Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.4. Задания для самостоятельной работы




6. 4. Задания для самостоятельной работы

Упражнение «Мои социальные роли»

Межличностные отношения определяются ролевыми отношениями. Каждому человеку в течение жизни приходится исполнять самые разные роли: ребенка, ученика, студента, отца или матери, инженера, врача, представителя определенного социального слоя и т. д. Проанализируйте свои социальные роли (сын, дочь, гражданин, студент и т. д. ), права и обязанности, которые с ней связаны, реализуемые ожидания свои и окружающих. Для наглядности заполните (табл. 7).

Таблица 7

Анализ социальных ролей (пример)

Роль Права Обязанности Мои ожидания Ожидания окружающих
Студент Получать образование Хорошо учиться   Если мне предмет будет интересен, то я буду хорошо учиться Отличные оценки
Гражданин        

 

Если у Вас нет противоречий в содержании выполняемой социальной роли, то Вы живете в гармонии с собой и окружающими людьми. Если же противоречия есть, то об этом следует задуматься.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте характеристику социальным и межличностным отношениям?

2. Как вы понимаете социальную дифференциацию? Приведите примеры.

3. Что представляет Ваш социальный статус? Можете ли Вы его изменить?

4. Охарактеризуйте эмоциональную основу межличностных отношений?

5. Каковы особенности межличностных отношений по типу «навстречу людям»?

6. Каковы особенности межличностных отношений по типу «от людей»?

7. Каковы особенности межличностных отношений по типу «против людей»?

 

 

7. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В САМООРГАНИЗАЦИИ И

7. 1. Общение как обмен информацией (коммуникация)

Общение – один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулирования основных потребностей, основа взаимодействия людей.

Понятие «общение», как любое другое понятие в психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятия «общение» и «деятельность».

Общение –сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. Первоначально этот процесс был непосредственно включен в совместную деятельность, и лишь позже произошло его выделение – психологическая спецификация. Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации понимается как обмен информацией.       

Коммуникация – обмен информацией между двумя и большим количеством людей.

Основная цель информационного обмена в общении - выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем.

При всяком рассмотрении коммуникации, с точки зрения теории информации, фиксируется лишь формальная сторона: как информация передается, в то время как в условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

При передаче информации могут возникать коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер.

Коммуникативные барьеры – это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

Коммуникативные барьеры могут быть трех типов:

· барьеры понимания: фонематическое непонимание, семантические, стилистические, логические барьеры;

· социально-культурного различия: социальные, политические,  религиозные, профессиональные;

·  барьеры отношения: неприязнь, недоверие к собеседнику.

Возникновение барьера понимания может быть вызвано рядом причин: фонематическое непонимание, семантический, стилистический, логический барьеры. Феномен фонематического непонимания проявляется в результате использования коммуникатором невыразительной быстрой речи, речи-скороговорки или с большим количеством звуков-паразитов. Семантические барьеры понимания связаны с тем, что участники общения используют различные значения слов. Например, «Убери свою ручку». Значение слова «ручка», может пониматься как «рука человека» или «авторучка». Стилистический барьер обычно возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает. Наконец, логический барьер непонимания происходит, когда логика рассуждения либо слишком сложна для понимания слушающего, либо противоречит присущей ему манере доказательств. Например, детская логика отличается от логики взрослого. Если спросить малыша, почему кораблик плавает, он может ответить «Потому что он мой».

Нередко причиной барьера понимания могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению (социальные, политические, религиозные, профессиональные различия). Говоря о социальных различиях, можно вспомнить поговорку: «Сытый голодному не товарищ». Политическое непонимание лучше всего демонстрируют те конфликты, которые возникают между представителями разных партий. Религиозные войны возникают в результате трудностей в общении людей, исповедующие разные религии. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как представителя определенной профессии.

Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Барьер отношения в общении возникает, например, при неприязни, недоверии к собеседнику. Это существенно влияет и на восприятие информации, исходящей от него.

Любая поступающая к человеку информация несет в себе элементы воздействия. Выделяют два типа коммуникативного воздействия.

· Авторитарная коммуникация. Реализуется установка «сверху – вниз», которая предполагает подчиненное положение слушающего, восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия.

· Диалогическая коммуникация. Реализуется установка «на равных», слушатель воспринимается как активный участник коммуникативного процесса, имеющий собственное мнение.

Передать информацию можно с помощью знаков. В общем виде выделяются два вида знаков, несущих информацию: слова и жесты. Способы передачи информации соответственно и определены как вербальная и невербальная коммуникации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...