Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 17. Мир за стеклянным берегом




Задачи урока: формировать представление об аквариуме как о созданном руками человека сообществе рыб, водных растений, моллюсков; учить распознавать обитателей аквариума, познакомить со средствами и способами ухода за аквариумом.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что аквариум — целый мир с водными растениями, рыбами, улитками; научиться распознавать наиболее часто встречающиеся виды аквариумных рыбок, водных растений и улиток.

Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью «музыки моря» (отрывок из музыки А. Петрова к кинофильму «Человек-амфибия», или из симфонической поэмы Н. А. Римского-Корсакова «Море», или из его же оперы «Садко»); изображение или фигурка сказочной золотой рыбки, аквариум (если есть в школе), средства ухода за аквариумом. У учащихся — атлас-определитель «От земли до неба».

Предварительная работа. По усмотрению учителя заранее может быть изготовлена и распечатана на цветном принтере для каждого ученика фотография аквариума, имеющегося в классе. Если в школе нет аквариума, желательно побывать с детьми там, где он есть (зоомагазин, фойе Дома культуры, кинотеатра, аквапарк и т. п.).

Ход урока

В начале урока целесообразно повторить наиболее трудные моменты прошлого урока по вопросам: «Чем отличается кустарник от дерева? Чем отличается травянистое растение от деревьев и кустарников? Какие деревья и кустарники растут на пришкольном участке? Какие цветы высажены на клумбах у школы?» После беседы дети демонстрируют свои зарисовки наиболее понравившихся растений, которые растут возле школы (задание № 4 на с. 27 рабочей тетради).

Переход к новой теме можно осуществить, создав проблемную ситуацию. Звучит негромко «музыка моря», и учитель вспоминает с детьми начало «Сказки о рыбаке и рыбке».

Учитель (демонстрируя изображение или фигурку сказочной золотой рыбки): «Ребята, кто из вас видел настоящую золотую рыбку? Как она выглядит? Где вы ее видели? Позже на уроке мы познакомимся с золотой рыбкой, но на ее поиски мы отправимся не в море, а в особый мир за стеклянным берегом, который называется...». (Ответы детей.)

Учитель предлагает открыть учебник на с. 38 и объявляет тему урока. Затем просит детей описать, что они видят на фотографиях, зачитывает текст вверху страницы, предлагает подумать, почему аквариум назван «целым миром». Далее учащиеся выполняют другие задания на данной странице учебника. При этом учитель демонстрирует средства ухода за аквариумом. По возможности следует провести практическую работу с целью освоения детьми наиболее простых приемов ухода за аквариумом.

Уточняя и дополняя ответы детей, учитель может сказать: «Действительно, аквариум — это водоем в миниатюре. В нем человек старается создать для рыбок такие же условия, как в природном водоеме — реке или озере. Но аквариумные рыбки — это не те рыбы, которые водятся в наших реках и озерах. Это привезенные из жарких стран или специально выведенные людьми для содержания в аквариуме маленькие рыбки. Бóльшая часть этих рыб не ест водные растения, а питается кормом, который продают в зоомагазинах. Водные растения нужны для другого. Под воздействием солнечного света они выделяют в воду кислород, которым дышат рыбы. Если в аквариуме не будет растений, рыбы начнут задыхаться. Для дыхания у рыб есть специальный орган — жабры, которые находятся по бокам головы, под пластинками. Когда будете наблюдать за рыбками, обратите внимание на то, как двигаются эти пластинки — это рыбы дышат. Часто в аквариуме поселяют улиток. Они не только интересны сами по себе, но и очищают стенки аквариума. Таким образом, аквариум представляет собой целый мир, где каждый из жителей приносит пользу своим соседям».

Этот этап урока может быть завершен выполнением задания № 1 в рабочей тетради (с. 28). Дети рисуют аквариум или наклеивают в тетрадь выданные учителем фотографии.

Следующий этап урока посвящается знакомству с разнообразием обитателей аквариума. В него вносится элемент игры: поиск золотой рыбки. Дети знакомятся с обитателями аквариума по рисунку на с. 39 учебника и спрашивают у них, не встречали ли они золотую рыбку. Если в классе или рекреационном помещении школы есть аквариум, организуется распознавание его обитателей с помощью атласа-определителя «От земли до неба». В атласе (с. 166) учащиеся находят изображение золотой рыбки. Учитель читает текст о ней и ее разновидностях (с. 167). Наиболее внимательные дети могут сказать, что одна из разновидностей золотой рыбки — вуалехвост — изображена на фотографии аквариума, которую рассматривали в начале урока на с. 38 учебника (фото слева). Теперь дети могут определить и рыбку, изображенную на фотографии справа (меченосец).

Полученные знания об обитателях аквариума применяются и закрепляются при выполнении заданий № 2 и № 3 в рабочей тетради (с. 28—29), которые предлагаются для работы в парах или группах. При выполнении задания № 2 используется Приложение рабочей тетради, задания № 3 — атлас-определитель. Затем индивидуально выполняется задание № 4 (с. 29). Оно очень важно для развития внимания детей и мелкой моторики руки (учащиеся должны заметить различия двух похожих растений и улиток и правильно нарисовать их). Задание может быть дано по вариантам: 1-й вариант рисует растения, 2-й — улиток; оставшаяся работа выполняется дома.

В конце урока коллективно выполняется задание учебника о тесной связи неживой и живой природы (с. 39, внизу). В случае затруднений учитель предлагает обратиться за помощью к сказочной золотой рыбке (демонстрируется ее изображение или фигурка). Например, от ее имени учитель просит вспомнить, что относится к неживой природе. Если дети забыли, можно отослать их к с. 8 учебника и провести беседу по вопросам:

1. Что из изображенной на фотографиях неживой природы есть в аквариуме? (Вода, камни.)

2. Нужно ли для того, чтобы обитатели аквариума чувствовали себя хорошо, солнце? (Да, нужно, иначе растения перестанут выделять кислород, вода станет холодной и рыбки погибнут. Если солнечного света не хватает, включают лампочку.)

3. Нужен ли воздух? (Да, растения не всегда выделяют достаточно кислорода, поэтому его приходится нагнетать компрессором.)

4. Какой же вывод мы можем сделать? (Действительно, аквариум показывает тесную связь неживой и живой природы.)

Выполнив задание, учащиеся благодарят золотую рыбку за помощь, после чего подводятся итоги урока.

Физкультминутки. Движения, имитирующие плавание брассом, покачивания с поднятыми руками можно провести под музыку, которая является визитной карточкой урока.

Рекомендации для занятий в семье. Вместе с ребенком сходите в зоомагазин или любое другое место, где есть аквариум. Возьмите с собой атлас-определитель, чтобы определить, какие рыбки и растения в нем имеются.


Урок 18. КТО ЕЩЕ У НАС ЖИВЕТ?

Задачи урока: познакомить детей с животными, которых обычно держат в живых уголках, с условиями их содержания; научить определять этих животных с помощью атласа-определителя; прививать любовь к животным и чувство ответственности.

Планируемые достижения учащихся: научиться различать наиболее распространенных обитателей живого уголка, усвоить простейшие правила ухода за этими животными.
Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных», образцы корма для различных животных живого уголка, типовая клетка (если есть). У учащихся — атлас-определитель «От земли до неба».

Предварительная работа. По усмотрению учителя может быть сделана и распечатана на цветном принтере для всех учащихся фотография школьного живого уголка. Также учителю желательно проконсультироваться у учителей биологии или продавцов зоомагазина о правилах кормления обитателей живого уголка и ухода за ними, купить образцы корма.

Ход урока

В начале урока следует проверить усвоение учащимися материала предыдущего урока по вопросам: «Каких аквариумных рыбок вы знаете? Какую роль в аквариуме играют водные растения? Зачем в аквариумы помещают улиток?»

«Визитной карточкой» темы о животных может быть музыкальная заставка к телепередаче «В мире животных» (оркестр Поля Мориа). В начале урока можно спросить, слышали ли учащиеся эту мелодию, смотрят ли эту телепередачу, что интересного они из нее узнали.

Если в школе есть живой уголок, можно задать вопрос: «Каких животных вы видели в живом уголке нашей школы?» Если живого уголка в школе нет, можно дать детям задание сходить после урока в зоомагазин и понаблюдать за жизнью выставленных в витринах животных.

Затем дети открывают учебник на с. 40—41, рассматривают и описывают живой уголок, изображенный на фотографии, сравнивают его с живым уголком своей школы. Очень важно дать детям возможность свободно высказаться, отвечая на вопрос о том, для чего создают живые уголки. Этот вопрос побуждает учеников задуматься об отношении других людей и своем личном отношении к животным, об интересе к ним, желании с ними общаться и т. д.

Далее можно перейти к знакомству с обитателями живого уголка. Пусть дети попробуют назвать птиц и зверьков, изображенных на с. 41 учебника, и проверят себя по Приложению (с. 90). Если в классе (школе) есть живой уголок, следует организовать распознавание его обитателей с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (с. 188—189, с. 202—203). Учитель зачитывает детям некоторые сведения о животных, имеющиеся в атласе-определителе. Можно рассказать что-то и дополнительно, помня при этом, что не следует перегружать детей второстепенными и непонятными им подробностями. Данный этап урока может быть завершен выполнением задания № 1 в рабочей тетради (с. 30). Дети рисуют живой уголок или наклеивают фотографию, выданную учителем.

Затем, используя соответствующие задания учебника, нужно поговорить об условиях, необходимых для жизни обитателей живого уголка и о правилах ухода за ними. По возможности следует организовать практическую работу, чтобы научить детей простейшим приемам ухода за обитателями живого уголка. Особое внимание уделяется подбору корма для животных. Для этого предлагается проблемное задание: учитель демонстрирует образцы корма и просит сказать, для кого из животных он предназначен. Параллельно выполняется задание № 2 в рабочей тетради (с. 30—31).

Далее необходимо обсудить вопрос в учебнике: «Всем ли животным хорошо в живом уголке?» (Нет, не всем, а только тем, кто специально выращен для жизни в живом уголке и вне его жить не сможет. Дикие животные не смогут жить в домашних условиях в клетке. Например, белка, заяц, ежик должны много двигаться, иначе они заболеют и умрут. Не следует подбирать в лесу птенцов и детенышей зверей: в природе родители позаботятся о них, а в неволе они, скорее всего, погибнут. Нельзя содержать в живых уголках и крупных хищников — лис, волков, медведей: это не только очень трудно, но и опасно.)

Особое внимание следует уделить заданию в нижней части с. 40. Оно отмечено знаком «Задание повышенной сложности». Действительно, детям предлагается обсудить сложную этическую тему об ответственности человека за своего питомца. Однако эта тема очень актуальна для младших школьников. Не секрет, что многие из них просят родителей купить им птичку или зверька, а затем быстро охладевают к ним, в результате чего вся забота о животном ложится на плечи родителей. Данное задание поможет детям понять, что маленькие зверьки и птички, которых держат в живых уголках, требуют постоянного ухода, внимания, а иногда и специальных знаний, и надо основательно подумать, прежде чем заводить то или иное животное.

В конце урока учитель просит детей перечислить животных живого уголка и назвать главное правило отношения к ним («Мы в ответе за тех, кого приручили»).

Физкультминутки. Имитацию полета птиц, прыжков кроликов, бега мышек можно провести под музыкальную заставку к телепередаче «В мире животных».

Рекомендации для занятий в семье. Прочитайте ребенку (или вместе с ним, если он хорошо читает) рассказ «Про дикого ежа и домашние неприятности» из книги «Великан на поляне» (с. 89—90).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...