Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 24. Моя семья — часть моего народа




Задачи урока: представить детям семейные традиции как признак принадлежности к тому или иному народу России и мира; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим.

Планируемые достижения учащихся: уметь находить ласковые слова в колыбельной песне; подобрать пословицу для определения смысла любимой сказки; знать названия старинных предметов быта на языке своего народа.

Оборудование. У учителя — тарелка, обтянутая пищевой фольгой, яблоко; иллюстрации прялки, ложки и туеска с характерной для региона цветовой гаммой росписи по дереву (либо подлинные предметы); запись плясовой песни, исполняемой на баяне, магнитофон.

Предварительная работа. Почитайте с детьми народные сказки. Посетите в краеведческом музее экспозиции народного декоративно-прикладного искусства и быта.

Ход урока

Дети раскрывают учебник на с. 54. Учитель сообщает: «Ребята, мы отправляемся вслед за волшебным клубочком в новое путешествие. (Пускает по столу клубок.) Сейчас я возьму мое серебряное блюдечко и наливное яблочко и точно узнаю, куда мы попали. (Учитель катает по тарелке яблоко.) Молчит мое серебряное блюдечко. Придется нам самим догадаться, куда привел нас волшебный клубочек. Давайте заглянем в окошко вот этой избушки».

Учитель обращает внимание детей на репродукцию картины М. Игнатьева на с. 54 учебника и спрашивает: «Как вы думаете, в какое время привела нас нить волшебного клубочка? (В давние времена, в прошлое.) Нас очень много, не всем хорошо видно. Расскажи, пожалуйста, что видно в окне». (Учитель дает клубок одному из учеников, и тот описывает, что изображено на репродукции.)

Учитель читает слова колыбельной песни (по возможности напевает), затем задает вопросы: «Что это за песня, как она называется? (Колыбельная.) А кто знает, почему она так называется? (Потому что пелась у колыбели.) Ребята, как вы думаете, в какой стране стоит избушка, куда мы сейчас заглянули? (В России.) А как вы догадались? (По костюму девочки, по домашним вещам — мы такие видели в музее; по словам колыбельной песни.) А если бы вы услышали вот такие слова (произносит нараспев, как колыбельную): «Гоупы, гоупы, кочка снедла кроупы...» — вы поняли бы, о чем эта песня? (Можно догадаться, что это колыбельная, но непонятны слова.) Конечно, ведь это слова незнакомого нам чешского языка. Давайте еще раз послушаем русскую колыбельную и выберем из нее самые ласковые слова. (Еще раз читает текст.) Ребята, пели ли вам колыбельные песни дома? Какие? (Тому из детей, кто отвечает, учитель дает в руки клубочек.) А какие колыбельные вы будете петь своим детям, когда станете папами и мамами? (Те же, что слышали сами в детстве.) Вот и протянется ниточка волшебного клубочка, ниточка народной памяти, культуры через вас дальше, к вашим потомкам».

Учитель: «А теперь рассмотрите, ребята, фотографию внизу. Кто это? (Дедушка и два внука, которые перенимают дедушкино мастерство.) Что они делают? Какая может звучать музыка: веселая или грустная? Может быть, такая?» Учитель включает запись музыки, исполняемой на баяне. В это время могут быть проведены физкультминутки: дети произвольно танцуют под музыку.

Далее учащиеся рассматривают старинные предметы на с. 54—55. Учитель задает вопросы: «Какие из этих предметов могли быть в деревенской избе, а какие — в городском доме, в зажиточной усадьбе? Для чего они служили в доме?» Дети по очереди называют предметы (в случае затруднений учитель сам называет предметы и их назначение): на с. 54 — люлька, горшочек на бочке, солонка-уточка, прялка, плетеный из лозы сундук с полотенцами и вышитым ковриком, подойник для молока, деревянная миска с черпаком; на с. 55 — чайник и сахарница, шкафчик-горка с фарфоровой посудой, конь-качалка, на картине А. Красносельского — настольная лампа, голландская печь (без плиты), уютный диван (в глубине у стены). При этом остальные ученики указывают на каждый из предметов при помощи указки — счетной палочки.

Затем дети выполняют задания в рабочей тетради на с. 40. На доске заранее написаны или выложены магнитными буквами названия предметов, изображенных в тетради. Учитель: «Посмотрите, есть ли на этом рисунке ложка. (Дети находят предмет, его название в словах для справок, подписывают, сверяясь с доской.) Есть ли на рисунке солонка? прялка? веретено? туесок?» Если есть региональные особенности в названиях предметов, учитель обсуждает это с детьми.

Учитель спрашивает у учащихся, карандашами какого цвета можно раскрасить эти предметы. Дети совместно с учителем рассматривают образцы росписи; возвращаются к с. 15 учебника, вновь рассматривают прялку и ее роспись, так как прялка в рабочей тетради — близкий к ней вариант. Затем подбирают подходящие карандаши и показывают учителю, поднимая их в руке.

Учитель вновь пускает по столу клубочек и говорит: «Смотрите, ребята, волшебный клубочек опять зовет нас за собой. Наверное, он предлагает заглянуть в окно, откуда льется такой приветливый свет». Вновь обращает внимание детей на репродукцию картины А. Красносельского на с. 55 учебника. Ученики описывают ее и отвечают на вопросы: «Сколько внуков слушают бабушкину сказку? Знаете ли вы имена героев русских былин и сказок? Какие сказки вам читают дома? Какие сказки вы будете рассказывать или читать своим детям, когда станете родителями сами?» У каждого ребенка, который отвечает, в руках клубочек.

Учитель завершает урок: «Сегодня волшебный клубочек показал нам, что каждая семья хранит невидимые, но драгоценные нити народной памяти, культуры. Когда дети слушают колыбельные, сказки, видят в своем окружении предметы старинного быта, говорят на родном языке, играют в национальные игры, это и есть волшебные нити, которые соединяют сердце каждого ребенка с родным народом. Когда ребенок вырастает, становится взрослым, то эту добрую память он передает дальше, своим детям».

Национально-региональный компонент. Выучите с детьми названия предметов домашнего быта на языках народов своего края, диалектные формы таких названий на русском языке. Вспомните героев фольклора народов вашего региона.

Ф изкультминутки. Дети изображают игрушки (см. рекомендации по проведению физкультминуток в уроке 22).

Рекомендации для занятий в семье. Вспомните и проиграйте с ребенком его раннее детство: покачайте на коленях, напойте колыбельные песенки, посмешите потешками. Вспомните игры, забавные случаи из жизни, любимые сказки. Выполните вместе с детьми задание № 3 на с. 41 рабочей тетради (по желанию).


Урок 25. ПРИРОДА В ДОМЕ

Задачи урока: прививать любовь к своему дому, ко всему, что в нем находится, воспитывать чувство ответственности за жизнь и здоровье живых существ в доме, стремление украшать свое жилье, развивать творческие способности и речь детей.

Планируемые достижения учащихся: осознать, что наш дом, как и класс, наполнен природой, понять ее значение для всех членов семьи.

Оборудование. У учителя — магнитофон, кассета с записью песни Ю. Антонова «Под крышей дома твоего». У учащихся — атлас-определитель «От земли до неба», фотографии объектов природы (растений, животных), сделанные дома.

Предварительная работа. На родительском собрании попросите родителей сфотографировать комнатные растения и животных, которые есть у них в доме. Пусть эти фотографии дети принесут на урок.

Ход урока

Музыкальной «визитной карточкой» данного урока является песня Ю. Антонова «Под крышей дома твоего».

Учитель говорит, что дом — это не только семья, но и все то, что создает удобство, уют и красоту, необходимые для жизни семьи. Он предлагает детям выполнить задание с рисунками на с. 56 учебника. В итоге делается вывод, что комнатные растения и различные животные, которых люди содержат дома, делают дом (квартиру) уютнее и красивее.

Высказывания детей учитель может дополнить интересным рассказом: «Когда-то давным-давно, когда еще на свете не было ни вас, ни ваших родителей, ни даже бабушек и прабабушек, Россию посетил знаменитый французский писатель Теофиль Готье. Его поразило то, что в наших домах много комнатных растений из жарких стран. Вот что он писал: «Цветы — вот поистине русская роскошь! Дома полны ими. Они живут здесь как в теплице. На улице вы чувствуете себя как на Северном полюсе, а в домах вы как будто в тропиках. Наверное, при помощи такого изобилия зелени глаз стремится отдохнуть от неизменной зимней белизны... в стране, где снег покрывает землю более чем половину года... Если бы не старались здесь квартиры превратить в сады, зимой можно было бы подумать, что зеленый цвет навсегда исчез из природы»».

Затем выполняются другие задания на с. 56 учебника. Они дополняются коллективной работой по заданию № 1 в рабочей тетради (с. 42—43). Названия растений и животных зачитывает учитель или кто-либо из хорошо читающих детей. Если запись чисел еще представляет для детей трудность, задание можно видоизменить: учитель читает название, а учащиеся кладут на данный объект цветную фишку, затем фишка перемещается на другой названный объект и т. д. Учитель, проходя по рядам, следит за ходом работы. Таким образом повторяется, закрепляется и осмысливается с новой точки зрения материал, изученный в предыдущей теме.

После этого выполняется задание на с. 57 учебника. Оно предполагает также работу по развитию мышления и речи первоклассников: дети называют, какие растения и животные изображены на фотографиях в учебнике, рассказывают о том, что имеется у них в доме, какие интересные события связаны с домашними любимцами и т. д. Дополнительно используются рисунки из атласа-определителя «От земли до неба»: дети показывают классу изображения комнатных растений, аквариумных рыбок, птиц, зверьков, которые есть у них дома, но не нарисованы в учебнике. Кроме того, учащиеся демонстрируют фотографии растений и животных, принесенные из дома.

Учителю следует иметь в виду, что далее в разделе «Наш дом и семья» предусмотрены отдельные уроки, посвященные комнатным растениям, собакам, кошкам. Поэтому на этих вопросах не нужно останавливаться слишком подробно. Важнее подвести детей к выводу, что природа не только украшает дом, но и дает человеку радость общения с живым, делает жизнь человека счастливее.

Данный этап урока можно завершить самостоятельным выполнением задания № 2 в рабочей тетради (с. 43). При недостатке времени на уроке эту работу дети заканчивают дома.

В конце урока учитель может устроить «веселые минутки», прочитав детям отрывки из стихотворения С. Я. Маршака «Пудель»:

 

На свете старушка Спокойно жила, Сухарики ела И кофе пила. И был у старушки Породистый пес, Косматые ушки И стриженый нос. Старушка сказала: — Открою буфет И косточкуПуделю Дам на обед. Подходит к буфету, На полку глядит, А пудель На блюде В буфете сидит. Однажды старушка Отправилась в лес. Приходит обратно, А пудель исчез. Искала старушка Четырнадцать дней, А пудель по комнате Бегал за ней. Старушка и пудель Смотрели в окно, Но скоро на улице Стало темно.

 

Старушка спросила: — Что делать, мой пес? А пудель подумал И спички принес. Смотала старушка Клубок для чулок, А пудель тихонько Клубок уволок. Весь день по квартире Катал и катал. Старушку опутал, Кота обмотал. Старушке в подарок Прислали кофейник, А пуделю — клетку И медный ошейник. Довольна старушка, А пудель не рад И просит подарки Отправить назад.

 

Можно попросить детей вспомнить стихи и сказки о животных, которые они учили в детском саду или с родителями («Я сегодня сбилась с ног...», «Плачет киска в коридоре...» и др.).

В заключение делается общий вывод по уроку, который сопоставляется с выводом учебника (с. 57).

Физкультминутки. Потягивание, наклоны в стороны, покачивания с поднятыми руками можно выполнить под музыку Ю. Антонова «Под крышей дома твоего».

Рекомендации для занятий в семье. Обсудите с ребенком, как лучше украсить дом (квартиру) комнатными растениями. Чаще привлекайте ребенка к уходу за комнатными растениями и домашними питомцами-животными.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...