7.3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция)
Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Социальная перцепция – сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретация на этой основе поступков и поведения. В социальном восприятии человека в целом всегда присутствуют оценка других людей и отношение к ним в эмоциональном и поведенческом плане. Процесс социальной перцепции может быть представлен в виде схемы (рис. 5).
Рис. 5. Процесс восприятия человека
На основе восприятия человека человеком формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению и формируется собственное поведение. Этот процесс в межличностной перцепции осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров по общению уподобляет себя другому. Следовательно, при взаимодействии людей в совместной деятельности должны быть приняты в расчет не только потребности, мотивы и установки одного человека, но и всех людей, участвующих в общении. В целом, в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, создание собственной стратегии поведения. Можно также выделить четыре основные функции социальной перцепции: · познание себя, · познание партнера по общению, · организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, · установление эмоциональных отношений. При изучении процессов межличностного восприятия выделяют два главных аспекта: психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия; механизмы и эффекты межличностного отражения.
Остановимся подробнее на их анализе. Исследование психологических особенностей наблюдателя, влияющих на процесс социальной перцепции, – хорошо разработанная область в социальной психологии. Так, в восприятии и оценке людьми друг друга были зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные различия. Хотя названные характеристики наблюдателя играют определенную роль в формировании оценки партнера по общению, однако наибольшее значение имеют психологические качества человека и имеющаяся у него система установок. Внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции. Особенно значительна работа таких установок при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. К наиболее существенным свойствам наблюдаемого человека можно отнести: выражение лица, способы выражения экспрессии (чувств), жесты и позы, походка, оформление облика (одежда, прическа), особенности голоса и речи. Воспитываясь в определенной культурной и национальной среде, ребенок усваивает набор экспрессивных средств, с помощью которых среди взрослых принято выражать свои состояния и желания, и одновременно учится «считывать» с поведения и внешности других людей признаки, с помощью которых можно их понять и оценить. Вместе с тем, можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека, позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу. Остановимся на описании работы механизмов социальной перцепции – способов, посредством которых люди интерпретируют действия, понимают и оценивают другого человека.
К механизмам познания и понимания относятся, прежде всего, идентификация, эмпатия и аттракция. Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. То есть, происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек. Идентификация имеет особое личностное значение на определенном возрастном этапе, приблизительно в старшем подростковом и юношеском возрасте, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру). Эмпатию можно определить, как эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпатия, эмпатийнооть в отношении с партнером по общению может рассматриваться как одно из наиболее важных профессиональных качеств психолога, педагога, социального работника. В целом ряде случаев, развитие способности к эмпатии представляется особой задачей для людей, связанных с такого рода деятельностью, и решается с помощью активного самообразования, участия в различных группах профессионального развития. Аттракция (в дословном переводе – привлечение) может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию по отношению к нему привязанности, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения. · Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии. Под социальной рефлексией понимается способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Иначе говоря, это знание того, как другой знает меня. Важно подчеркнуть, что полнота представлений человека о самом себе в значительной степени определяется богатством его представлений о других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отношение к себе со стороны различных партнеров по общению.
Универсальный механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека – механизм каузальной атрибуции. Различают три типа каузальной атрибуции: · личностную (причина приписывается тому, кто совершает поступок), · объективную (причина приписывается объекту, на которое направлено действие), · обстоятельственную (причина приписывается внешним обстоятельствам). Люди не всегда правильно приписывают личностные качества другим. Интересен пример: одно и то же фото было показано двум группам людей, первой сообщалось, что человек на фотографии преступник, второй – о том, что он крупный ученый. Каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае ему были приписаны отрицательные черты личности, во втором – положительные. Таким образом, установка влияет на восприятие человека, что может привести к искажению содержания. При этом степень приписывания зависит от таких основных показателей как степени уникальности или типичности поступка и степени социальной желательности или нежелательности. В целом, изучение феномена каузальной атрибуции позволяет лучше представить себе сам процесс формирования оценки и отношения к партнеру по общению. В процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены социально-психологическими эффектами межличностного восприятия, носят объективный характер и требуют определенных усилий воспринимающей личности. Наиболее значимая информация о ком-то – первая и последняя, это выражается в эффекте первичности и новизны. Он подчеркивает важность определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. При противоречивой информации о незнакомом человеке больший вес придается данным, полученным вначале, при общении со старыми знакомыми больше доверяем последней информации.
Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. На то, каким оно будет, могут оказывать влияние многие факторы, наиболее существенные из них: превосходства партнера по общению, привлекательность и отношение к наблюдателю. Фактор превосходства «запускает» схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому–то важному для него параметру – уму, материальному, социальному положению и др. ). Фактор привлекательности реализует схему, связанную с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Фактор отношения к наблюдателю ставит в зависимость восприятие партнера по общению от его отношения к наблюдателю: людей, которые к нам хорошо относятся или разделяют важные для нас идеи, мы склонны оценивать позитивно. Большое значение на формирование первого впечатления о человеке оказывает эффект положительного или отрицательного ореола. Эффект ореола заключается в приписывание не существующих черт человеку в зависимости от полученной информации. Австралийский психолог Пауль Р. Уилсон провел эксперимент. Он представил пяти группам студентов Мельбурнского университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а затем попросил студентов определить на глаз его рост. Результаты оказались поразительными. Когда человек был представлен студентом, его рост определялся в среднем 171 см, ассистентом кафедры - до 178 см. При звании старший лектор ему был приписан рост 180 см, и, наконец, рост профессора равнялся 184 см. Таким образом, на восприятие другого человека часто оказывает влияние занимаемый им статус. Эффект проекции связан с приписыванием собеседнику своих достоинств или недостатков. Например, когда у человека замечательное расположение духа, все окружающие кажутся ему милейшими людьми. Эффект стереотипизации обусловлен наличием специфических образов, имеющихся в опыте человека – стереотипов. Это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и т. д. Они играют как положительную, так и отрицательную роль, помогают принимать решения в типичной, повторяющейся ситуации, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. В то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений. Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.
В результате стереотипизации формируется социальная установка – предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом. Сформировавшиеся социальные установки обладают устойчивостью и ведут к облегчению, алгоритмизации познания, а также приобщению индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды. Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации. Первый этап – период детства до 12 лет. Установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям. С 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму. На этом этапе формирование установок связано с усвоением социальных ролей. Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений. К 30 годам установки человека приобретают стабильность и фиксированность. Процесс общения и отношение к партнеру задается целью общения. Если общение нужно нам, то происходит «подстройка к партнеру снизу» (взгляд снизу вверх). Очень часто идет преувеличение качеств партнера (например, студент обращается к преподавателю с просьбой пересдать экзамен, считает, что он справедливый, значит разрешит). Возникает «эффект ореола» – перенос уже известных качеств на всю личность, что искажает восприятие. Если общение нужно Ему, то мы подстраиваемся к партнеру сверху (взгляд сверху вниз). При этом предполагается, что тот, кому нужно, должен вести себя соответственно, то есть смотреть на нас снизу вверх, в интонации должна слышаться просьба. На формирование впечатления о партнере определенное влияние оказывает соотношение ролей и статусов. Например, роль преподавателя, студента, декана и т. п. Чем больше различия в статусах, тем больше искажается восприятие. За счет установки идет достраивание образа партнера и построение своих ожиданий. Посредством механизмов социальной перцепции (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, рефлексия, каузальная атрибуция) мы интерпретируем действия, понимаем и оцениваем другого человека. Например: успех на экзамене однокурсника мы можем приписывать его высоким умственным способностям (личностная атрибуция), а можем приписывать факту, что билет достался легкий (объективная атрибуция), или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (обстоятельственная атрибуция). Знание закономерностей влияния субъективных факторов на восприятие партнера по общению помогает для эффективного налаживания отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|