3. Саморганизация личности. 3. 1. Понятие самоорганизации личности
3. САМОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 3. 1. Понятие самоорганизации личности Умение организовывать себя формируется в течение детства и ранней юности, далее идет процесс совершенствования. Конечно, самоорганизация предполагает деятельность, на которую себя мотивирует человек, упорядочивает последовательность ее выполнения для достижения цели. Самоорганизация личности – это деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга. Самоорганизация личности включает в себя развитие воли, интеллекта с помощью самодисциплины, самообразования, приобретения навыков и выработки устоявшихся привычек для выполнения поставленных задач. Для того чтобы деятельность произошла, необходимо волевое усилие. Воля – мобилизация физических и психологических возможностей в ситуации выбора действия при достижении поставленных целей. Волевая регуляция деятельности вырабатывается на основе общественно выработанных понятий, норм, оценок. Используя соответствующие понятия, человек осознает необходимость и возможность соответствующих действий в данных условиях. Воля является регуляционным процессом, направляющим деятельность на достижение ее будущего результата, который предвосхищается в виде определенной психической модели – цели. Достижение результатов волевых действий связано с преодолением трудностей, с проявлением волевых усилий. Все сознательные действия – действия волевые.
Интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: · мировоззрения личности; · моральной устойчивости; · наличия общественно значимой цели; · установки по отношению к деятельности; · уровня самоопределения и самоорганизации личности. Препятствия, преодолеваемые посредством волевых усилий, а также умение сдерживать свои чувства и недопущение импульсивных действий, являются объективным показателем силы воли. Волевые люди обычно очень инициативны, целеустремлены, самостоятельны в своих действиях и решениях, поэтому так важно оценить волевые качества человека, чтобы помочь ему сформировать волю и воспитать в себе волевые качества. Волевая регуляция связана со смысловой сферой личности, т. е. чем осмысленней жизнь человека, тем выше степень развития волевой регуляции, также это относится и к волевым качествам личности. Осмысленность жизни в данном случае понимается как переживание личностью целенаправленности, значимости своей жизни, что предполагает наличие идеалов, ценностей и осознанных мотивов, которыми руководствуется человек в своем поведении. Волевая регуляция нужна при возникновении необходимости следовать социально одобряемым мотивам вопреки собственным побуждениям, но успешность волевой регуляции зависит не от количества смыслов или ценностей, а от их качества. Самодисциплина – приобретенное качество личности, выражающееся в самоорганизации, самоконтроле, проявлении ответственности и способности выстраивать собственную деятельность соответственно принятому плану (режиму, регламенту, программе), а не эмоционально-настроенческому состоянию, которое преобладает у субъекта. Самодисциплина – это отличный инструмент личностного развития. Она помогает как избавиться от чего-то ненужного, например, вредной привычки, так и приучить себя к тому, что способно изменить жизнь в лучшую сторону.
Стив Павлина, автор тренингов по саморазвитию, говоря о развитии самодисциплины, сравнивает её с мышцей. Запас дисциплины, так же как и мускулатура, есть у каждого человека. Пусть маленький и атрофированный, но есть. И это является отправной точкой тренировки. Схема здесь подобна занятиям в зале. Допустим, вы решили получить повышение, а для этого нужно выдавать результат лучше, чем ваши коллеги. Как это сделать? Американские учёные установили, что, работая в офисе, человек 37% времени тратит только на разговоры. Выяснив этот и другие отвлекающие факторы, Вы начинаете работать по-новому – 8 часов, что называется «от звонка до звонка». Ваша продуктивность, несомненно, будет высокой, но сможете ли вы так работать каждый день? Нет. Ведь что будет, если Вы придёте в спортзал без предварительной подготовки и подвергнете свои мышцы тяжёлой тренировке? На следующий день, вероятно, Вам будет тяжело даже встать с кровати, не говоря уже о новой нагрузке. То же самое будет справедливым и в случае с самодисциплиной. Конкретно – её нужно развивать постепенно, увеличивая нагрузку. В этом суть его методики. Самоорганизация предполагает самообразование. Каждый, кто хочет достигнуть лучшего в своей жизни, должен заниматься самообразованием. Сравнивая процесс самосовершенствования с бизнесом, говорят, что надо инвестировать в себя. Самообразование является эффективным вложением усилий и средств, только это может обеспечить лучшее понимание жизни, что в итоге поможет найти путь самореализации и достигнуть желаемого. Самообразование – образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности. Мало кто знает, что почти сто лет назад Николай Александрович Рубакин (русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель) в научном сочинении «Письма к читателям о самообразовании» писал: «…Как известно, на долю мало-мальски культурного человека, в особенности российского, выпадает бесконечно большое число самых разнообразных несчастий. Но нет несчастия, думается нам, более ужасного, более зловредного по своим последствиям, по той массе страданий, которые им причиняются человеку, к тому же длительно, в течение всей человеческой жизни, как нижеследующее: имея глаза – не видеть, имея уши – не слышать, имея нормальный мозг, устроенный не хуже, чем у других, не понимать того, что творится вокруг… Жить, не видя, не слыша и не понимая, – разве же это житье? » Самообразование необходимо для того, чтобы научиться «правильно» мыслить, приобрести широкий кругозор и подняться в своем развитии, чтобы действительно понимать то, что происходит вокруг, и адекватно реагировать на это.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|