении форм и видов учебной деятельности среди учащихся, успешно разрешаются возникающие конфликты и т. п. Таким образом корректируется качество общения детей.

Следует отметить, что впрямую диалогические ситуации с игровыми персонажами разработаны для уроков, построенных на материале блока «Культура». Материал блока «Природа» лучше знаком педагогам, поэтому и уроки разработаны в классическом варианте, что дает учителю возможность самостоятельно вводить игровые элементы с использованием по своему усмотрению постоянных персонажей-помощников.

В рубрике «Предварительная работа» кратко описывается та работа, которая должна быть выполнена заранее самим учителем либо учителем с помощью родителей или вместе с детьми.

Самая развернутая рубрика в пособии — описание хода урока. Проблемную ситуацию на уроке учитель чаще всего задает в театрализованной, игровой форме от лица кукол Мальчика и Девочки, которые ведут диалог между собой, вступают в беседу с учителем и детьми, ставят перед ними проблемные вопросы, на которые дети сами ищут ответы. Это определяет сочетание проблемно-поискового и коммуникативно-деятельностного подходов, которые лежат в основе методики обучения по данному курсу.

Особое внимание учителя следует обратить на практические работы с природными и культурными объектами. Дети практическими методами исследуют окружающий мир, используя все органы чувств. Большое место занимают и практические работы с атласом-определителем. Это деятельность по распознаванию природных объектов и усвоению названий деревьев, цветов, насекомых. На практическую работу направлено и использование материалов Приложения в учебнике и рабочих тетрадях. Творческие задания в этих пособиях позволяют придать процессу познания личностную значимость, индивидуальные черты, эмоционально-ценностную окрашенность.

Кроме того, учителю предлагается обилие различных литературных, музыкальных, изобразительных материалов, что также поможет обеспечить образное, запоминающееся ребенку раскрытие учебного материала. Важную роль для решения этой задачи играет сочетание вербального и иллюстративного рядов в учебнике и рабочих тетрадях. Репродукции произведений отечественной живописи дают хороший материал для развития речи в форме устных сочинений по картине. Словесные тексты следует использовать в качестве средства дифференциации обучения и более прочного овладения навыком чтения, побуждая первоклассников постепенно переходить от чтения заголовков, отдельных слов, предложений к чтению целого учебного текста.

Эффективность урока во многом зависит от форм организации обучения. Значительное внимание уделяется работе в группах и парах. Важное значение имеет коллективное решение проблемных ситуаций и вопросов. Наряду с этим необходимо предусматривать и индивидуальные задания, которые даются в соответствии с интересами и способностями детей. Смена видов деятельности на уроке также активизирует восприятие первоклассников и способствует их успешному обучению.

Особое внимание следует обратить на рубрику «Национально-региональный компонент». Она дает учителю конкретные ориентиры в системном отборе материала природы и культуры своего края для целенаправленного включения его в содержание того или иного урока. Это неисчерпаемый ресурс для педагогического творчества учителя, для повышения заинтересованности детей в открытии чудес мира природы и культуры в ближайшем окружении, для творческого взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования и культуры. Для уроков блока «Природа» учитель подбирает региональный материал по своему усмотрению.

Рубрика «Физкультминутки» помогает учителю организовать активный отдых первоклассников таким образом, чтобы он тематически был связан с их работой на уроке. Дети с радостью и готовностью включаются в такую игру, а затем после передышки естественно возвращаются к учебной деятельности. Учитель по своему усмотрению вводит физкультминутки в ход занятия. Особенно понравившиеся детям рекреационные игры можно использовать и на других уроках.

Рубрика «Рекомендации для занятий в семье» дает предметное основание для сотрудничества детей и взрослых в процессе творческого познания и освоения ребенком окружающего мира. Она вовлекает взрослых в учебную деятельность ребенка так, чтобы углубить и укрепить их взаимные эмоциональные и духовные связи и тем самым способствовать плодотворному развитию и воспитанию ребенка.

Деятельность учителя в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» непосредственно вытекает из содержания курса «Окружающий мир» и опирается на ценностно-смысловой потенциал отечественной культуры. Рассмотрим более подробно особенности этой работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...