Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 19. Какие бывают животные




Задачи урока: формировать представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), их существенных признаках; воспитывать бережное отношение к животным.
Планируемые достижения учащихся: уметь классифицировать животных по их существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы.
Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных», таблица «Многообразие животных» (если в школе таковой нет, то ее следует изготовить самостоятельно), таблички или слайды с изображением муравья, паука, кита, моржа, страуса, пингвина. У учащихся — атлас-определитель «От земли до неба».
Предварительная работа. Сделайте закладки в атласе-определителе на с. 130—131 (жуки), с. 152—153 (муравьи, пчелы), с. 154—155 (мухи и комары).

Ход урока

Начать урок можно с мелодии заставки к телепередаче «В мире животных». Учитель объявляет тему урока и спрашивает: «Каких животных вы знаете?» Обычно дети начинают перечислять млекопитающих. Учитель предлагает открыть учебник на с. 42—43 и говорит: «Когда вы называли знакомых вам животных, вы перечисляли только животных одной группы. Их называют звери. Найдите на рисунке зверей. Назовите их. На каком фоне они изображены? (На зеленом.) Но животных, оказывается, намного больше. На других рисунках тоже показаны животные. Рассмотрите их. Назовите каждое животное на бежевом фоне. А можете ли вы назвать их одним словом? Выберите подходящее слово из столбика на с. 43. (Насекомые.) Назовите каждое животное на голубом фоне. А как назвать их одним словом? Выберите подходящее слово из столбика. (Рыбы.) Назовите каждое животное на желтом фоне. Как назвать их одним словом? Выберите подходящее слово из столбика. (Птицы.) Итак, о каких группах животных мы узнали? Давайте попробуем привести свои примеры животных каждой группы». (Ответы детей.)

Знание названий животных и их групп закрепляется с помощью задания № 1 в рабочей тетради (с. 32—33). Его можно выполнить в парах, а затем коллективно проверить.

На следующем этапе урока выявляются существенные признаки каждой группы животных (насекомых, рыб, птиц, зверей). Преобладающим методом на этом этапе урока может быть беседа с использованием атласа-определителя «От земли до неба», а также демонстрационных изображений животных. Содержание беседы во многом зависит от уже имеющихся у детей представлений. Так, на вопрос об общем признаке насекомых дети обычно отвечают, что насекомые летают. Учитель поясняет: «Действительно, большинство насекомых летает. А вот это какое животное? (Учитель показывает картинку или слайд с изображением муравья.) Можно ли назвать муравья насекомым? (Ответы детей.) Так вот, муравьи, которых мы обычно видим в муравейнике, крыльев не имеют и не летают. Летать могут будущие муравьиные «мамы»: они вылетают из муравейника, чтобы основать новую семью, а потом теряют крылья и больше из гнезда не выходят. Не летают такие насекомые, как жуки-жужелицы, редко летают, хотя и имеют крылья, жуки-плавунцы, кузнечики. Значит, умение летать хотя и важный признак насекомых, но не главный. Оказывается, главным признаком у насекомых является количество ног. Откроем атлас-определитель «От земли до неба» на с. 130. (В данном случае лучше работать по атласу, так как в нем рисунки крупнее, чем в учебнике.) Сколько ножек у жуков? (Ответы учащихся.) Посмотрим на изображения муравьев и пчел в атласе-определителе на с. 152—153. Сколько у них ножек? А у мух и комаров на с. 154—155? Значит, главный признак насекомых — шесть ножек (три пары). А теперь посмотрите на эту картинку. (Учитель показывает картинку или слайд с изображением паука.) Это что за животное? Можно ли назвать его насекомым?» (Нет, у него восемь ног.)

Учитель: «По отношению к насекомым мы порой очень жестоки. Ловим и коллекционируем бабочек и жуков из-за их красоты, идем и не замечаем, что раздавили муравьишку. Многие виды насекомых из-за этого стали редкими». Далее учитель может прочитать стихотворение:

 

Какого жука я в лесу повстречал! Он топал, как бык, и рогами качал. И очень серьезным и грозным он был, Я даже дорогу ему уступил. Мне имя его неизвестно пока, Но я не забуду лесного жука, Я в городе в библиотеку пойду, Жука моего по рисункам найду. Узнаю, где водится, как он живет, Зачем ему крылья и что он жует. И будут страницы, как травы, шуметь, И будут, как птицы, трамваи звенеть. Я всем расскажу про жука своего. Как славно, что я не обидел его. С. Макотин

 

На вопрос: «Какие признаки отличают рыб от других животных?» дети обычно отвечают, что рыбы живут в воде. Тогда учитель показывает карточки с изображениями кита и моржа, спрашивает, можно ли их назвать рыбами. Киты постоянно живут в воде, а моржи проводят в ней значительную часть своей жизни. Значит, жизнь в воде — важный, но не главный признак рыб. Главный признак — наличие чешуи, которой покрыто их тело. Еще один признак рыб — жабры. С их помощью, как детям уже известно из наблюдений за аквариумными рыбками, они дышат.

На вопрос об отличительном признаке птиц дети обычно отвечают, что птицы летают. Тогда учитель показывает карточки с изображениями нелетающих птиц (страуса, пингвина), а также напоминает, что большинство насекомых тоже хорошо летает. Итак, не все птицы летают и не только птицы умеют летать. Значит, не это главное. А что же главное? Главный признак птиц — наличие перьев. Тело птиц покрыто перьями, которые защищают их от холода и помогают летать.

Учитель: «Скоро для птиц наступит тяжелое время — зима, и мы должны помочь тем птичкам, которые не улетела в теплые края, подкормить их». Далее учитель читает стихотворение:

 

Сугробами засыпаны Дворы, бугры, дорожки, Не могут пташки отыскать Ни зернышка, ни крошки. Так вот летают все слабей Ворона, галка, воробей. Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенья птицы ждут от нас, Кормите их, согрейте! Повесьте домик на суку, Рассыпьте крошки на снегу... К. Мухаммади

 

В заключение выясняется, что главным признаком зверей является наличие шерсти.

Сделанные детьми выводы сопоставляются с выводом учебника (с. 43), который зачитывает учитель.

Полученные знания закрепляются с помощью задания № 2 в рабочей тетради (с. 33). Его дети выполняют самостоятельно, после чего проводится взаимная проверка в парах.

Затем выполняется задание на с. 42 учебника (внизу). При этом учитель просит учащихся обязательно говорить, к какой группе относится названное животное.

В конце урока учитель зачитывает ключевые слова урока (на голубой плашке), а дети дают определение каждой группы животных.

Физкультминутки. Под музыку, с которой начинается урок, предложите детям сделать упражнения, имитирующие полет насекомых, прыжки кузнечика, движения других животных (в зависимости от времени проведения физкультминутки).

Рекомендации для занятий в семье. С помощью атласа-определителя потренируйте детей в классификации животных, показывая отдельно представителей насекомых, рыб, птиц, зверей.


Урок 20. ДЕЛУ — ВРЕМЯ

Задачи урока: раскрыть смысл первой части пословицы «Делу — время, потехе — час» и показать привлекательность учения как важного дела в любом возрасте; обобщить сложившиеся у детей представления о школе, в которой они учатся; скорректировать образ школы как Дома, где дети учатся самыми разными способами открывать для себя окружающий мир и его тайны.

Планируемые достижения учащихся: научиться планировать и контролировать свои действия; соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.

Оборудование: без особых рекомендаций.

Предварительная работа. Договоритесь с учителями других классов о возможном проведении мини-экскурсии, вывесьте расписание их занятий в своем классе.

Ход урока

Урок начинается с диалога кукол-помощников. Мальчик: «Давай сейчас поиграем в шашки». Девочка: «Не могу. Мне надо уроки делать». Мальчик: «А потом?» Девочка: «А потом у меня тренировка. А вечером хочется рисунок дорисовать. Вчера начала рисовать зимний лес и не успела закончить». Мальчик: «Да я и сам вечером хочу книгу почитать. Получается, что и у тебя, и у меня не так много свободного времени. Прямо как в пословице: “Делу...”» Девочка: «Подожди, подожди, не говори. Давай ребят спросим». К обсуждению подключаются ученики. Вместе с учителем они вспоминают или выучивают пословицу. Учитель спрашивает у детей, как они понимают эту пословицу, и рассказывает: «Раньше на Руси потехой называлась соколиная охота, которой очень увлекались молодые бояре. Поэтому пришлось царю даже указ издать о том, что делу — время, а потехе — час. Потом слово «потеха» стало означать развлечение, увеселение, отдых от работы».

Мальчик: «А как же сделать так, чтобы дела не перепутались? Чтобы каждое было сделано в свое время? Чтобы обо всех делах помнить?» (Составить распорядок дня, заглянуть в дневник.) Учитель: «А как называется наш школьный распорядок дел?» (Расписание уроков.)

Дети раскрывают учебники на с. 44—45. Рассматривают рисунки и объясняют, какие занятия представлены на каждой иллюстрации.

Игра-физкультминутка. Учитель называет урок, сопровождает соответствующим движением. Дети повторяют движение. Затем учитель только произносит название урока (с убыстрением темпа), а дети показывают соответствующее движение. (Вместо физкультминутки может быть проведена мини-экскурсия в соседние классы. Дети вместе с учителем подходят к классным комнатам. Спрашивают, какое занятие проходит в данный момент. Заранее предупрежденные педагоги отвечают на вопросы, говорят, какую тему проходит в данный момент класс, чем заняты дети. В конце экскурсии учитель обобщает впечатления, подчеркивает, что каждый класс занимается по своему расписанию.)

Ученики возвращаются за парты и вновь работают с учебником. Учитель произносит пословицы и просит подобрать соответствующие им рисунки. Дети отмечают выбранный рисунок счетной палочкой. Перед последней пословицей учитель включает запись общеизвестной и любимой детьми песни. Дети подпевают. Затем учитель предлагает нескольким ученикам одновременно своими словами, не договариваясь рассказать о том, что было на уроке. Учитель: «Какой можно сделать вывод из этого опыта? Существует пословица, которая дает ему оценку. О каких правилах поведения на уроке эта пословица напоминает?» (Необходимо поднимать руку, отвечать по просьбе учителя, уважать друг друга, давать возможность высказаться товарищу, слушать ответы товарищей, быть внимательными к одноклассникам, тогда урок принесет действительную пользу каждому ученику и каждое занятие превратится во встречу добрых друзей, занятых одним общим, полезным делом.) Учитель напоминает, что в каждом классе идут занятия, поэтому рабочее настроение учеников и соблюдение правил поведения на уроке помогают не только одноклассникам, но и другим ученикам и учителям школы. Можно предложить детям пофантазировать, что было бы, если отменить эти правила. Много ли будет пользы от такой учебы, захочется ли учиться в такой школе?

В конце занятия можно предложить детям спеть песню, например «Если с другом вышел в путь», «Улыбка», песни из мультфильмов про кота Леопольда.

Задания на с. 34—35 в рабочей тетради выполняются на уроке труда. Учитель напоминает детям пословицу «Делу — время, потехе — час». Спрашивает в конце урока, чем, по их мнению, они были заняты: делом или потехой.

Национально-региональный компонент. Вспомните аналогичные пословицы народов своего края.

Физкультминутки. Подберите игры по правилам, бытующие в вашем регионе, поиграйте в них с детьми. Подчеркните, что игра невозможна без соблюдения правил всеми игроками. Обсудите с детьми, что и в учебе, и в других сферах жизни существуют свои правила — правила поведения.

Рекомендации для занятий в семье. Обсудите с детьми распорядок дня в семье. В беседе выделите самые важные дела, которые обязательно должны быть сделаны в течение дня. Определите для них удобное, рациональное время. Затем выберите те занятия, которые можно считать отдыхом в оставшееся от обязательных дел время.


Урок 21. КНИГА— ДРУГ И НАСТАВНИК

Задачи урока: представить детям образ книги в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через чтение книг.

Планируемые достижения учащихся: понимание необходимости книги в жизни каждого человека и радости от общения с ней как с верным другом.

Оборудование. У учителя — различные учебники, подборка детских книг, набор иллюстраций к уроку (наскальная живопись, страницы летописей, буквицы, рисунок ребенка-дошкольника), печатные формы из картофеля или поролона в виде букв. У учащихся — счетные палочки.

Предварительная работа. Прочитайте с детьми рассказ Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Возможно посещение школьной библиотеки, разговор с ее сотрудником.

Ход урока

В начале урока учитель загадывает ученикам загадку (с. 47 учебника). Учитель: «Кажется, что в загадке говорится о пище. Давайте этим и воспользуемся, чтобы поразмышлять. Ребята, что нужно для того, чтобы сохранить пищу свежей? (Засолить, замариновать, сварить; положить в погреб, в холодильник.) Сохранять пищу, необходимую для тела, люди научились уже давно. Интересно, что мысль, слово люди издавна считали пищей для ума. А можно ли сохранить слово, мысль? Как это сделать? (Записать.) Очень долго люди не знали письменности. Но желание рассказать о событиях своей жизни всегда было очень сильным. Как вы думаете, как можно описать что-то без букв? Все современные дети-дошкольники, многие школьники и даже некоторые взрослые до сих пор пользуются этим способом». Учитель показывает выразительный детский рисунок с ясным сюжетом и спрашивает: «Как вы думаете, о чем этот рисунок? О чем хотел рассказать малыш? (Ответы детей.) Вот и древние люди вначале пользовались рисунками, чтобы передать другим сообщение о том, что им было очень важно и дорого». Учитель показывает образец наскальной живописи или рисуночного письма и спрашивает: «Но как вам кажется, достаточно ли этого способа? Рисунок каждый может понять по-своему, да и стену пещеры, скалу невозможно перенести в другое место, передать из рук в руки. Какое же чудесное открытие помогло людям сохранять и передавать друг другу свои мысли, даже не встречаясь лично? (Письменность.) С тех пор как люди изобрели и освоили письменность, они стали свободны в сохранении слов, передающих мысли, переживания, чувства. Давайте вспомним, как на одном из уроков мы говорили о чудесных помощниках человека. Каким из них верно служит письменность?» (Памяти, мышлению, речи.)

Далее продолжается работа по учебнику. Учитель рассказывает об истории книгопечатания (ученики с помощью счетных палочек выделяют рисунки, иллюстрирующие его рассказ): «Самые первые книги люди писали от руки. Одну книгу писец мог писать много лет. Он сам или художник делал рисунки к своему повествованию. Были мастера, которые рисовали особые красивые заглавные буквы — буквицы. (Учитель показывает образец страницы старинной книги.) Эти книги назывались летописями, их писали монахи-летописцы (историки) в монастырях. Из старинных книг мы узнаем о древних событиях нашей истории. (По возможности здесь учитель включает фрагмент записи «Слова о полку Игореве».) В те далекие времена не только язык отличался от современного, но и написание букв было другим. Давайте попробуем прочитать пословицы, написанные старинным шрифтом на с. 47 учебника».

Затем учитель продолжает свой рассказ об истории книгопечатания: «Много ли людей могло прочитать книгу, которая была написана от руки и хранилась обычно в монастыре или царской библиотеке? И вот люди придумали, как можно делать книги быстрее и в большем количестве экземпляров. Этот способ назвали книгопечатанием. Вначале текст каждой страницы рельефно, выпукло вырезался на деревянной доске. Таких досок было столько, сколько страниц в книге. Каждую рельефную доску покрывали краской и затем делали оттиски на бумаге, столько, сколько было нужно. Потом придумали делать отдельные литеры (буквы) из дерева (позже их отливали из металла). Из литер набирали текст страницы, как мозаику. Отпечатав столько страниц, сколько требовалось, литеры разбирали. Давайте попробуем тоже побыть в роли книгопечатников. Правда, литеры у нас будут из доступного нам материала».

В зависимости от работоспособности и организованности класса далее работа проводится либо в группах, либо по желанию учеников у стола учителя. С помощью заранее заготовленных из поролона или картофеля литер дети пропечатывают буквы либо набирают из литер простые слова. Напечатанные буквы можно сохранить для урока труда или рисования, на которых они могут быть превращены детьми в буквицы.

Учитель: «Вначале набор букв и печатание страниц книги производились на первых печатных станках вручную. Потом появились более сложные печатные станки-автоматы. А в наше время на помощь человеку пришли компьютеры. И теперь книг печатают так много, что они доступны каждому человеку». Учитель делает вид, что прислушивается: «Вы слышите, кто-то плачет?» Подходит к шкафу, достает оттуда заранее приготовленные книги в плохом состоянии и говорит: «Теперь все понятно. Бедные-бедные. Кто это с вами так обошелся? Раньше, когда воины захватывали город, они уничтожали книги, чтобы убить память порабощенного народа. Вы не видели у нас в школе воинов? Кто же тогда довел эти книги до такого состояния? Да, ребята, иногда мы сами обращаемся с нашим достоянием совсем не так, как хорошие хозяева. А наоборот, как.... (Дети дополняют предложение.) Но это, конечно, не специально, а оттого, что многие не знают, как правильно обращаться с книгами. Давайте сейчас назовем главные правила бережного обращения с книгой: брать книгу чистыми руками; оборачивать книги в бумагу или специальные обложки при чтении, например, в транспорте; страницу переворачивать аккуратно за край, но никогда не слюнить палец; пользоваться закладками; аккуратно класть на парту или полку». Дети вслед за учителем повторяют правильные действия.

Учитель: «Давайте вернемся к нашей загадке. (Повторяет текст.) Мы предположили, что в ней говорится о пище. Какую вы знаете пищу? (Ответы детей.) Это пища для тела. Вот представьте себе: у вас есть вся еда, какую вы любите. (Учитель перечисляет продукты, называемые детьми.) Хватит ли вам этого, для того чтобы интересно жить; для работы вашего воображения, рождения мыслей? Конечно нет. Человеку необходимо для жизни гораздо больше, чем вкусная, сытная еда. Нам необходимы новые знания для работы мысли, воображения. Это называется пищей духовной. Откуда прежде всего мы можем получить такую пищу? (Из книг.) Значит, книга — главный источник пищи для души и ума человека. Если вдуматься, то кто «сварил книгу»? (Автор, писатель, художник.) Кто «налил»? (Печатник, типограф.) Кто «хлебает»? (Читатель.) А почему в книге «не убывает»?» (Невозможно исчерпать знания, идеи.)

Учитель: «Ребята, а теперь назовите, пожалуйста, свои любимые книги и их персонажей. Почему вы любите эти книги, чему они учат?» Начинается свободное обсуждение, которое учитель завершает обобщением. Обращает внимание детей на подготовленную подборку книг. Предлагает на перемене рассмотреть их.

На уроке труда можно сделать общий коллаж из рисунков детей, представляющих любимых героев детских книг (обязательно книг, а не мультфильмов).

Национально-региональный компонент. Возможно, ваш регион подарил стране известного писателя. Расскажите о нем детям. Рассмотрите с детьми книги на национальном языке, книги по истории региона. Побеседуйте с детьми о том, что книги сохраняют память об истории вашего края.

Физкультминутки можно провести в форме игрового массажа. Дети играют парами. Один на спине другого делает ритмичные движения руками, ориентируясь на текст, который в первый раз произносит учитель. Во второй раз меняются ролями и стараются произносить текст вслед за учителем:

 

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, Ехал поезд запоздалый. Из последнего вагона Вдруг просыпалось зерно. Пришли куры — поклевали, Пришли гуси — пощипали, Пришел слон — потоптал, Пришел дворник — все подмел.

Рекомендации для занятий в семье. Вместе с ребенком пересмотрите книги в домашней библиотеке. Выберите те из них, которые нуждаются в ремонте. В выходной день приведите их в порядок. Поговорите с ребенком о любимых книгах (своих и его). Выберите книгу для семейного чтения вслух.


Урок 22. ПОТЕХЕ — ЧАС

Задачи урока: раскрыть вторую часть пословицы «Делу — время, потехе — час», показать необходимость ритмичной смены работы и отдыха для достижения успеха в любом деле; познакомить с тайнами игр и игрушек как хранителей знаний и образа мира, присущих каждому конкретному времени.

Планируемые достижения учащихся: научиться соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития.

Оборудование. У учителя — набор букв на магнитах, фотографии, таблицы или рисунки с образцами народного творчества (вышивка, роспись и резьба по дереву, народный костюм, зодчество и т. п.); любое издание произведений А. С. Пушкина; альбомы с репродукциями картин художников, с которыми дети уже познакомились (Н. П. Богданов-Бельский, И. К. Айвазовский, И. Е. Репин); набор цветных лент длиной 1—1,5 м для имитации вожжей в конской упряжи. У учащихся — счетные палочки.

Предварительная работа. Поиграйте с детьми в игры с правилами. Обсудите любимые игры. Прочитайте стихотворение Д. Хармса «Игра», сказку Р. Баумволь «Что делают игрушки ночью».

Ход урока

К началу урока учитель пишет на доске первую часть пословицы «Делу — время...». Вторая часть пословицы в перепутанном виде выложена с помощью отдельных букв на магнитах (если класс не читающий, то можно просто поменять местами 2—3 буквы). Учитель просит вспомнить рассказ о происхождении пословицы, которую дети услышали на прошлом уроке «Делу — время» (о соколиной охоте и царский указ о ней как о потехе).

Куклы Мальчик и Девочка здороваются с ребятами, начинают читать пословицу, пробуют привести вторую часть в порядок, но не могут решить, кто из них первым начнет восстанавливать текст (шутливо-гротескная перепалка: «Я первый!» — «Нет, я первая!»). Обращаются за помощью к ребятам. Учитель спрашивает у учеников, как можно честно выбрать ведущего или назначить очередность в общем деле. (С помощью считалки.) Спрашивает, кто из ребят с помощью считалки рассудит кукол. Тому ученику, кто будет «считать», учитель бросает волшебный клубочек и приглашает к доске. Если желающих много, можно усложнить задачу и бросать клубок по очереди всем детям. Выходит к учителю тот, кто поймает клубок. Учитель проговаривает текст считалки вместе со всеми вслед за ведущим, который считает кукол, указывая поочередно на каждую из них рукой. Так определяется, какая из кукол будет первой исправлять текст второй части пословицы. Куклы приводят текст в порядок, а учитель вместе с учениками проверяют его правильность.

Учитель спрашивает у ребят, к какой области культуры относятся считалки: «Мы уже знаем, что культура — это...» Дети заканчивают фразу: «...книги, где хранятся произведения словесного искусства разных авторов; картины художников, народное творчество (костюмы с вышивкой, роспись и резьба по дереву, деревянное зодчество, песни, танцы, сказки)». Учитель помогает детям отвечать, показывая таблицы, опорные рисунки, фотографии, книгу с произведениями А. С. Пушкина, альбом с репродукциями. Учитель: «А еще у каждого народа есть часть культуры, которую все любят, которая хранит в себе детские годы наших бабушек и дедушек, сохранит для будущих детей и ваши детские годы. Эта часть культуры может многое рассказать думающему и внимательному человеку».

Учитель предлагает детям открыть учебник на с. 48 и говорит: «На этой странице сфотографированы подданные одного великого царства-государства. Одни из них рассказывают о прошлом времени, другие — о настоящем. Как их назвать одним словом?» (Игрушки.) Учитель выкладывает на доске буквами на магнитах слово «игрушки» и спрашивает: «А как можно назвать само царство-государство?» (Государство игры, игра.) Учитель выкладывает на доске слово «игра».

Учитель: «Давайте сейчас представим себе, что мы работаем в бюро подарков. И вот к нам пришли посетители. Одна пара как пара, обычные ребята, похожи на вас. А вот другие дети необычные. Как вы думаете, откуда они к нам заглянули? (Из прошлого, из прошлых времен.) А как мы это узнали? (По костюмам.) Давайте теперь распределим игрушки между этими детьми, чтобы каждому досталась игрушка своего времени. Для этого дадим каждой игрушке название». Дети называют игрушки, действуя счетными палочками как указками, высказывая предположения, современная это игрушка или старинная.

Учитель: «Ребята, как мы узнаем, какому времени принадлежит та или иная игрушка?» (Из какого материала она сделана, например: резиновый или тряпичный мячик, искусственный мех у игрушечного медведя; какой вид транспорта изображает игрушка: повозку, похожую на уточку, коней, запряженных в экипаж, коня с седлом, колесный пароход, грузовой автомобиль, самолет; каковы особенности кукол, их лиц, наряда, способа изготовления: кукла, у которой «нет лица», — старинная, так как раньше не изображали лицо у кукол; кукла «с лицом» — современная.)

Учитель: «Ребята, а что еще, кроме считалок и подданных-игрушек, есть в царстве игры́, без чего поиграть никак не получится? (Игровые правила.) Давайте посмотрим на рисунки, где изображены подвижные игры для улицы, и назовем правила этих игр». Дети называют игры и правила: бадминтон (воланчик не должен коснуться земли); игра со скакалкой (нельзя задеть скакалку; нужно прыгнуть определенное количество раз; нужно прыгать определенным способом: на двух ногах, на одной ножке, попеременно то на правой, то на левой ноге, поодиночке, вдвоем, втроем и т. п.).

Учитель: «Как вы думаете, старинные это игры или современные?» Дети высказывают свои версии, учитель дополняет: «Игра со скакалкой хоть и придумана очень давно, но любима всеми до сих пор. Раньше она называлась «в веревочку». Игра в бадминтон тоже была придумана очень давно древними индейцами Америки, но в Россию пришла сравнительно недавно. Только в старину игровые предметы (и воланчик, и ракетки, и скакалка-прыгалка) делались из других материалов.

А кто знает, как называется игра, в которую так весело играют дети и взрослые на старинной фотографии? (Жмурки.) Вам знакома эта игра? Что нужно сделать прежде всего, чтобы начать в нее играть? (Выбрать ведущего.) Как это можно сделать?» (С помощью считалки.) Читающим детям можно предложить прочитать считалку на с. 49 учебника.

Далее учитель предлагает детям выучить считалку, которая могла помочь игрокам в то давнее время:

Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, восемь, Ходит бабка с длинным носом, А за нею дед. Сколько ему лет? Говори побыстрей, Не задерживай детей.

Учитель выбирает ведущего. Затем предлагает сыграть в молчанку, так как жмурки в помещении класса невозможны. Ведущий выходит к столу учителя, берет куклу на выбор (Мальчика или Девочку) и произносит игровой приговор:

Чок, чок, чок, Зубы на крючок, Язык на палочку, Закройся на стукалочку. Зубки не показывать, Сказки не рассказывать. Белая овечка — Больше ни словечка!

После приговора нельзя ни говорить, ни двигаться. Задача ведущего — рассмешить кого-то из играющих с помощью куклы.

Учитель: «Ребята, урок мы начали с пословицы... (Дети завершают фразу.) Но мы ни разу больше не говорили с вами о потехе, а только об игре. Как вы думаете, почему?» (Дети отвечают.) Кукла-помощник делает вывод: «Игра — это самая лучшая потеха». Обращается к конкретным детям: «Какие считалки ты знаешь? Какие игры любишь? Какой игре можешь научить одноклассников?» Советует: «На перемене обязательно играйте вместе с друзьями!»

Учитель: «Ребята, теперь в конце каждого урока, после того как вы потрудитесь, мы будем отводить несколько минут для потехи 3. Но это только при условии, что вы будете соблюдать правила урока: внимательно слушать, поднимать руку для ответа, уважать своих одноклассников, выполнять все задания. Словом, поступать так, как советует пословица: «Делу — время, потехе — час»».

Национально-региональный компонент. Вместе с детьми вспомните игры, бытующие в вашем регионе. Разучите игровые припевки, считалки на диалекте русского языка или на языках народов своего края.

Физкультминутки. Для каждой игрушки дети вслед за учителем показывают характерное движение: 1) мяч — ладошки «прыгают» по парте или сами дети подпрыгивают, как мячики, возле парт; играть можно парами: один — мячик, другой — игрок в мяч; 2) самолет — руки раскинуты: самолет летит; работает мотор: «у-у-у-у»; 3) машина — руки на воображаемом руле, как у водителя; шумит мотор: «тр-тр-тр-тр»; 4) катание на лошадях: верхом — каждый подпрыгивает на месте так, будто скачет на лошади, и цокает языком; упряжь парой — двое ребят опоясываются вместе лентой, третий держит «вожжи», цокают языком; на тройке — трое опоясываются вместе лентой, четвертый — правит «вожжами», цокают языком; 5) медведь — ребята переваливаются с ноги на ногу и «рычат»; 6) колесный пароход — руки перед туловищем совершают движения по типу колеса; гудит гудок: «ту-ту-ту»; 7) солдатики — «маршируют» по парте пальцы, либо сами дети маршируют около парт или по периметру класса, если это возможно; 8) игра в куклы — укачивание и размеренное напевание «а-а-а-а» (мальчики баюкают воображаемого мишку); звук колыбельной постепенно затихает, куклу кладут спать, и дети тихо садятся за парту.

Маршировать можно, исполняя солдатскую песню или проговаривая считалку:

Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, сто рублей. Вот и вышел муравей!

На данном уроке можно изобразить 1—2 игрушки. Договоритесь с учениками, что остальные игрушки они будут изображать во время физкультминуток на других уроках этого и последующих учебных дней. Предложите детям придумать самим, какие игрушки они хотели бы изобразить на будущих физкультминутках.

Рекомендации для занятий в семье. Побеседуйте с детьми об игрушках, с которыми вы играли в детстве.

  За страницами учебника (раздел «Наш класс») На родительском собрании (либо в форме листовок, размноженных и врученных родителям, либо на классной или общешкольной доске информации для родителей) объясните значение игры как народной школы физического, интеллектуального и психического здоровья не только в становлении личности, коррекции психики ребенка, но и в укреплении семьи, сохранении связей между поколениями, сбережении культурного наследия каждого народа. Предложите родителям совместно постепенно создать игротеку вашего класса. Для этого родители вспоминают игры своего детства и записывают их на карточки. Можно инициировать введение ежемесячного родительского дня. В этот день в класс приходит кто-то из родителей либо бабушка, дедушка и играет с детьми, рассказывает о своем детстве. Организуйте школьный осенний спортивный праздник с народными детскими играми родного края. Отправьтесь в путешествие (с участием родителей) за город, за околицу для знакомства с природой в ее естественных формах. Проведите классные часы по темам: 1. Как вести себя в классе. 2. С кем бы я хотел дружить. 3. Учитель — высокое слово. Подготовьтесь к ближайшему празднику. Вместе с родителями украсьте класс. Прочитайте или придумайте с детьми «Кодекс чести класса». Обсудите его. Кодекс чести класса 1. Будь верен России, будь достойным гражданином своего Отечества. 2. Помни, что все мы — одна семья, братья и сестры. Учись любить ближних и заботиться о них. 3. Если кого обидел, проси прощения и сам всегда прощай обидчика. 4. Овладевай знаниями для пользы ближнего и на благо Родины. 5. Если день прожит без доброго слова и благого дела, он прожит зря. 6. Если твой товарищ слаб или оказался в беде, помоги ему. 7. Уважай и люби своих родителей и наставников. 8. Будь требователен к себе и снисходителен к ближним.   Помни! Тот, кто смеется над ближним, обманывает, обзывается и говорит дурные слова, поднимает руку на ближнего, ябедничает и осуждает другого, опаздывает в школу, подводит товарищей, не слушает учителя на уроке, ленится учиться, грубит старшим и одноклассникам, считает себя лучше других, тот позорит честь класса.  

1 См. в кн.: Ельницкий К. В., Воскресенский А. Д. Воспоминания о Сергее Александровиче Рачинском. — Гомель, 2003.

2 По материалам статьи Е. И. Власовой «С. А. Рачинский. Биографические данные. Воспоминания».

3 В дальнейшем, если остается время, учитель спрашивает у детей в конце любого занятия, выполнены ли классом правила поведения на уроке. Если учитель и дети решают, что правила соблюдены, то детям предлагается сделать одно из заданий рабочей тетради на с. 36—37. Учитель рисует его на доске и зачитывает вслух соответствующий текст. Практику потехи как поощрения за успешный труд можно продолжить и после того, как закончатся задания в рабочей тетради на с. 36—37. Для этого предложите детям заранее готовить для всего класса потешные задания по типу тех, которые были представлены в рабочей тетради. Рисованные ответы можно выполнять на отдельных листах и организовывать выставки на стенде.

 


Раздел «Наш дом и семья»

Урок 23. МЫ В СЕМЬЕ

Задачи урока: познакомить детей с терминами ближайшего родства; представить детям образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.

Планируемые достижения учащихся: различать степени родства; уметь с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; способность оценить свои отношения с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.

Оборудование. У учителя — матрешка, изображение яблоневого дерева; фонограмма произведения классической музыки (по выбору), магнитофон. У учащихся — счетные палочки, фишки из счетного набора.

Предварительная работа. Прочитайте с детьми сказку Г.-Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка», басни Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», «Дележ наследства», быль «Мудрый старик», рассказ «Старый дед и внучек» (на выбор).

Ход урока

Учитель: «Сегодня мы начинаем новый раздел в открытии окружающего мира. Это очень важный раздел».

Учитель предлагает детям рассмотреть изображение яблони с плодами. Дети вслед за учителем называют части дерева: корни, ствол, ветви, плоды. Учитель спрашивает, возможна ли жизнь дерева без этих частей, что будет, если у дерева обрубить корни, ствол, лишить его листвы.

Затем учитель включает запись любой классической умиротворяющей музыки или фонограмму звуков природы и говорит: «Ребята, закройте глаза и представьте себе, что в жаркий день, после долгого, утомительного пути по пыльной дорог

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...